Ему дважды предлагали престолы европейских стран, но он их так и не занял. Остался тем, кем был по происхождению – «всего лишь» принцем Христофором Греческим и Датским (1888-1940), младшим сыном первого Греческого короля из династии Глюксбургов Георга Iи урожденной русской великой княжны Ольги Константиновны. Но его автобиография, впервые изданная в Европе 1938 году, а в России только что – это поистине королевские воспоминания!
Близкое родство с династией Романовых сказалось уже в детстве. «Великолепный Императорский поезд, ожидавший нас в Севастополе, был одним из самых ярких впечатлений путешествия. С его роскошно обитыми салонами, толстыми коврами и комфортабельным вагоном-рестораном он казался настоящим сказочным поездом в отличие от примитивного транспорта в Европе. Настоящие кровати с шелковыми перинами и тончайшими льняными простынями вызывали у меня неизменное восхищение. Мы продвигались плавно и уверенно, потому что все российские дороги были построены с широкой колеей, а скорость всех императорских поездов для безопасности была снижена до 20 миль в час».
Впечатляющих эпизодов с описанием жизни русского двора и русской знати в книге немало. Дворцы, балы, парады, коронации и прочие торжества отражены в самых живописных подробностях, с оригинальными деталями невульгарной роскоши, с картинами природы и портретными характеристиками. Не только по России, но по всему Старому и Новому свету пером принца вызвано из небытия множество людей, с их большим или малым историческим значением, неординарными поступками и простыми человеческими слабостями. Некоронованный родственник десятков коронованных особ, их супругов и супруг, детей, племянников, дядей и теть, дедов и бабушек показал жизнь современной ему элиты крупным планом, с живым сопереживанием по поводу того или иного события, исторического или семейного. Разумеется, он был не лишен пристрастий и заблуждений в своих суждениях о политике в целом или о качествах той или иной личности. Но он так по-человечески осветил ту область, насчет которой всегда имелись слишком трафаретные представления, что честно заслужил симпатии читающей публики, даже самой простой, веками предвзято относящейся к своим господам и мало сочувствующей их бедам.
Автор сумел, например, честно передать ощущение исторического катаклизма как глубокого личного переживания и горького вывода на основе собственного опыта:
«Кажется почти невероятным, вспоминая те дни, когда Россия была самой богатой страной в Европе, а Императорский двор превосходил прочие культурой и элегантностью, что никто из тех блестящих, беззаботных кавалеров и дам, которые представляли прежний режим, не осознавал надвигающейся трагедии, пока не стало слишком поздно. Если бы они сделали это, возникает вопрос, нельзя ли было это предотвратить. Эти фонтаны Петергофа играли так, как когда-то играли фонтаны Версаля, радуя цвет нации, один двор аплодировал артистам Императорского балета, другой – Мольеру и Моцарту. Но провести параллель там было некому. Когда-нибудь мир узнает, что счастье и красота должны быть прерогативой многих, а не избранных, но пока это не произойдет, цивилизация будет продолжать совершать одни и те же ошибки, получая одни и те же наказания».
Вот так: «счастье и красота должны быть прерогативой многих, а не избранных» - и большая наказуемая ошибка судить иначе, кем бы ни были эти «избранные» или считающие себя таковыми. Не обязательно носить на голове корону, достаточно просто иметь голову.
Христофор Греческий и Датский «Мемуары» / пер. Е. Е. Преображенской, научн. ред. А. В. Бодрова, СПб.: «Евразия», 2024. – 320 с. (Серия: Les mémoires)
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.