Найти тему

Эрмитаж. Галерея Петра Великого

На втором этаже Эрмитажа несколько залов посвящены человеку, сделавшему Россию великой империей.

Здесь находятся экспонаты, принадлежавшие лично Петру l или связанные с его эпохой.

-2

В память о победах в Северной войне планировалось установить Триумфальный столп с барельефами. Пётр сам принимал участие в его создании наравне с архитекторами. Идея осталась незавершённой. Но мы можем сегодня видеть этот проект (реконструированный в 1938 году) в преддверии Петровской галереи, в круглом зале под названием Ротонда.

-3

-4

Отливки для барельефов, сделанные Растрелли, представлены дальше. На них изображены основные моменты сражений, побед и основания Санкт-Петербурга.

-5

В Ротонде находится и знаменитое большое полотно Луи Каравака «Полтавское сражение».

-6

А ещё здесь можно увидеть шведские трофеи, в том числе, седло самого Карла XIl. Его, вместе с конём, после Полтавской баталии Пётр l подарил своему приближённому, графу Шереметеву.

-7

Идёмте!

-8

В начале 18-го века в Россию стали активно проникать европейские традиции. Иноземные мастера обучали русских учеников своему искусству и ремёслам. Стало популярным размещать в домах портреты и картины.

-9

Среди русских художников-портретистов в то время особенно выделились талантом Иван Никитин и Андрей Матвеев.

Матвеев А. Портрет Петра l. 1720-30 гг.
Матвеев А. Портрет Петра l. 1720-30 гг.

Никитин И. Портрет царевны Елизаветы Петровны. 1712-13 гг.
Никитин И. Портрет царевны Елизаветы Петровны. 1712-13 гг.

В следующем зале витрины наполнены раритетными предметами. Удачная подсветка почти не создаёт блики на стекле, и можно рассмотреть всё вблизи до мельчайших подробностей.

Вот макет домика в голландском Заандаме, где Пётр жил в 1697 году во время своего путешествия по Европе.

-12

А блогер Душевный шагомер, статьи которой я люблю читать, пила там пиво посещала его во время своего путешествия.

Голландцы сделали игрушечную копию домика в начале 19-го века и преподнесли в подарок Александру l, когда тот в 1814 году тоже заехал в Заандам. А ещё подарили старинную деревянную куклу в костюме голландской горожанки с набором миниатюрных аксессуаров.

Аксессуары: серебряная ложечка; серебряные часы с гравировкой; хрустальный флакончик для духов; прибор для шитья, крепившийся на поясе (футляр для катушки, игольник, ножницы, подушечка из шёлка для булавок); в кошелёчке лежали настоящие серебряные монеты 17-18 в.
Аксессуары: серебряная ложечка; серебряные часы с гравировкой; хрустальный флакончик для духов; прибор для шитья, крепившийся на поясе (футляр для катушки, игольник, ножницы, подушечка из шёлка для булавок); в кошелёчке лежали настоящие серебряные монеты 17-18 в.

Хорошо сохранилась одежда Петра Алексеевича. За это спасибо его дочери, Елизавете. (Вот её наряды не дошли до нашего времени, ни одного платьишка. А ведь она была ещё той модницей- дважды ничего не надевала. Странно это…)

Костюм нарядный летний по французской моде.
Костюм нарядный летний по французской моде.

Голландский рабочий костюм Петра l.
Голландский рабочий костюм Петра l.

А это- походная аптечка царя, похоже, по совместительству ещё и врача-универсала.

-16

Флакончики в ларце красивые. Но, глядя на инструменты, если честно, как-то становится не по себе даже мне, когда-то проработавшей несколько лет в отделении гнойной хирургии 🥴.

-17

-18

Витрина с посудой поприятней будет :) Здесь представлены стеклянные изделия не только европейских производителей, но и русских мастеров.

