Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (05). Учебные и нестандартные боевые версии

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Предыдущая статья ЗДЕСЬ

Учебно-тренировочные модификации Junkers Ju.88А

Для подготовки в авиашколах экипажей бомбардировщиков Ju.88А фирма «Юнкерс» изготовила некоторое количество учебно-тренировочных версий этих машин, отличавшихся от боевых самолетов сдвоенной системой управления, отсутствием защитного вооружения и воздушных тормозов; часто отсутствовали и подфюзеляжные гондолы. В остальном учебно-тренировочные самолеты основывались на базовых версиях, но получали другую маркировку. Учебные машины на базе Ju.88А-1 именовались Ju.88А-3, на базе А-5 - Ju.88А-7, а на базе А-4 - Ju.88А-12. Число изготовленных А-3 мне неизвестно; А-7, оснащавшихся маловостребованными моторами Jumo.211H-1 мощностью 1.200 л.с., выпустили 150 экземпляров; А-12 произвели 148 самолетов.

-2

Особняком в этом ряду стоит учебная модификация Ju.88А-16, по которой почти ничего не известно. Неясно, выпускалась ли она серийно, или была только «штучной»; являлась ли она общим учебным самолетом по разным модификациям, или разрабатывалась (как предполагают некоторые книги) для тренировок только экипажей «пузатых» Ju.88А-15, которые так и не были запущены в серию.

Учебные Ju.88А разных версий широко использовались во многих летных школах, таких как Flugzeuge Fuehrerschule (школа летных командиров) в Альт-Лённевитце и Пиллау, в Blindllugschule (школе слепого пилотажа) в Кенигсберг-Девау, Копенгагене и Мерсенбурге. Кроме того, зимой 1942-1943 часть учебно-тренировочных машин задействовали в боевых вылетах: вб качестве транспортных самолетов они использовались для снабжения немецких войск, окруженных под Сталинградом.

Нестандартные малосерийные боевые варианты Ju.88

Junkers Ju.88Р

-3

Уже первые месяцы войны против СССР вызвали у немцев острую необходимость в создании эффективных противотанковых средств - для борьбы с советскими «непробиваемыми» танками KB-1, КВ-2 и Т-34. Среди прочих родов войск, разрабатывавших свои варианты противотанкового оружия, и авиаторы занялись созданием специализированных противотанковых самолетов. Одним из них стал вариант на базе Ju.88А-4, вооруженный 75-мм пушкой ВК-7,5. Пушку разместили в большом обтекателе под фюзеляжем (поэтому нижнюю гондолу сняли), а сразу за обтекателем оборудовали стрелковую установку с двумя пулеметами MG-81 – для стрельбы назад-вниз. Пушка заряжалась вручную, и при заходе на цель самолет успевал сделать не более двух выстрелов. А при испытательной стрельбе выяснилось, что остекление «глаза жука» не выдерживает ударов вылетающих из ствола газов, и его заменили металлическим коком от истребителя Ju.88С. Эта модификация получила обозначение Ju.88Р-1, и была запущена в производство (до сентября 1943 г. выпущено 18 экземпляров). Экипаж Р-1 состоял из трех человек. Защитное вооружение: 5х7,92-мм пулеметов (один курсовой и по два сверху и снизу фюзеляжа). Прикрытые броней двигатели Jumo.211J-2 позволяли самолету Ju.88Р-1 с нормальным взлетным весом 11.000 кг развивать максимальную скорость 390 км/ч.

-4

В стрельбе по танкам Ju.88Р-1 показал себя вполне эффективной машиной; однако громоздкая пушка и большой обтекатель так ухудшили управляемость самолета, что сделали его очень уязвимым для атак истребителей. В некоторой степени это компенсировалось возможностью в экстремальной ситуации сбрасывания орудийной подвески с помощью взрывных устройств.

Все 18 Ju.88Р-1 в конце 1943 г. действовали на Восточном фронте в составе опытной противотанковой команды, и 92-й противотанковой эскадрильи (впоследствии они вошли в состав III/KG-1). Боевая обстановка показала, что темп огня пушки у Ju.88Р-1 уж слишком медленный, а пробивная мощь при стрельбе сверху по более тонкой броне крыш танков даже избыточна. Поэтому производство Р-1 не продолжили, а для увеличения скорострельности наступательного оружия создали версию Ju.88Р-2, вооруженную двумя 37-мм пушками ВК-3,7 – более легкими и скорострельными. Ввиду высокой уязвимости предшественника кабину Р-2 закрыли бронеплитами и бронестеклом. Вообще-то этот самолет создавался как истребитель танков, но его пытались использовать также и в роли перехватчика американских дневных бомбардировщиков. Однако низкие летные данные не позволяли Р-2 успешно перехватывать цели, а если это все же происходило — плохая маневренность не давала выйти из-под перекрестного огня американских бомбардировщиков. И после ряда неудач Ju.88Р-2 вновь направили на борьбу с танками.

