Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (05). Учебные и нестандартные боевые версии

Предыдущая статья ЗДЕСЬ Для подготовки в авиашколах экипажей бомбардировщиков Ju.88А фирма «Юнкерс» изготовила некоторое количество учебно-тренировочных версий этих машин, отличавшихся от боевых самолетов сдвоенной системой управления, отсутствием защитного вооружения и воздушных тормозов; часто отсутствовали и подфюзеляжные гондолы. В остальном учебно-тренировочные самолеты основывались на базовых версиях, но получали другую маркировку. Учебные машины на базе Ju.88А-1 именовались Ju.88А-3, на базе А-5 - Ju.88А-7, а на базе А-4 - Ju.88А-12. Число изготовленных А-3 мне неизвестно; А-7, оснащавшихся маловостребованными моторами Jumo.211H-1 мощностью 1.200 л.с., выпустили 150 экземпляров; А-12 произвели 148 самолетов. Особняком в этом ряду стоит учебная модификация Ju.88А-16, по которой почти ничего не известно. Неясно, выпускалась ли она серийно, или была только «штучной»; являлась ли она общим учебным самолетом по разным модификациям, или разрабатывалась (как предполагают некоторые книг
Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Предыдущая статья ЗДЕСЬ

Учебно-тренировочные модификации Junkers Ju.88А

Для подготовки в авиашколах экипажей бомбардировщиков Ju.88А фирма «Юнкерс» изготовила некоторое количество учебно-тренировочных версий этих машин, отличавшихся от боевых самолетов сдвоенной системой управления, отсутствием защитного вооружения и воздушных тормозов; часто отсутствовали и подфюзеляжные гондолы. В остальном учебно-тренировочные самолеты основывались на базовых версиях, но получали другую маркировку. Учебные машины на базе Ju.88А-1 именовались Ju.88А-3, на базе А-5 - Ju.88А-7, а на базе А-4 - Ju.88А-12. Число изготовленных А-3 мне неизвестно; А-7, оснащавшихся маловостребованными моторами Jumo.211H-1 мощностью 1.200 л.с., выпустили 150 экземпляров; А-12 произвели 148 самолетов.

-2

Особняком в этом ряду стоит учебная модификация Ju.88А-16, по которой почти ничего не известно. Неясно, выпускалась ли она серийно, или была только «штучной»; являлась ли она общим учебным самолетом по разным модификациям, или разрабатывалась (как предполагают некоторые книги) для тренировок только экипажей «пузатых» Ju.88А-15, которые так и не были запущены в серию.

Учебные Ju.88А разных версий широко использовались во многих летных школах, таких как Flugzeuge Fuehrerschule (школа летных командиров) в Альт-Лённевитце и Пиллау, в Blindllugschule (школе слепого пилотажа) в Кенигсберг-Девау, Копенгагене и Мерсенбурге. Кроме того, зимой 1942-1943 часть учебно-тренировочных машин задействовали в боевых вылетах: вб качестве транспортных самолетов они использовались для снабжения немецких войск, окруженных под Сталинградом.

Нестандартные малосерийные боевые варианты Ju.88

Junkers Ju.88Р

-3

Уже первые месяцы войны против СССР вызвали у немцев острую необходимость в создании эффективных противотанковых средств - для борьбы с советскими «непробиваемыми» танками KB-1, КВ-2 и Т-34. Среди прочих родов войск, разрабатывавших свои варианты противотанкового оружия, и авиаторы занялись созданием специализированных противотанковых самолетов. Одним из них стал вариант на базе Ju.88А-4, вооруженный 75-мм пушкой ВК-7,5. Пушку разместили в большом обтекателе под фюзеляжем (поэтому нижнюю гондолу сняли), а сразу за обтекателем оборудовали стрелковую установку с двумя пулеметами MG-81 – для стрельбы назад-вниз. Пушка заряжалась вручную, и при заходе на цель самолет успевал сделать не более двух выстрелов. А при испытательной стрельбе выяснилось, что остекление «глаза жука» не выдерживает ударов вылетающих из ствола газов, и его заменили металлическим коком от истребителя Ju.88С. Эта модификация получила обозначение Ju.88Р-1, и была запущена в производство (до сентября 1943 г. выпущено 18 экземпляров). Экипаж Р-1 состоял из трех человек. Защитное вооружение: 5х7,92-мм пулеметов (один курсовой и по два сверху и снизу фюзеляжа). Прикрытые броней двигатели Jumo.211J-2 позволяли самолету Ju.88Р-1 с нормальным взлетным весом 11.000 кг развивать максимальную скорость 390 км/ч.

-4

В стрельбе по танкам Ju.88Р-1 показал себя вполне эффективной машиной; однако громоздкая пушка и большой обтекатель так ухудшили управляемость самолета, что сделали его очень уязвимым для атак истребителей. В некоторой степени это компенсировалось возможностью в экстремальной ситуации сбрасывания орудийной подвески с помощью взрывных устройств.

