Что может заставить взрослого человека испытывать постоянные опасения, когда он сам не понимает, что именно его тревожит? Такое состояние расцветает при неопределенности. Сегодня посмотрим, до чего может довести непостоянный руководитель и как рядом с ним сохранить карьеру и здоровье.
Сначала проверим, как выглядит непредсказуемый начальник. Например, он даёт неясные указания, у него нечёткие или меняющиеся по ходу дела требования к качеству или объёму работы. При этом подчинённому не ясны и критерии оценки. Особенно это актуально при прохождении испытательного срока.
Ещё одна особенность поведения такого начальника — нарушение личных границ. Звонки и поручения в нерабочее время, в том числе и поздним вечером; неожиданные вопросы о личных делах — всё это вызывает постоянное эмоциональное напряжение у всех вокруг. Если же у руководителя в коллективе есть фавориты и изгои, это ещё больше усиливает тревожный фон.
Также сильная тревога может возникнуть при выполнении сложного задания, когда человека захлёстывает ощущение «мне некому помочь» и при этом от качества работы многое зависит. Тогда руководитель воспринимается не как более опытный коллега, а как безжалостный ревизор, который не помогает, а только проверяет. При этом каждое появление начальника тревожит: не принес ли он плохие новости, не пришёл ли критиковать и ругать.
История Татьяны
Татьяна — весёлая жизнерадостная девушка. Ей 26 лет, и она работает менеджером по работе с клиентами в крупной компании. Когда в организации сменился генеральный директор, Таня радовалась: на смену суровому пожилому мужчине пришла приятная улыбчивая женщина лет сорока. «Мы с ней сработаемся», — подумала девушка.
Новая начальница поначалу оправдывала эти ожидания: появился новый компьютер на Танином рабочем месте, без промедления вышел приказ об отпусках, в целом офис как-то оживился. Татьяна радовалась. Но вскоре радость сменилась беспокойством.
Директор оказалась эмоционально не очень устойчивой. Она могла с утра вести себя с подчинёнными как объективный профессионал, к обеду неожиданно посуроветь, а в самом конце рабочего дня завести разговор о каких-то совершенно личных вопросах. Сотрудники не понимали, что от них требуется: решать деловые вопросы или же заботиться о том, чтобы начальница «не расстроилась». Сильнее всего это сказывалось на тех, чьи рабочие места были рядом с кабинетом диретора, в том числе и на Татьяне.
Подчинённые вскоре поняли, что им приходится смягчать все новости, как в песенке «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Таня заметила, что она и ещё несколько молодых сотрудников стали для своей начальницы эмоциональными донорами.
Нормой стали сначала вечерние, а затем и ночные звонки и электронные письма с поручениями и заданиями. Поначалу — перед важными переговорами, а потом и на постоянной основе. Татьяна понимала, что нужно просто отключать на ночь телефон, но вдруг заметила, что не решается это сделать из-за страха. Ей казалось, что директор воспримет это как предательство и обиду.
После очередного позднего звонка начальницы девушка поняла, что вообще не может уснуть. Она оказалась в состоянии хронической тревоги. Через неделю ей пришлось обратиться к врачу, взять больничный. Ещё через месяц Татьяна уволилась.
Как понять, что работа довела до хронической тревоги
Изнутри:
- Нарушение сна. Начинается бессонница, перед сном возникают мысли о работе, которые сразу портят настроение.
- Мысли о возможных ошибках на работе становятся навязчивыми. Человек думает о возможных проблемах с начальником даже на отдыхе с семьёй.
- Постоянное ожидание негативных событий. Кажется, что «всё будет плохо», даже если для этого нет объективых причин.
Снаружи:
- Напряжённая поза, человек сидит сжавшись, часто голова как бы вдавлена в плечи.
- Влажные от пота ладони.
- Напряженные мимические мышцы. Нередко — поперечная морщина на переносице или лбу, нахмуренные брови, плотно сжатые губы. Иногда — неестественная, как бы приклеенная улыбка.
- Меняется обмен веществ, из-за чего тускнеют волосы, цвет лица становится нездоровым, ногти — ломкими.
- Человеку в состоянии тревоги сложно сидеть на месте. Часто можно видеть, как он нервно ходит по коридорам — например, во время разговоров по мобильному телефону.
- Нарушение пищевого поведения: или повышенный аппетит, или отвращение к еде, отсюда проблемы с пищеварением и колебания веса.
Человек, находящийся в состоянии хронической тревоги, чаще болеет; у него снижается общительность, он может замкнуться в себе. От стресса меняется поведение: появляется слезливость или, наоборот, вспыльчивость.
Как настроить работу
Мы видим, что нагнетание тревожности плохо влияет. Но, может быть, это полезно для общего дела, и поэтому запугивающее поведение начальника имеет оправдание с точки зрения эффективности? Нет, тут тоже больше вреда, чем пользы. Тревога мешает сосредоточиться, поэтому у подчинённых возникают нелепые ошибки в работе.
Что же можно посоветовать Татьяне и другим людям, оказавшимся в похожей ситуации? Что можно противопоставить такому постоянному беспокойству, тревоге и психологическому напряжению? Решение этой проблемы — снизить уровень неопределенности.
- Как бы это ни было сложно, стоит провести переговоры с руководителем. Вежливо и деликатно, но при этом твёрдо поговорите с начальником. Не жалуйтесь на своё состояние и усталость, но проясните зоны ответственности, уровень требований, объём и сроки работ, критерии оценки.
- Сделайте понятным и прозрачным свой список задач. Разложите большие задачи на маленькие пункты, которые можно выполнять один за другим.
- Уменьшите внешнее давление. Исключите просмотр тревожащих новостей в СМИ, ограничьте общение с негативно настроенными коллегами и родственниками. Вам нужна «эмоциональная диета».
- Если тревожит возможность форс-мажора — обсудите со специалистами (бухгалтером, юристом, инженерами и прочими) всё, что теоретически может произойти, и как можно подстраховаться.
В общем, главные способы преодоления тревоги: сделать ситуацию ясной; разбить большие пугающие задачи на конкретные выполнимые шаги и действовать, сосредоточившись на процессе; не отвлекаться на недружелюбную среду; соблюдать «информационный детокс».
* * *
Татьяна, о которой речь шла выше, поступила именно так. Уволившись и выйдя после болезни на другую работу, она сразу согласовала на новом месте список своих задач и круг обязанностей и попросила не звонить ей вечером и ночью, сославшись на семейные обстоятельства.
Новый руководитель отнесся к такой просьбе с удивлением, потому что в этом коллективе и так не было принято грубо нарушать границы. Зато тревога и беспокойство Татьяны на новой работе сильно уменьшились и к ней вернулась прежняя жизнерадостность.