Найти в Дзене
Антон Рамарь

Стрибог. Мироощущение славян на примере культа бога ветров

Оглавление

Тайны которые несет культ бога ветров Стрибога, что скрывается за стремлением к почитанию этого божества, почему боялись и за что уважали, а так же, в каких ипостасях этот архетип присутствует в наши дни. Для этой статьи мне пришлось провести детальный анализ фольклора, славянской мифологии, и полагаю, мне удалось собрать картину мироощущение древних славян относительно Стрибога.

Стрибог бог ветров - что известно

Есть всего несколько упоминаний этого божества у древних славян. Первое это упоминание в " Повести временных лет", где сказано что идол этого божества установил Владимир, в числе прочих, на капище. Второе, это упоминание в "Слове о полку Игореве", где сказано что ветры внуки Стрибожьи. Из чего дается понимание что Стрибог был высоко почитаем и являлся богом ветров.

Ветры - помощники Стрибога

Для дальнейшего понимания его функций обратимся к славянской мифологии и разберем то чем управляет Стрибог - ветры. Насколько был почитаем ветер мы можем судить по русской народной сказке "Мороз, Солнце и Ветер" в сборнике Афанасьева. Краткий пересказа. Шёл мужик на встречу ему попались Мороз, Солнце и Ветер. Мужик поклонился. Стали они спорить между собой, кому мужик поклонился, перечисляя свои достоинства, да так что до драки дошло. Потом, решили спросить у мужика кому он поклонился, тот ответил - Ветру. Так как Ветер и от зноя Солнца спасает, и в Мороз без ветра не так холодно.

Ветры, в русских народных сказках часто выступают в роли благодетелей и помощников героев. Например, в русской народной сказке "Бедняк и братья ветры", бедняк (от голода) берет у брата богача в долг мешок муки, обещая вернуть два. Ветры, развеивает муку по полю. Бедняк отправляется искать справедливости и ветра в поле. Находит. Ветры признают проделку и дарят бедняку нескончаемую краюшку хлеба, которую выманивает в конечном счете богач. Затем бездонный кошель, который так же обманом получает богач, и в конченом счете, дарят ему суму ума, из которой выскакивают два молодца и лупят пока ума не наберешься. Несложно догадаться что суму так же выманивает богач. Богача лупят, он возвращает и краюшку кошель.

Если разбирать эту сказку с позиции морфологии волшебной сказки по Проппу, то здесь помимо очевидного пути героя, дарителей и вознаграждения есть и ряд отсылок к мироощущению.
1. К ветрам можно обратиться если есть несправедливость.
2. Волшебные дары, означает что ветры помогут и вознаградят при искренности и честности.
3. Ветры могут незримо заступиться.
4. Человек, является частью мира, его стремления, помыслы контактируют с ветрами.

Всё это, говорит нам о наличии культового значения ветров и управляет этим всем Стрибог, так как является прародителем. Чтобы получить помощь и поддержку от ветра, нужно обратиться к Стрибогу.

Стрибог - культ бога ветров

арт Стрибог
арт Стрибог

Так как Стрибог, антропоморфен и является прародителем ветров, то в мироощущении древних славян, наиболее вероятным является то что ветры появлялись из его дыхания, об этом нам подскажет мировая мифология богов ветров, о чем расскажу чуть ниже.

Теперь, представим и ощутим как древние славяне относились к Стрибогу. Зная какой силой обладают ветры, то невообразимо представить существо от чьего дыхания они рождаются. Стрибог - олицетворение самой атмосфера планеты.

Страх и почитание воздуха, атмосферы не могли не породить культ. Не почтительное отношение к Стрибогу, могло навести его гнев, что в свою очередь выразилось бы в его злости и ураганном ветре и разрушениях. В то же время, уважительное отношение к природе, подношение жертв существу заполняющему, находящемуся посередине и тем самым объединяющему верхний и средний мир должно было послать его милость и благодать.

Как поклонялись и обращались к Стрибогу

Очевидно, упомянутые вначале идолы, выполняли роль посредников для общения, равно как это роль выполняют иконы в православии.