-19

Не читая подписи, даже и не отличить. Производство стекла на Руси началось задолго до петровских реформ (ещё при Рюриках), но именно при Петре был сделан стремительный скачок в качестве и изяществе изделий. Одна гравировка чего стоит!

-20

Множество инструментов и приборов 17 века из личного пользования Петра l тоже интересны. Линейки, например. Какие ажурные, красота.

-21

В этой же витрине лежит железный брус, выкованный царём на Олонецком железоделательном заводе. Ну и отпечаток царской пятерни из Липецка, представленный во всех петровских музеях, тоже здесь 👋.

-22

Всякие астролябии и астрономические часы лично у меня вызывают восхищение умом тех, кто понимал, как ими пользоваться 😅. Ну а те, кто это всё придумал, вообще- гении!

Тут и карманный глобус есть (вон там, в начале витрины)! А что, вдруг надо будет срочно построить маршрут из Петербурга в Африку- без глобуса никак :)
Тут и карманный глобус есть (вон там, в начале витрины)! А что, вдруг надо будет срочно построить маршрут из Петербурга в Африку- без глобуса никак :)

И про украшения не забывали- фигурки, рисунки, узоры. Сплошная эстетика!

Часы астрономические с небесным механическим и земным глобусами. Аугсбург. 1584 год ☝️!
Часы астрономические с небесным механическим и земным глобусами. Аугсбург. 1584 год ☝️!

Часы солнечные равноденственные универсальные экваториальные механические 🤯😁. Лондон. 1714-19 гг.
Часы солнечные равноденственные универсальные экваториальные механические 🤯😁. Лондон. 1714-19 гг.

Астролябия астрономическая. 1614 г.
Астролябия астрономическая. 1614 г.

А я потихоньку подкрадываюсь к главному- изделиям “Made by Peter l”. Но сначала немного сделанного не им, а для него.

Портрет Петра l, вырезанный из дерева. Берлин. 1716 г.

-27

Бокал с крышкой, внутри 85 точёных деревянных стаканчиков! (Для большой компании 😉) Голландия. 1646 г. Приобретены для Петра l из частной коллекции.

-28

А это, думаете, просто модель корабля? Неет, это- кубок! Из первого отечественного серебра, выплавленного на Аргунском заводе в Забайкалье. Начало 18-го века.

-29

А вот и изделие от Самого! Рядом с табакеркой и тугрой султана петровской печатью- чарочка, выточенная на токарном станке лично.

-30

-31

На самом деле, конечно, не это меня удивило.

А вот что:

-32

Трехъярусное паникадило на 27 свечей из костей мамонта и слона, а также чёрного дерева! 856 деталей. Это самое большое и сложное произведение, выточенное Петром l при участии мастеров «Токарни». Уже после смерти царя, стержень люстры декорирован медальонами, выполненными резчиком-токарем Иваном Захаровым (лучшим петербургским мастером по части костяных изделий). На них изображены стороны медалей в память Полтавской баталии, Гангутской победы и на смерть Петра. Предназначалось паникадило для Петропавловского собора, но было помещено в мемориальное собрание вещей почившего. В 2022 году, после сложнейшей реставрации, этот уникальный экспонат представлен нам в зале номер 158.

-33

-34

Необычное исполнение «яблока» невольно сравнивается с находящимися рядом костяными изделиями из Европы и Китая. Китайцы-то вообще делали каким-то образом из цельной кости несколько ажурных шаров друг в друге (их произведения по бокам)!

В левом шаре внутри ещё 5 шаров, а в правом семь…
В левом шаре внутри ещё 5 шаров, а в правом семь…

Дальше показано, какая мода на интерьер настала в начале 18-го века. Заимствование европейских новинок переплеталось с исконно русскими традициями и пораждало свой индивидуальный стиль.

-36

Пётр l активно внедрял различные производства, до этого небывалые на Руси. Научились делать шпалеры. В центре стены представлено одно из первых произведений Императорской шпалерной мануфактуры.

