Найти в Дзене
Лунная программа

Полет к Луне завершен. 55 лет назад астронавты Аполлона-11 вернулись на Землю

Вчера я поместил вырезки из советской газеты "Известия", в которых рассказывалось о благополучном возвращении миссии к Луне, сегодня посмотрим, что писали в американской прессе. Общее количество сообщений, статей, заметок, которые были в газете "Нью-Йорк Таймс" 25 июля достигло 30-ти! Здесь мы посмотрим лишь одну из них:

АСТРОНАВТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ С ЛУНЫ И ПРОВОДЯТ 18 ДНЕЙ В КАРАНТИНЕ. НИКСОН ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЭКИПАЖЕМ

Посадка в Тихом океане в 11 милях от авианосца «Хорнет

ДЖЕЙМС Т. ВУТЕН

Специально для The New York Times

НА БОРТУ U.S.S. HORNET, в Тихом океане, 24 июля - историческая миссия «Аполлона-11» завершилась сегодня, когда американские исследователи Луны благополучно приводнились в Тихом океане, в 11 милях от авианосца «Хорнет», основного корабля сопровождения.

Нил Армстронг, полковник Эдвин Олдрин-младший и подполковник Майкл Коллинз завершили свое путешествие с Земли на Луну и обратно в 12:50 по восточному летнему времени, когда их обугленный космический корабль упал в теплые воды океана в 250 милях к югу от острова Джонстон и в 950 милях к юго-западу от Гавайских островов.

К 14:00 астронавты находились в карантинном трейлере, и врачи констатировали их хорошее состояние. А в 14:55 они оживленно беседовали - через стекло - с президентом Никсоном.

Космический корабль на «Хорнете

Еще через час космический корабль, на котором полковник Коллинз в одиночку облетел Луну, в то время как Армстронг и полковник Олдрин в воскресенье делали первые шаги по Луне, был поднят на борт авианосца.

«Это величайшая неделя в истории мира со времен Сотворения мира», - сказал президент улыбающимся астронавтам. Они толпились за небольшим окном Мобильного карантинного комплекса - маленького узкого трейлера, в котором они будут жить до прибытия в Лунную приемную лабораторию в Хьюстоне в начале воскресенья. Их 18-дневный карантин - 21 день с момента старта с Луны - закончится 11 августа.

«По мере того как я буду путешествовать по Азии и Европе, - сказал Никсон, - станет ясно, что в результате того, что вы сделали, мир стал ближе друг к другу. Мы сможем дотянуться до звезд, как это сделали вы».

Президент Никсон совершает путешествие с остановками в Азии и Европе. Сегодня рано утром на борту «Хорнета» его сопровождали государственный секретарь Уильям П. Роджерс, командир корабля «Аполлон-8» полковник Фрэнк Борман и свита советников, сотрудников Секретной службы и журналистов.

Президент наблюдал за процессом доставки астронавтов с одного из двух мостиков «Хорнета». Он видел огненную траекторию входа модуля в атмосферу Земли, но разделил разочарование экипажа и миллионов телезрителей, когда космический корабль упал в 11 милях от корабля и скрылся из виду.

-2

Сразу после падения в море командный модуль перевернулся вверх дном, и его удалось выправить, когда под поверхностью были надуты большие воздушные шары - так называемые флотационные мешки.

Оказавшись в воде и выправив положение с помощью воздушных шаров, астронавты передали по радио: «Мы все трое в полном порядке. Не торопитесь».

Однако команда по спасению быстро приступила к процедуре, которая отрабатывалась 18 раз за последние три недели. Сегодня весь процесс был завершен быстрее, чем во время любой из тренировочных операций: за три часа и три минуты.

Борман воздает должное подвигу

Полковник Борман, командир первого в мире пилотируемого полета на лунную орбиту в декабре прошлого года, с улыбкой сказал журналистам, что полет «Аполлона-11», стартовавшего 16 июля с мыса Кеннеди (штат Флорида), сделал его «одним из самых гордых американцев на свете».

Загорелый и жизнерадостный Никсон провел первую пресс-конференцию, стоя в трех футах от конца трейлера и разговаривая с астронавтами через микрофон и динамик.