Все 18 Ju.88Р-1 в конце 1943 г. действовали на Восточном фронте в составе опытной противотанковой команды, и 92-й противотанковой эскадрильи (впоследствии они вошли в состав III/KG-1). Боевая обстановка показала, что темп огня пушки у Ju.88Р-1 уж слишком медленный, а пробивная мощь при стрельбе сверху по более тонкой броне крыш танков даже избыточна. Поэтому производство Р-1 не продолжили, а для увеличения скорострельности наступательного оружия создали версию Ju.88Р-2, вооруженную двумя 37-мм пушками ВК-3,7 – более легкими и скорострельными. Ввиду высокой уязвимости предшественника кабину Р-2 закрыли бронеплитами и бронестеклом. Вообще-то этот самолет создавался как истребитель танков, но его пытались использовать также и в роли перехватчика американских дневных бомбардировщиков. Однако низкие летные данные не позволяли Р-2 успешно перехватывать цели, а если это все же происходило — плохая маневренность не давала выйти из-под перекрестного огня американских бомбардировщиков. И после ряда неудач Ju.88Р-2 вновь направили на борьбу с танками.

-5

Следующий вариант Ju.88Р-3 практически ничем не отличался от Р-2, лишь получил еще более толстое бронирование кабины и мотогондол. По вопросу массовости версий Р-2 и Р-3 – сплошная неясность: в одних книгах говорится, что они серийно не строились и были изготовлены только по одному опытному образцу; в других – что оба варианта выпускались серийно; в третьих – что Р-2 не был «серийником», а вот Р-3 находился в серийном производстве. Но вот сколько всего таких машин было построено - «загадка за семью печатями»…

А в конце 1944 г. на вооружение Люфтваффе поступили 32 самолета версии Ju.88Р-4. Они отличались обтекателем небольшого размера, в котором стояла 50-мм пушка ВК-5 с автоматическим перезаряжанием. Прежний 7,92-мм пулемет в задней установке заменили на 13-мм пулеметом MG.131, а под крыльями самолета установили бомбодержатели ЕТС. Несколько Р-4 попытались испытать в качестве ночных истребителей, но без локатора эта задача оказалась для них невыполнимой.

В основном же Ju.88Р-4 использовались на Восточном фронте в составе 14-й эскадрильи бомбардировочной эскадры KG-3 с февраля 1944 г. в течение полугода; пока к концу лета все они не исчезли…

Эрзац-бомбы Ju.88 «Мистель»

-6

Еще летом 1942 в Технический департамент от гауптмана Зигфрида Хольцбауэра поступило необычное предложение о создании ударной системы на основе беспилотного, начиненного большим количеством взрывчатки самолета Ju.88, и сцепленного с ним одномоторного истребителя, пилот которого будет управлять полетом этой «сцепки» до цели. Затем, наведя на объект «Юнкерс» и переведя его в пикирование, истребитель отцепится от него и вернется на базу; а удерживаемый на курсе автопилотом бомбардировщик поразит цель и уничтожит ее мощным взрывом.

После длительных споров о целесообразности такой идеи в мае 1943 было принято решение о постройке 15 таких опытных систем (получивших обозначение «Мистель»), путем сцепления бомбардировщика Ju.88А-4 и истребителя Bf.109F-4. Однако эти машины работали на бензине с разным октановым числом, что исключало совместное питание, и уменьшало дальность полета только до доступной Мессершмитту. Отработка управления системой и испытания полностью снаряженных «Мистелей-1» проходили с ноября 1943 по апрель 1944. Кабину Ju.88А, использовавшуюся при перегоне самолета, перед боевым применением отделяли, заменяя 3,5-тонной боеголовкой с контактным взрывателем, несшей в себе 1.725-кг кумулятивный заряд (операция по «пересадке головы» занимала 5 часов). Испытания показали, что при поражении цели формируемая зарядом кумулятивная струя пробивала до 20 м бетона!

-7

В июне 1944 спецотряд PV/KG-101 (командир гауптман Хорст Рудат) на 5 «Мистелях-1» провел две ночные атаки против союзных кораблей в устье реки Сены; четыре цели были поражены (правда, ни один корабль так и не затонул). После этих атак было принято решение о переоборудовании в «Мистели» еще 75 «Юнкерсов» (использовали тяжелые истребители Ju.88G). Но для них в качестве самолета-носителя наметили Fw.190А-6 или F-8, так как их моторы тоже работали на 95-октановом бензине, что позволило значительно увеличить дальность полета сцепки. Этот вариант получил обозначение «Мистель-2». На них для еще большего увеличения дальности полета могли подвешивать под крыльями дополнительные топливные баки. Но «Мистели-2» начали поступать на вооружение только в марте 1945, а новый вариант «Мистель-3» - лишь в апреле 1945; когда война уже заканчивалась.

-8

Разработка «Мистеля-3» была связана с частыми авариями на взлете предыдущих версий – из-за их слишком большого веса, приводившего к повреждению шасси. Поэтому для «Мистель-3» разработали специальную взлетную тележку, сбрасывавшуюся после отделения сцепки от земли.

Немцы планировали использовать свои «Мистели» против британского флота в Скапа-Флоу, однако это так и не получилось из-за державшейся всю зиму 1944-1945 гг. плохой погоды. Провалился и план «Eisenhammer» («Железный молот») – нанесение стратегических ударов по советским военно-промышленным объектам: пока набирали необходимое для этого количество в 100 «Мистелей», советские войска захватили немецкие аэродромы в Восточной Пруссии, которые планировалось использовать для этой операции. Таким образом, участие «Мистелей» в войне свелось к тактическим ударам по речным переправам на реках Нейсе, Одер и Рейн (впрочем, без особого успеха). Точное количество изготовленных «Мистелей» неизвестно, хотя предполагается, что около 250 экземпляров…

-9

НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (06). Дневные тяжелые истребители

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.