И дети, и мы, взрослые, так долго ждем лето, а потом оно утекает, как мелкий речной песок сквозь пальцы. Часто мы возлагаем на три теплых месяца такие надежды и заполняем планами, списками литературы и занятиями с репетиторами, которые не под силу реализовать ни нам, ни детям. При этом главным наполнением родительско-детского лета могут стать любовь, совместное время, полноценный отдых и чувство «Как хорошо, что мы вместе!». Ольга Малинкина, психолог, логопед и нейропсихолог, развеивает родительские мифы о лете и предлагает способ собрать отличное лето. Слово Ольге.
Так уж принято, что лето ассоциируется с отдыхом. На улице тепло, изобилие ягод и фруктов, каникулы. Дети интуитивно ждут лето, чувствуя настрой родителей. На этом волшебном предвкушении проходит весна. А дальше мы попадаем в привычное несоответствие ожиданий и реальности с последующим разочарованием друг в друге и лете.
Сегодня хочу развеять летние мифы и рассказать о том, как провести теплые месяцы интересно и незабываемо.
Миф 1. Зачем ребенку отдыхать летом, он же не работал, а значит, не устал
Для ребенка детский сад или школа — большая нагрузка: и эмоциональная, и физическая. Как и взрослому, маленькому человеку необходима смена деятельности, отдых и восстановление. Часто родителям не хочется менять удобный распорядок жизни, чтобы подстроиться под каникулы ребенка. В этот момент маленький человек понимает, какое крошечное место он занимает в семье. Если принять тот факт, что дети неудобные и это нормально, становится легче менять планы и радовать детей. Эти крохи так быстро растут! Еще несколько лет, и уже мы, родители, будем просить их провести время вместе.
Миф 2. За лето надо «впихнуть» в ребенка все, что не влезло за учебный год
Начинается усиленная работа с репетиторами, дополнительные курсы, бесконечные домашние задания. На самом деле, если ребенок не справился со школьной программой или недостаточно готов к школе, это не повод лишать его лета. Кроме того, сомневаюсь, что без отдыха он сможет разобраться со всеми сложностями обучения в кратчайшие сроки.
Родители таким образом успокаивают свою тревожность и страх оказаться плохим. К сожалению, делают это за счет детей. Да, бывает, что ребенок не справился с программой, не успел. Можно сменить фокус внимания и записать ученика на консультацию к нейропсихологу или психологу, чтобы понять, что мешает учиться. Эти занятия будут совершенно другими, и ребенок сможет переключиться — да и взгляд на проблему с другой стороны будет полезен.
Миф 3. Дети сами просятся в школьный лагерь или летнюю садовскую группу. Значит, не устали
Детям бывает дома настолько скучно, что сад или лагерь выглядят для них привлекательнее, потому что родители уверены, что дети обязаны всегда развлекать себя самостоятельно. Желание, чтобы малыши росли удобными, часто оказывается губительным для творческого развития. Что касается гаджетов, то дети лишь копируют, перенимая то, что видят. Если в семье принято отдыхать перед телевизором или в гаджетах, не стоит удивляться зависимости и отсутствию увлечений у детей.
За учебный год дети привыкают к своему распорядку дня, и летние перемены тоже даются им не просто. Чтобы помочь ребенку, можно купить несколько новых игр, выделить время для совместного досуга, составить список дел, который поможет ребенку почувствовать себя полезной частью семьи.
Миф 4. Родители работали целый год и заслужили отдых. Дети пусть радуются, что их взяли с собой, и подстраиваются под нас
Конечно, здорово, что родители берут с собой детей на отдых. Часто им кажется, что этих усилий достаточно. Но ведь дети такая же часть семьи, как и родители. Отсутствие уважения в семье дети перенимают очень быстро и возвращают родителям. Можно перед поездкой наметить сходить или сделать то, что будет интересно детям: они оценят внимание родителей и уважение к их интересам.
Миф 5. Родители работали целый год и заслужили отдых. Поэтому отправляем детей на все лето к бабушкам и дедушкам, а мы отдыхаем так, как хотим
Это прекрасно, если есть место, где дети могут провести лето. Но думаю, больше всего им хочется провести время с родителями. Понимание того, что их отправляют в ссылку, потому что они лишние в этом отдыхе, не лучший способ развить хорошую самооценку. Это не значит, что надо отказываться от отдыха совсем. Можно распределить время так, чтобы побыть с детьми и показать, что для вас это важно.
Миф 6. Мы устроим детям идеальное лето. Уже составили план на каждый день. Все решили сами, потому что мы лучше знаем, что хорошо нашим детям. Их мнение не интересно
Гиперопека — плохой товарищ в развитии детей: он показывает, насколько дети незначительны и бессмысленны. Если прислушаться к детям, они удивят вас своими интересами.
Во всех этих мифах есть то, что их объединяет. Это отсутствие баланса.
Предлагаю инструменты, с помощью которых получится собрать отличное лето
Самое главное: планируйте вместе. Нет разницы, будет ли это длительная поездка или планы на выходные, важно знакомить ребенка со своими ценностями и узнавать то, что интересно ему. Это отличная возможность найти точки соприкосновения.
Да, бывает так, что дети сами не знают чего хотят. В таком случае можно предложить выбрать из двух разных вариантов (зоопарк или пикник).
Важно показать, что ребенок — член семьи, который может принимать решения. Отнеситесь с уважением к желаниям ребенка. Даже если они кажутся странными и незначительными. Обязательно проговаривайте планы, которые касаются детей. Они часто хотят все внимание, и полезно показывать своим примером, как важно распределять время между всеми членами семьи.
Я понимаю, что баланс не всегда получается найти с первого раза. Можно записаться ко мне на консультацию, вместе искать намного интересней.
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк. Другие статьи Ольги Малинкиной о воспитании детей собрали в подборке «Родители и дети»