На втором этаже Эрмитажа несколько залов посвящены человеку, сделавшему Россию великой империей.
Здесь находятся экспонаты, принадлежавшие лично Петру l или связанные с его эпохой.
В память о победах в Северной войне планировалось установить Триумфальный столп с барельефами. Пётр сам принимал участие в его создании наравне с архитекторами. Идея осталась незавершённой. Но мы можем сегодня видеть этот проект (реконструированный в 1938 году) в преддверии Петровской галереи, в круглом зале под названием Ротонда.
Отливки для барельефов, сделанные Растрелли, представлены дальше. На них изображены основные моменты сражений, побед и основания Санкт-Петербурга.
В Ротонде находится и знаменитое большое полотно Луи Каравака «Полтавское сражение».
А ещё здесь можно увидеть шведские трофеи, в том числе, седло самого Карла XIl. Его, вместе с конём, после Полтавской баталии Пётр l подарил своему приближённому, графу Шереметеву.
Идёмте!
В начале 18-го века в Россию стали активно проникать европейские традиции. Иноземные мастера обучали русских учеников своему искусству и ремёслам. Стало популярным размещать в домах портреты и картины.
Среди русских художников-портретистов в то время особенно выделились талантом Иван Никитин и Андрей Матвеев.
В следующем зале витрины наполнены раритетными предметами. Удачная подсветка почти не создаёт блики на стекле, и можно рассмотреть всё вблизи до мельчайших подробностей.
Вот макет домика в голландском Заандаме, где Пётр жил в 1697 году во время своего путешествия по Европе.
А блогер Душевный шагомер, статьи которой я люблю читать, пила там пиво посещала его во время своего путешествия.
Голландцы сделали игрушечную копию домика в начале 19-го века и преподнесли в подарок Александру l, когда тот в 1814 году тоже заехал в Заандам. А ещё подарили старинную деревянную куклу в костюме голландской горожанки с набором миниатюрных аксессуаров.
Хорошо сохранилась одежда Петра Алексеевича. За это спасибо его дочери, Елизавете. (Вот её наряды не дошли до нашего времени, ни одного платьишка. А ведь она была ещё той модницей- дважды ничего не надевала. Странно это…)
А это- походная аптечка царя, похоже, по совместительству ещё и врача-универсала.
Флакончики в ларце красивые. Но, глядя на инструменты, если честно, как-то становится не по себе даже мне, когда-то проработавшей несколько лет в отделении гнойной хирургии 🥴.
Витрина с посудой поприятней будет :) Здесь представлены стеклянные изделия не только европейских производителей, но и русских мастеров.
Не читая подписи, даже и не отличить. Производство стекла на Руси началось задолго до петровских реформ (ещё при Рюриках), но именно при Петре был сделан стремительный скачок в качестве и изяществе изделий. Одна гравировка чего стоит!
Множество инструментов и приборов 17 века из личного пользования Петра l тоже интересны. Линейки, например. Какие ажурные, красота.
В этой же витрине лежит железный брус, выкованный царём на Олонецком железоделательном заводе. Ну и отпечаток царской пятерни из Липецка, представленный во всех петровских музеях, тоже здесь 👋.
Всякие астролябии и астрономические часы лично у меня вызывают восхищение умом тех, кто понимал, как ими пользоваться 😅. Ну а те, кто это всё придумал, вообще- гении!
И про украшения не забывали- фигурки, рисунки, узоры. Сплошная эстетика!
А я потихоньку подкрадываюсь к главному- изделиям “Made by Peter l”. Но сначала немного сделанного не им, а для него.
Портрет Петра l, вырезанный из дерева. Берлин. 1716 г.
Бокал с крышкой, внутри 85 точёных деревянных стаканчиков! (Для большой компании 😉) Голландия. 1646 г. Приобретены для Петра l из частной коллекции.
А это, думаете, просто модель корабля? Неет, это- кубок! Из первого отечественного серебра, выплавленного на Аргунском заводе в Забайкалье. Начало 18-го века.
А вот и изделие от Самого! Рядом с табакеркой и тугрой султана петровской печатью- чарочка, выточенная на токарном станке лично.
На самом деле, конечно, не это меня удивило.
