Найти тему
ТыжИсторик

Художественное стекло

Автор nekojiru

Человечество изобрело стекло и сразу стало его декорировать. Самый простой способ украсить стекло - нанести на него другой стеклянный слой, иного цвета, например. Можно обработать поверхность при выдувании, когда стеклянная масса еще мягкая. Можно намотать на изделие стеклянную “нить” того же или контрастного цвета.

В период раннего Средневековья стеклянные изделия предпочитали украшать, сплющивая их, нанося бороздки или обматывая стеклянной нитью. Украшали посуду из стекла, налепляя стеклянные “хоботки” и “горошинки”. В IX веке стеклоделие в Европе переживало упадок, праведные христиане связывали стекло с языческими практиками. Папа Лев IV даже запретил использовать этот материал для изготовления литургических предметов.

"Стеклянная вить", Мурано, 1550-1600 гг.
"Стеклянная вить", Мурано, 1550-1600 гг.

Пока в основной части Европы стеклоделие угасло, оно продолжало развиваться на Востоке, например, в Константинополе. Когда в 1204 году Константинополь пал, византийские стеклодувы переместились в Венецию, обогатив венецианское стеклоделие. Около 1400 венецианские мастера научились производить филигрань или “стеклянную вить”. В стенки сосуда вплавляли тончайшие нити из белого стекла, это требовало мастерства и значительной пластичности стеклянной массы. Сначала в пустотелом “стакане” устанавливались белые “дротики, которые при выдувании сосуда растягивались в тонкие нити. При закручивании нити становились спиральными, а при закручивании в противоположную стороны превращались в сеточку.

Техника “миллефиори” хоть и не была изобретена венецианцами, но приобрела на острове Мурано особую популярность. Эта технология происходит от античных муррин. Стеклянные стержни, имеющие в сечении нужный мастеру рисунок, справляются вместе. Полученный циллиндр нарезается поперек на плашки, которые используются в качестве заготовок для изготовления стеклянных предметов и сосудов.

Ваза в технике кракле
Ваза в технике кракле

Технология “кракле” или “льдистое стекло” (от французского craquelé, от craquer – трещать) также стала визитной карточкой муранских стеклодувов. Для образования декоративных трещин раскаленную заготовку опускали в холодную воду, ее поверхность покрывалась мелкими трещинами. Следом изделие снова нагревали и покрывали тонким слоем прозрачного стекла.

В XV-XVI широкое распространение получило так называемое “лесное” стекло. Стеклодувные мастерские Богемии, Баварии, Силезии располагались преимущественно в лесах - древесина отличное дешевое топливо, к тому же из древесной, преимущественно дубовой золы, получали поташ (карбонат калия), который стал особым компонентом используемой шихты (смеси для выплавки стекла). Этот поташ в сочетании с местным кварцевым песком с высоким содержанием оксида железа придавал стеклу характерный зеленый цвет.

Типичные изделия из “лесного” стекла:

  • краутштрунк (травяной стебель), стакан, декорированный налепками в виде капель или листиков;
  • беркмейер, бокал, состоящий из цилиндрического основания, декорированного налепами, и конусообразной верхней части;
  • рёмер, этот бокал отличается от беркмейера формой верхней части, у рёмера она бочкообразная.
Кружка с крышкой Богемия, середина XVIII в. Стекло, серебро, гранение, гравировка, чеканка, резьба, золочение.
Кружка с крышкой Богемия, середина XVIII в. Стекло, серебро, гранение, гравировка, чеканка, резьба, золочение.

В XVI-XVII веках в Нидерландах были популярны флейтообразные бокалы, украшенные алмазной резьбой. Но огранка стекла, как способ его декорирования, берет свое начало в Богемии. Богемское стекло было толстостенным, в отличие от венецианского, богемские мастера смогли превратить это в преимущество, нанося на изделие глубокие грани, а затем шлифуя его до блеска. В 1676 году англичанин Рейвенскрофт добавил в стеклянную массу окись свинца, так стекло стало хрусталем, получив свое название от горного хрусталя.

Эмалевая роспись, начавшая свою историю еще с Древнего Египта, было очень популярна в Центральной Европе XVI столетия. Тонкие и небольшие бокалы не подходили для пива, которое было в этом регионе значительно популярнее вина. Для пива стали изготавливать толстостенные стаканы преимущественно цилиндрической формы - хумпены, и декорировать их эмалевой росписью. Чаще всего хумпены украшали гербом и инициалами владельца, а также “государственным орлом”. Особую группу составляют стаканы с головой быка, которые выпускались в районе гор Фихтель, не менее популярны были изображения сцен из Ветхого и Нового Завета.

Молочное (непрозрачное) стекло имеет древнюю историю, находят предметы из молочного стекла, относящиеся ко II веку до н.э. Чтобы получить матовое, непрозрачное стекло, в шихту вводятся определенные добавки, глушители. Цветное молочное стекло называется смальтовым, полупрозрачное стекло называют опаловым, а стекло с разной степенью прозрачности - алебастровым. В XVII веке молочное стекло было конкурентом более дорогостоящему фарфору.

К. Леман. Императорский кубок. 1605.
К. Леман. Императорский кубок. 1605.

Гравировку по стеклу знали еще римляне, но впоследствии техника была забыта. Возродили ее лишь в XVI веке в Германии, сделал это Каспер Леманн, чему послужил высокий спрос на миланские гравированные изделия из горного хрусталя. Леманн адаптировал технологию и применил ее на более дешевом материале - стекле.

Сулеи, 1680-1690-е гг. Мастер Иоганн Кункель.
Сулеи, 1680-1690-е гг. Мастер Иоганн Кункель.

В эпоху барокко на богемских заводах стали выпускать стекло “золотой рубин”. Подобная техника была известна еще античным мастерам, но потом забыта. Вновь она была открыта в Бранденбурге Йоганном Кункелем, который для получения стекла красивых рубиновых оттенков вводил в стекольную смесь золото.

Заходите в наш телеграмм t.me/...rik