«Отлично выглядите», - сказал он, широко жестикулируя. «Фрэнк Борман говорит, что благодаря полету в космос вы стали немного моложе, это правда? Вы чувствуете себя немного моложе?»

Мистер Армстронг, первый человек, ступивший на лунную поверхность, быстро ответил: «Я моложе Фрэнка Бормана». 5 августа г-ну Армстронгу исполнится 39 лет. Полковнику Борману - 41 год.

Затем президент объявил, что вчера разговаривал с женами астронавтов и «назначил им свидание» на государственном ужине 13 августа в Лос-Анджелесе. «Не могли бы вы все быть там?» - спросил он.

«Мы сделаем все, что вы скажете, господин президент, - в любое время», - ответил г-н Армстронг.

Три астронавта выглядели расслабленными и счастливыми, когда толкали друг друга в конце трейлера. За время восьмидневного путешествия у Майкла Коллинза выросли усы. Все они были одеты в светло-голубые комбинезоны с эмблемами лунной миссии и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, нашитыми на груди.

Одежда снята

Они сняли одежду биологической изоляции, которую им выдал лейтенант Клэнси Хатлеберг, пловец, который помог открыть люк командного модуля вскоре после падения. BTG, как стали называть эту одежду, - часть карантинной программы, призванной защитить цивилизацию от заражения возможными лунными организмами.

Одежду, тускло-зеленые комбинезоны, дополненные капюшонами и масками, носили все, кто приближался к астронавтам, кроме врача, который живет с ними в трейлере, доктора Уильяма Р. Карпентьера. Пятый человек в трейлере - Джон Хирасаки, инженер НАСА.

Космический корабль впервые вошел в атмосферу почти в 1400 милях к юго-востоку от места посадки, и его первый контакт с тонким, враждебным слоем газов, окружающих Землю, произошел в 80 милях над Соломоновыми островами.

Когда модуль начал спуск, его скорость составляла 23 900 миль в час, что создавало 6,3-кратное гравитационное притяжение Земли для трех человек, находившихся внутри. Менее чем через 20 минут под скоплением больших парашютов аппарат опустился в бурлящее море со скоростью 21 миля в час.

Прикреплен плавучий ошейник

Первый спасатель, матрос Джон М. Вольфрам, 20 лет, спрыгнул с одного из двух вертолетов. Он прикрепил морской якорь к командному модулю, и к нему в воде присоединились лейтенант Уэсли Т.1 Чессер, 24 года, и матрос 3-й кл. Майкл Г. Мэллори, 23 года.

Все трое закрепили вокруг модуля плавучий воротник и прикрепили плот. Лейтенант Чессер остался возле модуля, а остальные поплыли прочь. Все трое были оснащены подводными дыхательными аппаратами, что также являлось частью карантинной процедуры.

Второй плот опустили с подветренной стороны модуля, где ждали двое пловцов, а также лейтенант Хатлеберг, БИГ и несколько контейнеров с обеззараживающим веществом. Он облачился в свою одежду, и остальные помогли ему прикрепить второй плот к модулю. Затем он остался один у люка.

Через окно он подал сигнал астронавтам, чтобы они открыли люк и взяли свои изолирующие костюмы. После этого люк был закрыт, и астронавты надели изолирующие костюмы. Подав сигнал о том, что они закончили одеваться, они один за другим перебрались из модуля в один из плотов, надев надутые оранжевые спасательные круги, похожие на водяные крылья.

Используя баллончик с бетадином, обеззараживающим средством, лейтенант Хатлеберг обработал область люка и модуля, а затем перешел к обеззараживанию астронавтов. Используя гипохлорид натрия и перчатку, он протирал скафандры астронавтов, а полковник Олдрин, в свою очередь, протирал их.

Пока вертолет, пилотируемый 41-летним коммандером Дональдом С. Джонсом, висел над плотом, на борт подняли сначала Нила Армстронга, затем полковника Коллинза и, наконец, полковника Олдрина.

После того, как подняли третьего пассажира, в небольшом отсеке, расположенном за командиром Джонсом и его вторым пилотом, лейтенантом Брюсом А. Джонсоном из Бремертона, штат Вашингтон, находилось в общей сложности девять человек.

