Несмотря на то, что мотоблоки уже давным давно упрочились в статусе обыденной мини-сельхозтехники, до сих пор существует неясность в вопросе их классификации. Во многом это можно объяснить тем, что прогресс не стоит на месте и каждые 5-10 лет (бывает что и чаще) рынок наполняют новинки мотоблоков конструкционно отличающиеся от предшественников, что приводит к увеличению ассортимента и устареванию ранее существовавших делений мотоблоков на определённые типы и классы. Собственно на этой благодатной почве и начинают появляться всякого рода измышления о сортировке мотоблоков, очень часто звучащие как минимум неубедительно, а как максимум - просто смешно; о том, что эта неразбериха только на руку торговым сетям и магазинам, думаю, говорить не стоит - впаривай людям надувной матрас по цене танкера, ведь всё равно они не отличат разницы...
Давайте начнём с самой распространённой ошибки касающейся определения класса мотоблока - ВЕСА.
Стоит чётко понимать, что деление мотоблоков на три группы: лёгкие, средние и тяжёлые, - это условное обозначение и прямого отношения к реальному показателю веса мотоблока оно не имеет. Эту классификацию стоит понимать следующим образом: чем больше на мотоблоке установлено механизмов и чем они более технологичнее, тем выше его общая масса (т.е. связь между более премиальным классом мотоблока и его весом - косвенная)! А что же мы имеем на практике? А давайте сразу с примерами... Заходим на достаточно популярный сайт по продаже техники и инструмента "Кувалда.ру" и делаем запрос о покупке мотоблока. Спустя 2 клика получаем от сайта подсказку, которая позволяет сразу же отсортировать мотоблоки на пресловутые 3 категории: "лёгкие", "средний класс" и "тяжёлые". Что же мы увидим, если выберем, например, категорию с "лёгким" классом, как думаете? Правильно - сайт просто установит на поиске по каталогу мотоблоков фильтр на вес до 75 кг... Понятно, да? Таким же образом они поступили и с другими двумя классами, определив, что "средними" мотоблоками можно называть те из них, которые весят от 75 до 100 кг, а "тяжёлыми" - аппараты весом больше центнера. Вот так всё просто...
В чём же заключается ошибка такого метода классификации? Об этом я написал немного выше: некорректно ставить знак "=" между тяжестью мотоблока и его премиальностью; это значит, что вес мотоблока не отображает его способностей и что два идентичных в плане конструкции аппарата могут весить по-разному в следствии того, что на одном производитель установит, например, узкие колёса в 8 дюймов, а на другом широкие на 12. Такой примитивный метод классификации, как простая сортировка по весу, просто-напросто не учитывает того, какую конструкцию имеет мотоблок, движется ли он на колёсах фо время культивации почвы или фрезы устанавливаются непосредственно на вал редуктора, имеет ли этот мотоблок ВОМ и производит ли он работу при помощи активной навески, какой диапазон режимов работы имеет КПП, какой мотор установлен, да и в конечном счёте - снабжён ли утяжелители (т.е. прямой догруз) этот мотоблок!? Другими словами: такое упрощение (быть может даже очень сильно нравящейся обывателям из-за своей простоты) является преступным, если стоит задача понять устройство и принцип работы двухосного трактора, его спектр возможностей и соответственно разницу различных их конструкций между собой!
Вторая ошибка в определении иерархии мотоблоков - посмотреть на количество лошадиных сил мотора.
По степени популярности среди заблуждений о классификации мотоблоков, вопрос об установленном движущем агрегате уверенно занимает второе место! "Дьявол" тут, как и в предыдущем случае "кроется в мелочах", или если быть точнее, - в неправильном анализе и трактовке характеристик мотоблока. Вроде бы логика подсказывает, что чем мощнее двигатель будет установлен на мотоблоке, - тем лучше (все же слышали о таком понятии как запас мощности)... С одной стороны это действительно так - лучше не держать мотор на пределе возможностей, тем более что длительная работа на чрезмерной нагрузке выведет двигатель из строя раньше заложенного в него ресурса. Однако не стоит впадать и в обратную крайность, стремясь приобрести мотоблок, скажем, на классическом китайском шасси с КПП типа 2/1 и редуктором с выходящим валом-шестигранником размером S32, но с установленным на нём мотором на 17 лошадок, на котором даже нет системы электрозапуска двигателя. Да, такие модели мотоблоков действительно существуют и представлены на рынке...
И дело тут вот в чём. На таком скудном и, будем откровенны, устаревшем шасси, мотор в 17 л.с. не раскроет своего потенциала и на 50%. С той нагрузкой, которая на него будет приходить (а это или культивация на ширину захвата в 1,5 метра, или работа роторной косилкой через ВОМ на колёсах, или перевозка груза с тележкой вес которой будет не выше полутонны из-за веса самого мотоблока и качества металла сцепки и крепежа рамы) с головой хватило бы бензиновой или дизельной "девятки" (9 л.с.). Ну а так, по сути, выбрасывание денег на ветер: сначала на покупку этого недоразумения, а в дальнейшем и на топливо, которое этот троглодит будет перерабатывать в выхлопные газы...
