У МГУ есть несколько предуниверсариев, один из них - Университетская гимназия. Её история уходит корнями далеко в прошлое: создателем стал сам Ломоносов ещё в 1755 году, потому что считал, что "университет без гимназии, что пашня без семян". Гимназия не пережила Отечественной войны 1812 года, а решение восстановить её приняли только спустя два века. И вот теперь гимназия принимает одарённых ребят со всей страны (и не только) на несколько профилей. Кстати, у гимназии есть свой сайт: https://school.msu.ru/. Там более подробно можно почитать и об истории, и о современной гимназической жизни.
Детей в классах немного. Живут они в интернате, но условия проживания комфортные: два человека в комнате, в каждой комнате есть свой санузел и всё необходимое. Питаются несколько раз в день, блюда можно выбрать: дочь сказала, что готовят вкусно, а вкуснее - только у бабушки. Ну с бабушкой, сами понимаете, тягаться сложно.
Обучение, проживание и питание в Университетской гимназии абсолютно бесплатны. Платных мест там нет совсем. Поступить можно только после сдачи вступительных испытаний. Первые проходят в марте-апреле в разных уголках страны. Города проведения выбирают в соответствии с числом поступивших из этого города заявок, то есть условно и школьники с Дальнего Востока, и москвичи пишут экзамены в равных условиях.
По результатам вступительных испытаний первого тура составляют рейтинг и приглашают на летнюю школу. Именно сюда я привезла свою дочку на днях, и там ей очень нравится! На летней школе дети на своём опыте понимают, каково оно - быть гимназистом. И дальше уже легче принять решение: хочешь ты здесь учиться или нет. Педагоги смотрят на детей - потянут ли они нагрузку. Проходят вступительные испытания второго тура. Например, по русскому языку дочь пишет экзамен уже сегодня. Ей останется сдать геометрию, физику и информатику.
Также за детьми на летней школе наблюдают психологи. Психологическое тестирование прошло вчера, но на этом наблюдение не заканчивается. Этот момент является очень важным, я считаю. Ребёнок может быть одарённым, но в чём-то неадекватным: например, у нас в регионе есть мальчик, который отлично решает олимпиадные задачи, но может рычать или биться головой об парту, если не может справиться с решением или допустил ошибку, проявляет агрессию в отношении более успешных конкурентов. В Университетскую гимназию он не поступал, но дочь часто сталкивалась с ним на олимпиадах, турнирах и образовательных сменах на территории нашего региона. Поэтому да: психологическая зрелость для интернатного проживания и углублённого изучения предметов очень важна, и я очень рада, что такой критерий тут тоже оценивается!
Результаты отбора на летней школе станут известны только в августе. В сентябре ребята из разных уголков страны приедут в Университетскую гимназию уже непосредственно учиться. Мы следим за жизнью гимназии уже два года: там проводится очень много мероприятий, а педагоги не зацикливаются только на обучении - при гимназии работает много секций как творческих, так и спортивных. Никаких преференций для поступления в МГУ у выпускников гимназии нет, но багаж знаний, которые они получают за время учёбы, безусловно, помогает им.
Подробностей образовательного процесса не знаю - дочь ещё не поступила. Но первые три дня на летней школе ей очень понравились: она уже нашла друзей и подруг, комфортно чувствует себя в общении с единомышленниками, делится со мной яркими впечатлениями о занятиях и уроках, которые посетила. И, кстати, ещё один очень важный момент: в гимназии обучаются дети соответствующего общепринятым стандартам возраста. Здесь собираются сверстники (плюс/минус год разницы): у них общие интересы и сильная самомотивация на учёбу. Никаких мам и пап с подсказками нет. И, кстати, никто из родителей не истерит на проходной с просьбой показать учебный план или пустить их на лекцию. Все дети знают своё расписание, сами планируют свои действия, посещают занятия и делятся обратной связью с родителями.
Уверена, что на базе МГУ есть очень много образовательных программ для одарённых детей школьного возраста, только вот нацелены они действительно на углублённое изучение, а не на базовое его освоение (возможно, именно это и не нравится отдельным "новаторам"). Я лишь рассказала о той части, с которой познакомилась сама. У ребят из разных городов и с разным уровнем достатка в семье действительно есть возможность "показать себя" и своими знаниями обеспечить себе место в престижном образовательном учреждении.