По данным различных международных музыкальных журналов, три крупных звукозаписывающих лейбла, UMG, Warner и Sony, рассматривают иск против стартапов искусственного интеллекта Suno и Udio за якобы обучение своих музыкальных генераторов на музыкальных данных, защищенных авторским правом. Понятно, почему это "предепрение" должно быть передано в суд. Но важно ли бороться с генеративным ИИ в музыке, или технологиям следует дать небольшую свободу действий? Аналогичный вопрос, касающийся авторского права, уже давно поднимается, когда речь идет о выборке. Что правильно, а что нет?
Почему Udio переворачивает музыкальную индустрию с ног на голову с помощью генеративного ИИ
Рассматривается иск против двух хорошо зарекомендовавших себя компаний в музыкальном пространстве генеративного искусственного интеллекта. В то время как многие конкуренты сосредотачиваются на создании музыки, текстов или вокала, Suno и Udio позволяют пользователям генерировать все три элемента нажатием кнопки. Различные музыкальные журналы предположили, что иск может быть подан уже на следующей неделе. Мы попросили комментарии у трех крупных звукозаписывающих компаний, Suno и Udio, но еще не получили ответа.
Эти звукозаписывающие лейблы, включая UMG, уже предприняли юридические действия против Anthropic, другой крупной компании по искусственному интеллекту, за якобы использование материалов, защищенных авторским правом, для обучения своих моделей искусственного интеллекта. Однако этот случай вращался только вокруг текстов песен, которые юридически похожи на написанный материал. Этот новый иск сосредоточен на музыке и звуке.
Удио и будущее музыки: угроза авторскому праву?
Всего через несколько месяцев после запуска пользователь из Udio уже создал хит-песню, созданную искусственным интеллектом, под названием "BBL Drizzy". Он был создан комиком Кингом Уиллониусом и стал вирусным, когда суперпродюсер Метро Бумин сделал ремикс. Позже песня получила дополнительную известность, когда она была повторно сэмплирована в "U My Everything" Sexyy Red и Drake, что сделало ее первым случаем семплирования песни, созданной искусственным интеллектом, в крупном хите. Технология, конечно, прошла долгий путь.
Suno также стал довольно успешной историей с момента своего основания в декабре 2023 года. В мае компания объявила, что получила 125 миллионов долларов финансирования от крупных инвесторов, включая Lightspeed Venture Partners, Нэта Фридмана и Дэниела Гросса.
Тем не менее, многие люди в музыкальной индустрии критиковали обе компании. Они говорят, что их генеративные модели были обучены на большом количестве материалов, защищенных авторским правом, включая гластные хиты, без получения разрешения, оплаты или атрибуции правообладателей. Suno и Udio отказались комментировать, обучали ли они свои ИИ песням, защищенным авторским правом. Соучредители Udio рассказали журналу Billboard, что они просто тренируются на "хорошей музыке".
Влияние Udio на музыкальную индустрию: благословение или проклятие?
В недавней статье о Суно в журнале Rolling Stone инвестор Антонио Родригес сказал, что Суно не владеет лицензиями на музыку, используемую для обучения ИИ. Он также заявил, что это не беспокоит его и что это был риск, на который они хотели взять, когда инвестировали в компанию. В серии статей для Music Business Worldwide Эд Ньютон-Рекс, основатель организации по безопасности искусственного интеллекта Pretty Skilled, проиллюстрировал, что он может создавать музыку из Suno и Udio, которая «поразительно похожа на музыку, защищенную авторским правом». Это относится к мелодии, аккордам, стилю и текстам. Тем не менее, обе компании говорят, что пользователи не могут копировать стили художников. Имена исполнителей блокируются при использовании этих инструментов. Если иск будет продолжаться, речь пойдет о том, является ли использование нелицензионных материалов для обучения моделей ИИ нарушением авторских прав. Это одно из основных препятствий для индустрии искусственного интеллекта, так как их модели (в любом из видов искусства, будь то графика, музыка или фильм), скорее всего, будут иметь гораздо более худшее качество, если они исключат учебные данные из материалов, защищенных авторским правом. В последнее время в других секторах были поданы многочисленные аналогичные иски по поводу нелицензированного обучения.
Доктрина добросовестного использования
Многие компании, занимающиеся искусственным интеллектом, говорят, что такое обучение защищено доктриной добросовестного использования, законом, который позволяет людям повторно использовать защищенные произведения. Хотя добросовестное использование исторически позволяло такие вещи, как новостные репортажи и пародия, компании с искусственным интеллектом говорят, что это может быть применено в равной степени к использованию миллионов произведений искусства для создания новой модели, которая выплевывывывается совершенно новыми творениями. Этот аргумент, вероятно, будет центральным вопросом в любом иске по поводу обучения ИИ. Если иск будет продолжаться, речь пойдет о том, является ли использование нелицензионных материалов для обучения моделей ИИ нарушением авторских прав. Это одно из основных препятствий для индустрии искусственного интеллекта, так как их модели (в любом из видов искусства, будь то графика, музыка или фильм), скорее всего, будут иметь гораздо более худшее качество, если они исключат учебные данные из материалов, защищенных авторским правом. В последнее время в других секторах были поданы многочисленные аналогичные иски по поводу нелицензированного обучения.
Доктрина добросовестного использования
Многие компании, занимающиеся искусственным интеллектом, говорят, что такое обучение защищено доктриной добросовестного использования, законом, который позволяет людям повторно использовать защищенные произведения. Хотя добросовестное использование исторически позволяло такие вещи, как новостные репортажи и пародия, компании с искусственным интеллектом говорят, что это может быть применено в равной степени к использованию миллионов произведений искусства для создания новой модели, которая выплевывывывается совершенно новыми творениями. Этот аргумент, вероятно, будет центральным вопросом в любом иске по поводу обучения ИИ.
Но может быть и другой способ...
До сих пор крупные лейблы уже установили эти партнерские отношения с компаниями, занимающимися искусственным интеллектом:
- UMG и WMG работали с YouTube над голосовым экспериментом по искусственному интеллекту DreamTrack.
- Sony объединилась с Vermillion для проекта ремиксов для The Orb и Дэвида Гилмора.
- WMG работала с поместьем Эдит Пиаф, чтобы воссоздать свой голос с помощью искусственного интеллекта для предстоящего биографии.
- Совсем недавно UMG объединилась с SoundLabs, чтобы позволить своим артистам создавать свои собственные голосовые модели AI для личного использования в студии для предстоящего вокального эффекта MicDrop.
Должны ли мы использовать технологию искусственного интеллекта или нет? Довольно много коллег используют ИИ в качестве творческого инструмента, аналогичного компьютеру, представленному в качестве важного студийного инструмента около 25 лет назад. Авторское право должно и должно оставаться на месте - и, конечно, защищаться. Что вы думаете о новых разработках в области искусственного интеллекта и искусства? Такое обучение сопоставимо с хорошо известной выборкой?