После рождения ребёнка мне довелось основательно посидеть дома. Почти все мои социальные тусовки ограничивались местными бабулями, умиляющихся коляске с малышком. "Самый лучший возраст", - все как одна, приговаривают они, вспоминая своих внучков-подростков. "Уйди, бабка, ничего ты не соображаешь, бабка, отстань и больше не тревожь". А вот такие, как Саша - в самый раз. Милые, щекастые и не оказывают никакого сопротивления. Это как гладить чужих собачек на улице: гуляет с ними, воспитывает, прячет тапки кто-то другой, а ты просто время от времени снимаешь сливки.
Я совсем не против общения. Во-первых, если кто-то хочет занять моего ребёнка на пару минут, то грех отказываться. А во-вторых, Саше полезно взаимодействовать не только с мамкой, даже если этот кто-то бесцеремонно трогает его за пятки. Какие-то плоды это дало: Саша не препятствует врачам, когда они его осматривают или проводят манипуляции.
Пожилые люди очень часто начинают пересказывать свою жизнь, детей, внуков, погружаясь воспоминаниями в то время, которое типа у меня сейчас. Пока мы с мужем натираем мозоль на кофемашине, все без исключения вспоминают этот период как самый светлый и тёплый в своей жизни.
Говорят также, что опасаются подходить на улице к мамочкам с детьми: никогда не угадаешь, кто во сколько оценивает свое личное пространство. Я-то думала, мы, декретники-монодетники, все становимся общительными. Как минимум, чтобы не протухнуть от своего бесконечно всё комментирующего голоса. А максимум - подавать пример потомку своим дружелюбием и контактностью. Возможно, прямо сейчас он ему не понадобится, но когда-нибудь малышу придётся, например, договариваться с моими врачами, чтобы лечили получше, или передавать колбасу в стационар.
Когда судьба занесла нас на недельку в детскую больницу, мне выпала возможность немного увеличить выборку общения с детьми и их родителями. У людей, приехавших из области, вообще нет никаких проблем с общением. Они прямолинейны, контактны, сразу заводят себе компанию. Точно также, как и их дети. Тихие и закрытые дети встречались как и у общительных мам, так и у "тихушниц". Но вот ни у одной "тихушницы" не было замечено общительного ребёнка.
Женя, мальчик 10-ти лет, попавший в отделение хирургии из-за соседского алабая, очень бодро отбирал у меня коляску и катал по всей округе, приговаривая, что он теперь молодой отец. Его мама каждый раз, встречая нас, трепала Сашка за булки и приговаривала, какой он "п о г а н ы й" - чтобы не сглазить.
Пока одни дети легко и просто заводят друзей, находят компанию, другие тихонько сидят в углу и играют в одиночестве с телефоном. Или примыкают к более социальным сородичам, которые делают все первые шаги по сближению сами.
Конечно, у каждого ребёнка заложен свой "характер", но, как мне кажется, он проявляется со временем. А в малышковый период определяющим будет подражательное поведение, взятое у значимого взрослого. Малыш смотрит на то, как общается с миром мама, и или начинает воспринимать окружающих как потенциальных собеседников, или закрывается от них. Чем больше он видит общение людей между собой, общение родителей с посторонними, тем больше сможет распознавать эмоций и мимику. Люди будут для него более предсказуемыми, чем если опыта общения у него бы было меньше.
Это лично мои рассуждения без возможности провести обоснованные психологические исследования. Возможно, кто-то уже их провёл. Но эти домыслы кажутся мне логичными: если хочешь, чтобы ребёнок был открыт к общению, нужно самому уметь общаться и не бояться этого. Я часто вижу, как взрослые люди до последнего избегают спрашивать дорогу у прохожих или банально узнать справочную информацию в госучреждении. Даже если это вопрос одного звонка. Никто не признаётся, что делать это некомфортно. Либо теряют время, пытаясь что-то разузнать иначе, либо ждут, пока кто-то спросит за них. Мне кажется, что так жить не очень удобно, хоть это и ерунда: подумаешь, мнёшься перед разговором с незнакомцами.
Но наверняка есть какие-то причины, могу ли я их избежать в воспитании своего человека?