Символистский театр и его традиции (все ответвления) в конце 19, первой половины 20 века
Символистский (поэтический, условный) театр возник как оппозиция, протест против натуралистического театра, против "засилья бытовухи в театре".
(Натуралистический театр:
Эмиль Золя. Статья «Натурализм в театре»
Франц. режиссер Андре Антуан (отец европейской режиссуры) создает театр «Либр» («Свободный»). Ставит пьесу Икара «Мясники» (завешивает всю сцену театра свежими мясными тушами, которые источают запах. Антуан хочет добиться убедительности происходящего на сцене), спект. «Сельская честь» (атмосферность, двор сицилийской деревушки, этюдный метод работы, настоящий фонтан в центре сцены.
Натуралисты:
-границы между правдой жизни и правдой сцены быть не должно.
-необходимо максимально создать ощущение закрытого пространства, отсюда появляется 4ая стена, сцена коробка.
-действие – цепочка причинно-следственных связей.
Натуралисты: Антуан во Фр., Отто Брам в Герм.
На основе натуралистического театра возникает театр психологический, театр переживания).
Символический театр вырос на основе кружка французских поэтов - «Кружок прОклятых поэтов» (ВерлЕн, РембО, МаллармЕ, Корбьер, КийАр, Бодлер – у него знаменитый сборник стихов «Цветы зла»). Неоднозначные поэты. Теория чистого искусства: «искусства ради искусства», (эстетическое без этического).
Для них было важно отделить искусство от жизни. Более того, они хотели и свою жизнь превратить в произведение искусства.
Впервые предметом спектакля становятся стихи.
Концепции жизни другие, другие смыслы.
Другое театральное пространство:
- нет сцены-коробки,
- нет декораций.
- Идея «двоемирия». (Задача поэта – прочитывать символы, которые транслируются поэту из иного мира). Сцена перегораживается тюлевой занавеской. Свеча. Актеры как тени, призраки. Таинственность, полумрак.
- Барельефные мизансцены: когда вижу только фигуры (намек, посыл), никакой бытовщины.
Слово:
- Нет бытового произношения слова.
- Текст сам является уже смыслом. Слово – самодостаточная единица.
- Музыкальность произнесения речи.
Новая проблематика, тематика требуют появления символической драматургии.
Теоретическую основу символизма закладывает Морис Метерлинк. Его работа «Сокровище смиренных» - это фундамент, теория условного театра. Он пишет о том, какие должны быть сюжеты в театре, для чего нужен театр.
Метерлинк: «Я прихожу в театр, чтобы слиться с космосом, с инобытием, почувствовать свое предназначение».
Идея «статичного театра». Самое сокровенное в театре – когда ничего не происходит (видимо).
Чем меньше в спектакле текста, тем он глубже. Идеал – пьеса молчания.
Минимум реальных событий. Театральное отстранение от бытового сюжета и бытовых перипетий. Внешняя статика – внешне ничего не происходит.
Драматическое действие сменяется священнодействием. Актер участвует не в представлении, а в литургии.
Синтетизм, синтетичность театрального представления: теория Ницше и Вагнера.
Работа Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (Апполоническое и дионисийское начало в искусстве. Театр имеет дионисийскон начало).
Вагнер – теория тотального театра оглядкой на античное театрализованное представление. Опера «Кольцо нибелунга» Вагнера.
Именно из этих двух концепций берет свое начало театрализованное синтетическое представление, когда слово перестает быть единственно главным в театре.
Первый поэтический театр организовали сами поэты:
Поль Фор – «театр де Арт» («Театр искусства»)
Орельен Люнье – По - «Театр де Эвр» («Театр творчества»), (Люнье-По требовал от актёров монотонного, лишённого индивидуализации чтения стихов, стилизованных жестов, статуарных поз, от художника - создания условных, абстрактных декораций. В качестве художников работали А. Тулуз-Лотрек, Э. Мунк и др.)
Ставили одноактные пьесы Метерлинка.
Символисты побуждают зрителя фантазировать.
Идея поэта Пьера Кийара: лучшая декорация – та, декорация, которую зритель может себе нафантазировать.
Режиссерский прием Фора – концепция черного кабинета. Черный цвет – универсальный для театрального пространства. Черный дает возможность нафантазировать, не отвлекаясь на другое, т.к. он нейтральный цвет.
Режиссерская деятельность Эдварда Гордона Крэга. (Работа «Искусство театра», спектакли «Дидона и Эней»; «Гамлет» во МХАТе. Идея тотальной авторитарной режиссуры, идея актера сверхмарионетки.)
Из поэтического направления получил свое развитие условный театр, искусство представления.
(из натуралистического, реалистического театра- психологический театр, искусство переживания.)
Представители поэтического направления (символистский, условный театр): античность, режиссеры ОхлОпков, Мейерхольд, Рейнхардт, Крэг, Любимов, Аппиа, Йейтс, Брехт.