В этом году экзаменационная кампания в школах прошла особенно бурно. Столь высокий уровень напряженности привел к инициативе об отмене ЕГЭ в России, о чем стало известно 5 июня, когда законопроект был представлен в Госдуму на следующий день.
В октябре текущего года Госдума планирует обсудить законопроект о замене Единого госэкзамена на государственные выпускные экзамены. Вопрос об отмене ЕГЭ вызывает широкий общественный резонанс и активно обсуждается как в правительственных кругах, так и среди учителей, родителей и учеников.
Давайте обсудим мнения компетентных участников дискуссии и затем сформулировать собственное предложение по данной проблеме.
Глава Рособрнадзора, Анзор Музаев, высказал следующие соображения относительно будущего ЕГЭ: "Отмена экзамена возможна лишь при наличии конкретной рабочей модели, а не простого возвращения к прежней системе. Будет ли возможность при возврате к обычным выпускным экзаменам, одновременно подавать документы в 3 вуза на 5 направлений? Смогут ли семьи из отдаленных регионов комфортно и эффективно посещать университеты?"
Также Музаев подчеркнул: «У каждого вуза - свои билеты, никаких демоверсий, непонятно по каким материалам готовиться, как проконтролировать коррупцию, которая при этом обязательно возникнет? Давайте быть честными». - отметил глава.
Представители учительского сообщества негативно отреагировали на предложение об отмене ЕГЭ.
В своем заявлении представитель профсоюза работников образования Всеволод Луховицкий отметил, что хотя система образования требует корректировок, радикальная отмена ЕГЭ может ухудшить обстановку. Учителя выступают против новой реформы, утомленные постоянными изменениями. Разрушение действующей системы может привести к нестабильности в школьном образовании на несколько лет, что может отпугнуть работников от работы в этой сфере. Людям важна стабильность, а не постоянные перемены.
ФИПИ и предметные комиссии ЕГЭ выразили желание пореже обновлятьконтрольно-измерительные материалов (КИМов) и предложили ввести мораторий на изменения в заданиях и критериях оценивания экзаменов до 2027 года, что, на мой взгляд, является разумным шагом.
Зачем вообще отменять существующую систему, в которую уже вложены миллиарды федеральных средства? Формат экзамена следует сохранить.
Исходя из вышеизложенных позиций, мы видим следующие шаги:
1. Привести в соответствие содержание школьной с заданиям ЕГЭ;
2. Определить более четкие критерии оценивания, особенно по гуманитарным предметам, стремиться к единообразию проверки во всех регионах; экспертам выработать единый подход в проверке работ, соответствующий критериям ФИПИ;
3. Ученикам быть более ответственными при выборе сдаваемых предметов и более качественно готовиться к ЕГЭ, расширять свой кругозор, читать книги.
Несмотря на критику ЕГЭ, до сих пор не было предложено никаких альтернативных вариантов. Многие считают, что в настоящее время заменить ЕГЭ чем-то другим сложно, поскольку не существует подготовленной образовательной базы.
Наше мнение, что одним из главных достижений ЕГЭ является возможность талантливым школьникам из маленьких городов и деревень поступить в престижные вузы. Сколько моих учеников из маленького провинциального города Симферополя уехало на обучение в Москву, Питер, Казань и др. В настоящее время ЕГЭ является одним из важнейших социальных механизмов подъема, и его исчезновение может вызвать дисбаланс в обществе и привести к серьезному недовольству.
Говоря о знаниях, стоит отметить, что многое зависит как от таланта педагога, так и от самого ученика. Базовая основа знаний, общая грамотность и эрудиция должны быть сформированы к 9 классу и в целом не должны зависеть от ЕГЭ.
к.ю.н., доцент Смирнова Е.В.