В затронутой в предыдущих статьях глубокой теме "половинок" человеческого Атома, безусловно, множество аспектов. И, конечно, при размышлении должны возникать вопросы, связанные с тем, как соотносится Духовный План, где пребывает бессмертное начало – основа человеческого существа, с Планами Тонким и физическим, где сознание проявлено соответственно условиям этих Планов.
Важное условие при таких размышлениях – вникание без отрицаний, и, тем более, не допуская раздражения. Надо понимать, что Учение не даёт исчерпывающих знаний, особенность изложения всех глубоких истин в том, что очерчивается "область", глубина же беспредельна. Одно и то же утверждение, применённое в отношении разных Планов Бытия, может быть либо истинным, либо ложным (к примеру, "дух безличен" и "дух индивидуален").
Если нечто кажется противоречащим прежним представлениям, или изложения одного и того же закона кажутся различными, то надо вникнуть глубже в каждое понятие, и определить, о каком из Планов идёт речь. При том, что в Основе всего – Непроявленное, и каждый из так называемых "принципов" человека – своего рода "оболочка" для более высоких "реальностей", условие проявления ещё более высоких уровней действительности.
"Атом" есть целостность, все семь принципов в потенциале и Непроявленное. (Лейбниц, говоря о монадах, по сути имел в виду те же основы – Атомы.) Также "Атом" – триада высших принципов человека.
(В описаниях высшей реальности в разных Учениях, школах, в разных эпохах, могли опираться на разные понятия. Лишь Посвящённые пользовались единым языком, но и Они в своих Просветительских трудах многое вынуждены были давать завуалированно, применяя язык метафор и художественных образов.)
Поэтому надо помнить, что понятие "Атом" соотносится и с Проявленным, и с Непроявленным. А "монада" означает как единую жизненную Основу, сам принцип бытия, так и индивидуализированный человеческий дух – высшие Принципы, то, чем является человек на Духовном Плане.
И эти человеческие монады (бессмертные Индивидуальности) "сознательны" на духовном Плане в той степени, в которой в воплощениях ими накоплена духовность и разумность (то есть в соответствии с развитостью "высшей души" (буддхи-манас), являющейся проводником "Атмы" – принципа Жизни, единого, безличного, проявленного благодаря этим двум.
Воплощения человеческих Индивидуальностей соответствуют одному из двух начал, проявляясь в том, что в многочисленных воплощениях (символизированных бусинами на единой нити, называемой "Сутратма") преобладают либо женские, либо мужские воплощения.
"Выбор" пола может быть обусловлен разными причинами, например, задачей развить те или иные соответствующие качества. Другой причиной могут быть Миссии, но это относится к Ученикам Великих Учителей. Е.И. Рерих в одном из Писем говорит следующее, одновременно отмечая, что больше по этому вопросу не может быть выдано:
"Конечно, дух в принципе не имеет пола, и лишь на плане проявления происходит дифференциация. По мере того как проявления монады становятся сознательнее и ярче и индивидуальность обогащается, пол в ней обозначается сильнее, то есть начинается преобладание воплощений, принадлежащих к одному определённому началу. Конечно, исключая особых миссий, когда пол избирается в соответствии с принятым поручением…" (Письмо от 19.02.1937 г.).
Глубина вопроса о разделении начал относится к наиболее сокровенным знаниям, в отношении которых надо уметь сохранять, во-первых, возвышенную "настроенность", а во-вторых, иметь терпение, в том смысле, что по мере освоения других знаний и с ростом сознания скрытое "открывается".
Могут возникать недоумения такого рода: как дух, не имеющий, как сказано, пола, при этом всё-таки соотносится с одним из двух начал.
Понятие "дух" в этом контексте есть неиндивидуализированное начало, частица Единого огня (не путать с употреблением понятия "дух", когда речь идёт об индивидуальности). Именно потенциал этой частицы Единого – развивает каждая Индивидуальность, и каждое из двух Начал выявляет полноту Единого "элемента" – Огня. На этом сущностном единстве основана истина о Равенстве Начал, равенстве потенциала и всех возможностей.
"…дух не имеет пола, пол принадлежит к миру форм. Потому умаления невежественны. Всем таким умалителям приведём ответ ученицы Будды на вопрос – «как могла она женским, ограниченным умом достичь знания и условия (Нирваны), которое трудно достижимо мудрецами?»; она сказала: «Когда сердце успокоено, когда сознание раскрывается, тогда видишь истину. Но если кто подумает – я женщина, или я мужчина, или я то, или я другое, пусть Мара занимается им. Врата Бессмертия открыты всем существам…" (Е.И. Рерих. Письмо от 09.08.1937 г.).
"Трагедия жизни", как говорит Е.И. Рерих, особенно касается женского начала, на протяжении многих веков ограниченного в возможностях развития, при том, что даже природный гений, имеющий немалые накопления в прошлом, если с детства находится в ограниченном положении, может вырасти неразвитым. Иными словами, условия жизни, условия обучения, воспитания и развития, возможности реализации потенциала женщин – это условия успешности эволюции всего человечества, ведь обе "половинки" должны быть развиты в полноте потенциала духа и мысли, чтобы человек смог достигнуть цели своей Эволюции – стать Богочеловеком.
"Пол в определении количества психической энергии не играет роли. …обладание ею дано одинаково обоим началам. Дух Святой, индусская Шакти, или энергия, – женского начала. Женщина ни в чём не обездолена Природою, тем более в духовных способностях…
…особенно больно слышать, как часто сами женщины признают своё как бы низшее положение даже в космическом созидании и в космическом предначертании. Какое пагубное заблуждение! …великий учитель буддизма Асанга в своём желании дать высшее определение качествам Будд и Бодхисаттв именует Их Матерями человечества" (Письмо Е.И. Рерих от 23.04.1938 г.).
Автор статьи Гореликова М. В.