Мистер Никсон наблюдал с мостика за приближением вертолета. Специальный корабельный оркестр исполнил песню «Колумбия, жемчужина океана». Колумбия - это имя, которое астронавты дали своему командному кораблю.

«Сегодня все было очень просто», - сказал командир Джонс после того, как его вертолет опустился на лифте в ангар-отсек, где его ждал карантинный трейлер. Астронавты не выходили из вертолета на летную палубу, а когда дверь открылась, они были всего в нескольких футах от трейлера. Они коротко помахали рукой и быстро прошли внутрь.

Лейтенант Хатлеберг сообщил о присутствии акул в зоне спасения. На нескольких тренировочных спасательных операциях акулы не давали покоя, а сегодня «они были повсюду», сказал он. Парящие вертолеты отгоняли их шумом своих роторов. '

Лейтенант Хатлеберг, 25-летний выпускник Дартмутского колледжа, который хотел вступить во Французский иностранный легион, но вместо этого выбрал военно-морской флот, был мучительно осторожен в выполнении своих задач в качестве первого человека в карантинном процессе.

«Моя жена предупредила меня, что если мне придется провести 21 день в изоляции, она пришлет ко мне своего адвоката», - пошутил он перед приземлением.

Однако беспрепятственное выполнение своих обязанностей устранило эту возможность, и теперь он будет решать, присоединится ли он к экипажу «Аполлона-11» на параде в Чикаго 13 августа. Во вторник мэр Ричард Джей Дейли направил приглашение лейтенанту Хатлебергу и другим членам его команды по плаванию.

Телеграмма мэра стала частью потока корреспонденции, который почти захлестнул почтовое отделение корабля. Ожидалось, что к сегодняшнему вечеру более 250.000 писем получат штемпель «Шершня» (Хорнет) с датой приводнения.

Представители космического агентства передавали астронавтам многие сообщения, находясь рядом с блестящим трейлером из нержавеющей стали, где охранники морской пехоты держали любопытных на почтительном расстоянии. Мобильный карантинный комплекс был окружен проволочным забором, переплетенным с бантами.

Много работы

Многие солдаты-срочники потратили почти неделю на то, чтобы отмыть, отполировать, отчистить и покрасить этот 26-летний авианосец в преддверии прибытия Никсона сегодня утром и присутствия на борту адмирала Джона С. Маккейна-младшего, командующего силами США в Тихом океане, и доктора Томаса О. Пейна, главы НАСА.

Доктор Карпентье и мистер Хирасаки переехали в передвижной карантинный комплекс в прошлую субботу. Их раннее пребывание в трейлере было частью усилий НАСА, направленных на то, чтобы свести к минимуму возможность заражения астронавтов.

После того как командный модуль был извлечен из океана, его на раме вагонетки доставили в пластиковый туннель. Подсоединив его, Хирасаки поднялся по небольшой лестнице внутрь туннеля к люку, открыл его в третий раз за сегодняшний день и залез внутрь.

Выгрузка двух контейнеров

Были выгружены два контейнера с лунными образцами и перенесены в трейлер. За ними быстро последовали кассеты с фотопленкой и магнитными лентами, а также биомедицинские образцы и отработанные жидкости.

Затем г-н Хирасаки провел фотосъемку внутреннего пространства модуля и извлек оттуда множество вещей, включая контейнеры с личными вещами астронавтов, в которые они складывали предметы, которые хотели бы взять с собой на Луну.

Следующей его задачей было обычное «обесточивание» космического корабля после посадки - работа, которая включает в себя отключение различных систем. Снаружи пластикового туннеля мистер Хираска представлял собой расплывчатую тень, которая, закончив работу, медленно вышла из модуля и запечатала люк. Он распылил дезинфицирующее средство, после чего туннель был медленно убран в трейлер, и пятеро мужчин оказались в изоляции на время долгого путешествия домой.

Внутри контейнеры с лунным грунтом, пленки и кассеты были быстро обработаны в дезактивационном шлюзе трейлера, переданы наружу и доставлены на остров Джонстон.

