Найти тему
Толкачев. Истории

Записная книжка Марка Твена, Чехова, Моэма. Она сообщает о писателе куда больше, чем он сам того хотел

Вести блокнот (записную книжку) – это не то же самое, что вести дневник. Далеко не то же самое. Когда я собирал сведения о дневниках писателей, то постепенно пришел к мысли об их отличии от блокнотов. Да, бумага все стерпит, но она всегда ответит, лишь пройдись по ее белым, чистым полям. Дневник и блокнот: разные цели, разные записи.

Рассказ о тайнах ведения писательских блокнотов мы снабдим фотонатюрмортами Александа Сенникова, которые непогрешимо передают атмосферу уединения автора.

-2

Самодельный блокнот по легенде возник в руках Марка Твена, скрепившего отрывные листки вместе

Далее мастера взялись исполнять заказы на штучное изготовление блокнотов и пошло-поехало. В руках путешественников 19 века можно было увидеть блокноты для записей с переплетом черного цвета из крепкой ткани – молескина.

Интересно, догадывались ли Сартр, Хемингуэй и Пикассо, что их блокноты перекочуют на музейные стенды.

Сегодня я с горечью понимаю, что безвозвратно утрачен блокнотик мамы, который она как-то раскрыла перед моим носом, и там поперек разворота была наклеена широкая полоска бумаги с неразборчивой надписью, сделанной торопливым почерком. Мама сказала, что это записка Беллы Ахмадулиной, написанная маме за ресторанным столиком в московском Доме литераторов на Поварской улице. Дословно не помню, но смысл записки заключался в том, что Белла с мамой, как литератором, на одном поприще.

1. Томас Вулф. За свою короткую жизнь (умер в 38 лет) он успел написать четыре романа, рассказы и пьесы (он писал по 20 – 30 тысяч слов ежедневно). Его проза многословна, и основным источником был блокнот, где записана такая фраза: «Жизнь сама по себе и не прекрасна и не ужасна – она попросту подобна огромной волне, перекатывающейся через нас».

-3

2. Марк Твен. У меня такое впечатление, что блокнот для автора романов про Тома и Гека, экс-лоцмана на Миссисиппи Марка Твена был маленькой редакцией, в которую он заносил прежде всего свой юмор. Ведь газетчиком, наблюдателем повседневной жизни он чувствовал себя более, чем кем-либо другим.

Вот парочка фраз старика Клеменса, как его называли.

«Сегодня нашелся старый знакомый. Пока еще не было такого места, где я не нашел бы знакомого».
«Если вы в темноте примете свою жену за грабителя и выстрелите, вы ее непременно убьете; если это в самом деле грабитель, промахнетесь наверняка».

3. Кстати, аналогичный подход был у Ильи Ильфа, давшего в блокноте описание одного звука : «Низкий, страстный голос унитаза».

4. Сомерсет Моэм, пожалуй, как и его коллега по цеху Александр Дюма был плодовит (78 книг), путешествовал, слыл любителем приключений, тайн и любовных похождений, но в отличие от гедонистически настроенного француза, он был агентом британской разведки, и свою страстность, ранимость и эмоциональность скрывал под маской типичного сухаря-англичанина. Но где-то он должен был быть откровенен. А где, как не в `Записных книжках`, изданных еще при его жизни, в 1949 году? В своем блокноте писатель философствует с применением изящных метафор, да еще добавляет себе ролей, скажем, философа и художника.

1/Ничто так не способствует перемене взглядов, как любовь. Ведь новые взгляды — это в большинстве своем новые чувства. И возникают они под действием не размышлений, а страсти.
2/Художник — одинокий волк. У него свой особый путь. И если стая изгоняет его, ему это во благо.

5. О записных книжках А.П.Чехова не знает, наверное, только тот, кто не учился в школе. Литературовед Зиновий Паперный в результате своего анализа записал интересную мысль: «Записная книжка Чехова — одна из самых загадочных его книг».

-4

Как утверждают исследователи «при чтении записных книжек Достоевского, Толстого, Чехова, Ахматовой, Платонова, Эрдмана, Цветаевой, Твардовского, Ерофеева, Довлатова возникает чрезвычайно сложный читательский, профессиональный, редакторский рецепционный комплекс: безусловное узнавание авторского лица, его художественного голоса при странной аранжировке бытом, в том числе счетами, адресами, констатацией здоровья/нездоровья, ежедневными хлопотами». Записные книжки чаще всего — писательская установка на прямоговорение для себя...

6. Иосиф Бродский, размышляя в блокноте над сложнейшими вопросами жизни, называл это набросками.

«Жизнь — игра со многими правилами, но без рефери. Мы узнаём, как в неё играть, скорее наблюдая её, нежели справляясь в какой-нибудь книге, включая Священное Писание. Поэтому неудивительно, что столь многие играют нечестно, столь немногие выигрывают, столь многие проигрывают.
... Я не Моисей, вы тоже не ветхозаветные евреи; эти немного беспорядочные наброски, нацарапанные в жёлтом блокноте где-то в Калифорнии, — не скрижали». (Из выступления Иосифа Бродского «Речь на стадионе» перед студентами Мичиганского университета 18 декабря 1988 года).
-5

Жанр «записных книжек» воскресает

Да-да, я имею в виду такие интересные эксперименты, как у писателя Дмитрия Воденникова, когда записная книжка издается не как набор скрепленных пустых листков, а содержит креативные задания для авторов.

Так у писателя и фольклориста Бориса Шергина в блокноте я нашел мысль: «У человека должно быть сокровище внутри себя». Так с блокнотом! Автору не надо отправляться на поиски сокровищ, как юнге Джиму Роберта Льюиса Стивенсона, – одно из них точно лежит в его планшете или кармане.

-6

Читайте на канале "Напиши шедевр"

Магия кабинета для писателя: восемь разных историй

Дневник школьницы Нины Луговской. Запись, подчеркнутая следователем и четыре исковерканных судьбы

Если ведете дневник, наступает момент, когда дневник поведет вас. Что известно об этом?

Напиши шедевр | Дзен