Если мы обратимся к тому же интернет-магазину "Кувалда.ру" и их взгляду на классификацию мотоблоков, то кроме веса, на "средний" и "тяжёлый" класс они устанавливают дополнительные фильтры поиска - как раз по мощности силового агрегата. И выходит что к "лёгким" они относят мотоблоки с любой мощностью мотора и весом до 75 кг, к "средним" - мотоблоки с ДВС от 6 до 8 л.с. и весом 75-100 кг, а к "тяжёлым" - мотоблоки с двигателем от 10 лошадей и весом в 100+ кг (где-то они потеряли категорию с мотором 8-10 л.с.). По их логике каждый мотоблок, который претендует на статус "тяжёлого" обязан соответствовать двум требованиям: весить за центнер и иметь 7,5 кВт мощности. Но что им на это ответят такие аппараты как восьмисильная "водянка" китайского производства с общей массой под 350 кг или наши отечественные "МТЗ-09Н" и "Мотор Сич МБ-4,05" (а также модели "МБ-8", "МБ-8Э", "МБ-6Д", "МБ-6ДЕ", "МБ-9", "МБ-9Е" и "МБ-9ДЕ" от "Мотор Сич"), чья мощность варьируется от 5,5 до 9 л.с., а вес доходит до 2,5 центнеров!? Видимо они недостаточно хороши чтобы заиметь себе статус профессиональной техники...
В целом, если говорить о мощности мотора, его необходимо подбирать с умом и с учётом шасси, на котором он будет устанавливаться. Если для работы шасси под нагрузкой необходимо около 6 лошадей на силовом агрегате, можно взять мотор на 7-7,5 л.с., ну или в крайнем случае на 9 сил. Покупка же двигателя на 13, 15, 17 и т.д. сил - даст разве что один приятный бонус - +10-15 кг к весу мотоблока, правда заплатить за этот бонус придётся двойным расходом топлива и моторного масла, а также более дорогим обслуживанием и ремонтом (в случае покупки запчастей).
Нечастые, но встречающиеся практики ложной классификации мотоблоков.
К вышеописанным заблуждениям хотел бы добавить ещё две "теории" классификации мотоблоков от "экспертов". Первая из них гласит, что все профессиональные мотоблоки снабжены исключительно дизельными двигателями, а вторая, - что они ещё к тому же должны быть с водяным охлаждением. Думаю, логика таких размышлений берёт своё начало, скорее всего, с мысли о том, что раз на большой сельхозтехнике стоят дизельные двигатели, то они, логично, более предпочтительны для сельхоз-механизации; к тому же все наслышаны, что дизели имеют больший ресурс (раза так в 1,5-2) нежели бензиновые моторы и соответственно более выносливы. Такие доводы, конечно, не лишены смысла, но как это было и в предыдущих случаях, - они неполны, не являются всеохватывающими. Да, нельзя не согласиться с тем, что дизельные моторы "живучее" бензиновых (а я добавлю ещё, что и экономичнее тоже + к тому же имеют более высокий крутящий момент), однако и смериться с утверждением, что вся недизельная техника априори является непрофессиональной, тоже нельзя. Всё таки у нас речь идёт о мотоблоках, а на этой технике ключевым узлом механизмов всё-таки является шасси, а не мотор, поэтому необходимо в первую очередь обращать своё внимание именно на него. Собственно, по хорошему, и выводы делать о классе мотоблока необходимо изучив и дав оценку именно степени "новароченности" шасси! Тут мысль проста: на плохом шасси - любой двигатель будет плох (или вернее будет сказать - не проявит себя в полную силу); и с точностью наоборот: качественное шасси прикрывает все слабые места двигателя (в том числе и недостаток мощности). Теперь касательно жидкостного охлаждения двигателя. Утверждение, что мотоблоки обладающие водяным охлаждением являются профессиональной техникой, в целом, верное; однако это так постольку поскольку охлаждение ДВС жидкостью присутствует только на одном виде китайских мотоблоков: тяжеловесах (около 350 кг) с дизельным мотором в 8, 10 и 12 л.с., КПП со схемой 6 передач вперёд и 2 назад, активной фрезой (т.к. мотоблок всегда перемещается на колёсах) и системой электрозапуска двигателя (на более удешевлённых версиях электростартер и аккумулятор не устанавливают от производителя, но их всё равно можно установить самостоятельно, т.к. маховики на всех дизельных водянках имеют венец под зацеп с шестерней электростартера*). Другими словами, сама конструкция данного типа мотоблока является профессионально заточенной и сам факт наличия жидкостного охлаждения не превращает её из заурядной в премиальную. Опять же всё зарешало шасси...
Думаю, что основные заблуждения касающиеся классификации мотоблоков я разобрал. В следующей статье посвящённой этому вопросу постараюсь обрисовать корректную, на мой взгляд, сортировку мотоблоков, которая должна устранить путаницу в расстановке их по профессиональной иерархии. Спасибо всем кто дочитал! Если было полезно - с вас подписка.