Там их ждал самолет C-130, чтобы доставить лунные камни в лабораторию в Хьюстоне, где их должны были изучить ученые из нескольких стран.

Г-н Хирасаки был волонтером проекта «Мобильный карантинный комплекс» и провел в нем уже 22 дня.

«После 10 дней я стал немного нервничать», - сказал он перед тем, как войти в субботу. Он отбросил все возможные опасения по поводу заражения. «Я просто не думаю, что это произойдет», - сказал он,

Независимо от его уверенности, космическое агентство приложило все усилия, чтобы убедиться в отсутствии заражения, включая план эвакуации президента в случае нарушения карантина.

Лишь однажды Никсон оказался рядом с тремя астронавтами. Когда он поздравлял их через маленькое окошко в передней части трейлера, его отделяло от них стекло и расстояние в несколько футов.

Президент, как обычно, был объектом процедур безопасности, которые очень напоминали отдельный карантин. Центральная часть надстройки «Хорнета», называемая «островом», была закрыта для всех, кроме ближайшей президентской группы, и охранялась несколькими из 54 морских пехотинцев, входящих в состав корабельной роты.

Один морпех носил на пистолетном ремне маленький жетон. На ней было написано «Шершень плюс три» - девиз корабля с тех пор, как четыре недели назад он вышел из Лонг-Бич (Калифорния), порта приписки, на миссию по сопровождению.

Корабль только что вернулся с дежурства у берегов Вьетнама и участия в операции «Сила» в Японском море, где 15 апреля сбил разведывательный самолет северокорейских ВВС, и капитан Карл Джей Зайберлих, принявший командование после возвращения «Хорнета», был обеспокоен моральным состоянием экипажа. «У них было очень мало отпусков», - сказал он.

Жетоны были частью попытки убедить каждого члена экипажа в том, что он участвовал в операции по сопровождению. «Мы всегда возвращали всех, кого оставляли, - объяснил капитан, - а в этот раз мы вернем еще троих».

Группа из 28 человек - это еще и попытка капитана сделать круиз интересным для экипажа. Музыканты поднялись на борт еще до того, как стало известно, что президент Никсон будет присутствовать при сходе с орбиты.

Группа будет на летной палубе в субботу утром, когда «Хорнет» прибудет в Перл-Харбор и будет приветствоваться губернатором Гавайев Джоном А. Бернсом во время краткой церемонии чествования астронавтов.

Мобильный карантинный комплекс будет разгружен краном на грузовик для встречи гостей, а затем перевезен на близлежащий аэродром Хикам-Филд, погружен на самолет ВВС C-141 и переправлен на базу ВВС Эллингтон под Хьюстоном. Оттуда его снова перегрузят на грузовик и отвезут в Лунную приемную лабораторию в Центре пилотируемых космических полетов. Там астронавты оставят его на время карантина.

Большую часть трехчасового пребывания на корабле его не замечали ни телекамеры, ни экипаж. На флагманском мостике, обычно предназначенном для адмиралов, находящихся на «Хорнете», он наблюдал с места чуть ниже капитанского за появлением в сером юго-западном небе полосы, которая должна была возвестить о приближении «Аполлона-11».

Когда президент закончил разговор с астронавтами, его лицо погрустнело, и он попросил капеллана «Хорнета» прочитать молитву.

Астронавты склонили головы, и коммандер-лейтенант Джон А. Пиирто начал:

«Господь Бог, наш небесный отец, наш разум ошеломлен, а дух ликует от масштаба и точности всей этой миссии «Аполлон-11».

В завершение молитвы полковник Коллинз произнес звонкое «аминь». Раздалась барабанная дробь, и ангарный отсек «Хорнета» наполнился звуками национального гимна.

Когда стихла последняя нота, президент бодро зашагал к полетной палубе и сел в вертолет. Его перевезли с корабля на остров Джонстон.

После этого бежевые шторы в конце трейлера были закрыты.

Опубликовано: 25 июля 1969 г.

Copyright © The New York Times

-3

Бонус. В газете поместили список полетов в космос к июлю 1969 года:

-4

Красным маркером уже я обвел полеты СССР

Наука
7 млн интересуются