-5

Следующий вариант Ju.88Р-3 практически ничем не отличался от Р-2, лишь получил еще более толстое бронирование кабины и мотогондол. По вопросу массовости версий Р-2 и Р-3 – сплошная неясность: в одних книгах говорится, что они серийно не строились и были изготовлены только по одному опытному образцу; в других – что оба варианта выпускались серийно; в третьих – что Р-2 не был «серийником», а вот Р-3 находился в серийном производстве. Но вот сколько всего таких машин было построено - «загадка за семью печатями»…

А в конце 1944 г. на вооружение Люфтваффе поступили 32 самолета версии Ju.88Р-4. Они отличались обтекателем небольшого размера, в котором стояла 50-мм пушка ВК-5 с автоматическим перезаряжанием. Прежний 7,92-мм пулемет в задней установке заменили на 13-мм пулеметом MG.131, а под крыльями самолета установили бомбодержатели ЕТС. Несколько Р-4 попытались испытать в качестве ночных истребителей, но без локатора эта задача оказалась для них невыполнимой.

В основном же Ju.88Р-4 использовались на Восточном фронте в составе 14-й эскадрильи бомбардировочной эскадры KG-3 с февраля 1944 г. в течение полугода; пока к концу лета все они не исчезли…

Эрзац-бомбы Ju.88 «Мистель»

-6

Еще летом 1942 в Технический департамент от гауптмана Зигфрида Хольцбауэра поступило необычное предложение о создании ударной системы на основе беспилотного, начиненного большим количеством взрывчатки самолета Ju.88, и сцепленного с ним одномоторного истребителя, пилот которого будет управлять полетом этой «сцепки» до цели. Затем, наведя на объект «Юнкерс» и переведя его в пикирование, истребитель отцепится от него и вернется на базу; а удерживаемый на курсе автопилотом бомбардировщик поразит цель и уничтожит ее мощным взрывом.

После длительных споров о целесообразности такой идеи в мае 1943 было принято решение о постройке 15 таких опытных систем (получивших обозначение «Мистель»), путем сцепления бомбардировщика Ju.88А-4 и истребителя Bf.109F-4. Однако эти машины работали на бензине с разным октановым числом, что исключало совместное питание, и уменьшало дальность полета только до доступной Мессершмитту. Отработка управления системой и испытания полностью снаряженных «Мистелей-1» проходили с ноября 1943 по апрель 1944. Кабину Ju.88А, использовавшуюся при перегоне самолета, перед боевым применением отделяли, заменяя 3,5-тонной боеголовкой с контактным взрывателем, несшей в себе 1.725-кг кумулятивный заряд (операция по «пересадке головы» занимала 5 часов). Испытания показали, что при поражении цели формируемая зарядом кумулятивная струя пробивала до 20 м бетона!

-7

В июне 1944 спецотряд PV/KG-101 (командир гауптман Хорст Рудат) на 5 «Мистелях-1» провел две ночные атаки против союзных кораблей в устье реки Сены; четыре цели были поражены (правда, ни один корабль так и не затонул). После этих атак было принято решение о переоборудовании в «Мистели» еще 75 «Юнкерсов» (использовали тяжелые истребители Ju.88G). Но для них в качестве самолета-носителя наметили Fw.190А-6 или F-8, так как их моторы тоже работали на 95-октановом бензине, что позволило значительно увеличить дальность полета сцепки. Этот вариант получил обозначение «Мистель-2». На них для еще большего увеличения дальности полета могли подвешивать под крыльями дополнительные топливные баки. Но «Мистели-2» начали поступать на вооружение только в марте 1945, а новый вариант «Мистель-3» - лишь в апреле 1945; когда война уже заканчивалась.

-8

Разработка «Мистеля-3» была связана с частыми авариями на взлете предыдущих версий – из-за их слишком большого веса, приводившего к повреждению шасси. Поэтому для «Мистель-3» разработали специальную взлетную тележку, сбрасывавшуюся после отделения сцепки от земли.

Немцы планировали использовать свои «Мистели» против британского флота в Скапа-Флоу, однако это так и не получилось из-за державшейся всю зиму 1944-1945 гг. плохой погоды. Провалился и план «Eisenhammer» («Железный молот») – нанесение стратегических ударов по советским военно-промышленным объектам: пока набирали необходимое для этого количество в 100 «Мистелей», советские войска захватили немецкие аэродромы в Восточной Пруссии, которые планировалось использовать для этой операции. Таким образом, участие «Мистелей» в войне свелось к тактическим ударам по речным переправам на реках Нейсе, Одер и Рейн (впрочем, без особого успеха). Точное количество изготовленных «Мистелей» неизвестно, хотя предполагается, что около 250 экземпляров…

-9

НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (06). Дневные тяжелые истребители

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.