А вот что:
Трехъярусное паникадило на 27 свечей из костей мамонта и слона, а также чёрного дерева! 856 деталей. Это самое большое и сложное произведение, выточенное Петром l при участии мастеров «Токарни». Уже после смерти царя, стержень люстры декорирован медальонами, выполненными резчиком-токарем Иваном Захаровым (лучшим петербургским мастером по части костяных изделий). На них изображены стороны медалей в память Полтавской баталии, Гангутской победы и на смерть Петра. Предназначалось паникадило для Петропавловского собора, но было помещено в мемориальное собрание вещей почившего. В 2022 году, после сложнейшей реставрации, этот уникальный экспонат представлен нам в зале номер 158.
Необычное исполнение «яблока» невольно сравнивается с находящимися рядом костяными изделиями из Европы и Китая. Китайцы-то вообще делали каким-то образом из цельной кости несколько ажурных шаров друг в друге (их произведения по бокам)!
Дальше показано, какая мода на интерьер настала в начале 18-го века. Заимствование европейских новинок переплеталось с исконно русскими традициями и пораждало свой индивидуальный стиль.
Пётр l активно внедрял различные производства, до этого небывалые на Руси. Научились делать шпалеры. В центре стены представлено одно из первых произведений Императорской шпалерной мануфактуры.
Стол от архангельских мастеров выделяется своей нарядностью и практичностью. Впрочем, как и другие предметы мебели, сделанные в петровское время и представленные здесь.
Из «ненаших»- только массивный шкаф и два кабинета (на отечественных консолях).
Пётр l добивался, чтобы наши умельцы показали, что русские смогут сделать всё не хуже иностранных мастеров. За короткий срок было внедрено много новшеств в строительстве, производстве мебели, посуды, одежды, украшений, приборов…
По-прежнему в обиходе оставалась посуда из меди и олова, но форма и орнаментика тоже изменились, согласно моде.
Красивые серебряные изделия выставлялись в горках за стеклом и использовались во время застолий.
А ещё служили в качестве почётных наград.
А сейчас перед нами будет зал со «святая святых». Здесь собрано несколько сохранившихся токарных станков Петра l. Да, одна из увлечённостей этого неординарного царя была именно токарным искусством.
«Токарню» он создал ещё в конце 17-го века в Москве, а в Санкт-Петербург перевёл её в 1712 году. Возглавил мастерскую Франц Зингер, работавший до этого у тосканского герцога Козимо lll Медичи. После смерти Зингера в 1723 году эстафету принял талантливый механик-изобретатель Андрей Константинович Нартов.
И даже не обязательно разбираться в токарном мастерстве, чтобы не заинтересоваться, как это всё работало. Станки все разные, каждый для определённого действия. Те, что стоят здесь- придуманы Зингером и Нартовым.
Рядом с большой коллекцией резцов, один из первых токарно-копировальных станков из московской мастерской.
В витринах- множество изделий, сделанных в Токарне, в том числе, лично императором. Кубки из дерева и кости, табакерки, солнечные часы…
Чтобы немного разобраться в процессе, вот наглядно:
Основанные Петром l мануфактуры, заводы, учебные и научные учреждения продолжали действовать и развиваться при царствовании Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В елизаветинское время был открыт секрет производства фарфора и в 1744 году основана Невская порцелиновая мануфактура, в дальнейшем-Императорский фарфоровый завод.
Вторая четверть 18-го века была расцветом стилей барокко и рококо. Различные изделия приобретают утончённость и изысканность.
Не могу не показать поближе резную работу холмогорских мастеров.
Или вот походная складная мебель для Елизаветы. Стальное кружево выполнено на частном заводе тульского мастера, купца Мосолова.
Большой вклад в развитие российской культуры и науки того времени внёс Ломоносов. Ему посвящён отдельный зал экспозиции.
Здесь представлены уникальные мозаичные и стеклярусные панно, созданные на основанной Михаилом Васильевичем Усть-Рудицкой фабрике под Петербургом.
Одна из самых совершенных работ, выполненных на фабрике, имитирующая живопись. Мозаика набрана самым талантливым учеником Ломоносова, Матвеевым, по картине Бельского «Апостол Павел». Сама картина хранится сейчас в Русском музее.
На этом я закончу небольшую прогулку в эпоху Петра l и его последователей. Тема, конечно, неисчерпаемая. Надеюсь, было интересно. 🤗