Найти тему

История о том, как банк потерял вклад на 3 млн. рублей и пытался доказать, что никакого вклада вообще не было

Оглавление

Представьте картину: вы пришли забрать вклад, который открыли некоторое время назад. Но в банке говорят: никаких денег вы вообще не вносили и никакого вклада на ваше имя нет.

Фантастика? Похоже на то. Однако именно такая история произошла с нашей героиней.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Что случилось?

В 2015 году гражданка Б. пришла в Сбербанк, чтобы закрыть старый вклад, получить сумму вклада и проценты. Однако менеджер убедил ее переложить все деньги на новый вклад с более выгодными условиями. Б. согласилась.

Но когда она пришла через два года закрывать вклад, ее ждал сюрприз. Сотрудники офиса буквально развели руками — ей сообщили, что никакого вклада на ее имя два года назад открыто не было.

Общая сумма должна была составить уже 3 млн. рублей, однако банк продолжал стоять на своем: никакого вклада не просто существует, а деньги были выданы вкладчице еще два года назад.

Тогда Б. обратилась в суд.

Что решили суды?

К иску она приложила единственное доказательство, которое было — справку об открытии вклада. Однако суд заметил, что документ оформлен ненадлежащим образом: в нем отсутствовал ряд обязательных реквизитов и были допущены ошибки.

Суд пришел к выводу, что Б. не доказала, что вообще открывала вклад, поэтому в иске было отказано.

Поддержали банк и апелляция с кассацией. Тогда Б. направила жалобу в Верховный суд.

Что сказал Верховный суд?

Судьи ВС упрекнули нижестоящие инстанции в том, что дело было исследовано односторонне: суды запрашивали доказательства открытия вклада у истца и отклонили их, но сам банк не смог подтвердить факт закрытия вклада и выдачи денег вкладчице. По словам представителя банка, такие документы хранятся всего 5 лет, и к тому моменту этот срок уже истек.

Банк смог подтвердить выдачу денег только скриншотами из внутренней программы, однако Верховный суд не счел это убедительным доказательством.

ВС также заключил: Б. не могла знать, что выданная ей справка оформлена неправильно, ведь клиент не обязан знать тонкости банковского дела. И в таком случае последствия неверного оформления документов ложатся на банк, а не на клиента.

Решения нижестоящих судов отменены, дело направлено на новое рассмотрение (Определение Верховного суда РФ по делу N 5-КГ21-150-К2).

Повторное рассмотрение

После тычка от ВС, суд первой инстанции благодушно встал на сторону истца и постановил взыскать со Сбербанка почти 3 млн. рублей суммы вклада.

Банк пытался оспорить решение в апелляции и кассации, но все инстанции в этот раз поддержали требования истца (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции по делу N 88-22274/2022).

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********