-37

Стол от архангельских мастеров выделяется своей нарядностью и практичностью. Впрочем, как и другие предметы мебели, сделанные в петровское время и представленные здесь.

Столик у стены- не простой, а раздвижной.
Столик у стены- не простой, а раздвижной.

Из «ненаших»- только массивный шкаф и два кабинета (на отечественных консолях).

-39

Пётр l добивался, чтобы наши умельцы показали, что русские смогут сделать всё не хуже иностранных мастеров. За короткий срок было внедрено много новшеств в строительстве, производстве мебели, посуды, одежды, украшений, приборов…

По-прежнему в обиходе оставалась посуда из меди и олова, но форма и орнаментика тоже изменились, согласно моде.

-40

Красивые серебряные изделия выставлялись в горках за стеклом и использовались во время застолий.

-41

А ещё служили в качестве почётных наград.

-42

А сейчас перед нами будет зал со «святая святых». Здесь собрано несколько сохранившихся токарных станков Петра l. Да, одна из увлечённостей этого неординарного царя была именно токарным искусством.

На стене- шпалера «Слон и лошадь», вытканная  на Императорской шпалерной мануфактуре СПб в 1747 г.
На стене- шпалера «Слон и лошадь», вытканная на Императорской шпалерной мануфактуре СПб в 1747 г.

«Токарню» он создал ещё в конце 17-го века в Москве, а в Санкт-Петербург перевёл её в 1712 году. Возглавил мастерскую Франц Зингер, работавший до этого у тосканского герцога Козимо lll Медичи. После смерти Зингера в 1723 году эстафету принял талантливый механик-изобретатель Андрей Константинович Нартов.

Нартов А.К.
Нартов А.К.

И даже не обязательно разбираться в токарном мастерстве, чтобы не заинтересоваться, как это всё работало. Станки все разные, каждый для определённого действия. Те, что стоят здесь- придуманы Зингером и Нартовым.

-45

Станок зуборезно-фрезерный. Автор: Нартов. 1724 г.
Станок зуборезно-фрезерный. Автор: Нартов. 1724 г.

Рядом с большой коллекцией резцов, один из первых токарно-копировальных станков из московской мастерской.

-47

В витринах- множество изделий, сделанных в Токарне, в том числе, лично императором. Кубки из дерева и кости, табакерки, солнечные часы…

Сделано Петром l.
Сделано Петром l.

Чтобы немного разобраться в процессе, вот наглядно:

-49

-50

-51

Основанные Петром l мануфактуры, заводы, учебные и научные учреждения продолжали действовать и развиваться при царствовании Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В елизаветинское время был открыт секрет производства фарфора и в 1744 году основана Невская порцелиновая мануфактура, в дальнейшем-Императорский фарфоровый завод.

-52

Вторая четверть 18-го века была расцветом стилей барокко и рококо. Различные изделия приобретают утончённость и изысканность.

-53

Не могу не показать поближе резную работу холмогорских мастеров.

Бюро. Кость, дерево, фольга; резьба, гравировка. Холмогоры. 18 век.
Бюро. Кость, дерево, фольга; резьба, гравировка. Холмогоры. 18 век.

-55

Или вот походная складная мебель для Елизаветы. Стальное кружево выполнено на частном заводе тульского мастера, купца Мосолова.

-56

Большой вклад в развитие российской культуры и науки того времени внёс Ломоносов. Ему посвящён отдельный зал экспозиции.

-57

Здесь представлены уникальные мозаичные и стеклярусные панно, созданные на основанной Михаилом Васильевичем Усть-Рудицкой фабрике под Петербургом.

Одна из самых совершенных работ, выполненных на фабрике, имитирующая живопись. Мозаика набрана самым талантливым учеником Ломоносова, Матвеевым, по картине Бельского «Апостол Павел». Сама картина хранится сейчас в Русском музее.

-58

На этом я закончу небольшую прогулку в эпоху Петра l и его последователей. Тема, конечно, неисчерпаемая. Надеюсь, было интересно. 🤗