Божество воздушной стихии, однозначно выполняло роль посредника при сжигании подношений, так как через воздух поднимался дым от жертвенников. Что дает еще большее понимание мироощущения древних славян.

Аналоги Стрибога в других мифологиях

Почти в каждой мифологии по всей планете, есть божества которые управляли ветром.

Эол- в греческой мифологии бог ветров, управляющего ветрами запертыми в пещере и отпускающих их по приказу богов.

Фудзин - в японской мифологии бог, который носит мешок с ветрами и выпускающий их.

Ваю - в индуистской мифологии божество управляющее движением воздуха, дыханием всех живых существ.

Тешуб - в хеттской мифологии бог бури и грома, сражающийся с силами хаоса и ответственный за благополучие урожая.

Если прокладывать аналогию, то более родственен Стрибогу это индуистский Ваю, так как является, по факту, таким же богом атмосферы.

Архетип Стрибога в современном мире

Древние боги, а точнее их архетипы, никуда не исчезают со временем. Они видоизменяются подстраиваясь под новые реалии. С крещением Руси, часть функций Стрибога перенял на себя Николай Чудотворец, став покровителем и защитником от бурь и ветров.

Сохранилась и часть обрядов. До наших дней, дошли отголоски функционала некоторых обращений, которые выражены в различных магических практиках , например "Шепотки на ветер". Функционал тот же что и с дымом от жертвенников. Человек шепчет на ветер, дабы донести свои желания.

Мифология 21 века где есть боги ветров

Так же, необходимо отметить, что архетип бога воздуха и олицетворение тех сил которые он несет, как необходимая часть в коллективном бессознательном по Юнгу, обширно используется и в наши дни. В том числе и коммерческого использования архетипа, так как у людей всегда есть запрос на подобное и не важно в какой ипостаси оно найдет отражение. Для примера, персонаж "Шторм" в фильмах и комиксах про людей Икс, мультсериал и фильм "Легенда об Аанге", фильмах где люди борются с неукротимыми силами природы и т.п. Подобная тематика, всегда найдет своего зрителя, так как мотивы и стремления потреблять такой контент, имеет те же корни что и поклонение Стрибогу.

Но нам интереснее должно быть другое, именно мифология 21 века, которая обрела формат "городских легенд". Так как в основе городских легенд всегда лежит подавленный архетип. Подавлен он современными религиозными догматами, научными открытиями и потому приобретает черты не привычных божеств типа Стрибога, а рождает новую мифологию и фольклор. Например:

Конспирологические теории. Техногенность, информационный шум по темам глобального изменения климата, вкупе с подавленным архетипом рождает новую мифологию. Это и теории о правительственном заговоре, целью которого является изменение климата, причины небывалых ураганов и ветров списывают на манипуляции с погодой. И засекреченные разработки климатического оружия типа "засушливой" и "дождливых" пушек. И Рассеивание над городами с самолетов неких аэрозолей (инверсионный след). Таких теорий много, но в первопричине лежит как раз то что раньше верили, например, в Стрибога который управляет ветрами, теперь верят в неких ученых, на службе некоего тайного правительства (пантеон богов) которые способны управлять смерчами, ураганами и ветрами.

Человек-ветер (ветровой человек). В некоторых регионах США есть городская легенда о таинственном человеке, который появляется во время сильных ветров или ураганов. Этот персонаж может быть как защитником, предупреждающим людей об опасности, так и зловещей фигурой, приносящей беды и разрушения.
В этой легенде мы видим прямое антропоморфное воплощение, еще одна ипостась, того архетипа который несут все боги ветров.

Смерчи порталы. Равно как и в сказке про Элли в стране Оз, рождаются легенды о магической силе смерчей и ураганов. Когда человек переносится либо в параллельную реальность, либо в загадочное место. Что как бы сохраняет и интерпретирует на новый лад весь тот мистицизм, который был свойственен богам ветров.

Таким образом, взглянув на современную мифологию, мы можем увидеть страхи и проживания современного общества, которые находят воплощения привычными методами, что довольно широко раскрывает мироощущение человечества в 21 веке.
Взглянув же на Стрибога, понимая его функционал и работу, его образ, мы можем, понять и прочувствовать мироощущение наших предков, что очень важно для самоидентификации любого человека.