Чем отличается бизнес в России и Италии? Что больше всего удивило итальянца в ресторанном бизнесе? Российские трудолюбие и европейские налоги. Обо всём этом специально для «Бизнес Бизнесу» рассказал Лука Комито – итальянец, решивший развивать бизнес в одном из регионов России.
Лука родом из небольшого города рядом с Турином. В России он впервые оказался ещё в школьном возрасте – поехал в Санкт-Петербург по программе обмена учащимися. Тогда он был очарован красотой северной столицы России и мечтал туда вернуться.
Переезд из Европы затянулся. Параллельно с учёбой в школе Лука подрабатывал декоратором в летние каникулы. А когда начал полноценно работать, появилась возможность приехать в Россию. Так он начал жить на две страны: три месяца работал в Италии и на две недели приезжал в Россию. В одну из таких поездок он познакомился с представителем футбольного клуба «Зенит», который предложил ему работу журналистом. Лука согласился и какое-то время писал статьи на итальянском языке для сайта спортивного клуба. А любовь к России укреплялась: для знакомства со страной он начал привозить друзей в Санкт-Петербург. Многие из них сами убедились, что город в чём-то превосходит итальянские провинции.
В 2020 году Лука решил всё поменять и окончательно переехать в Россию. Здесь он познакомился с девушкой, создал семью и начал новую жизнь уже в Ижевске. Продолжать журналистскую карьеру из-за языкового барьера не представлялось возможным, поэтому он решил найти работу, которая требует минимум использования русского языка. Выбор пал на ресторанный бизнес. Лука открыл пиццерию с традиционной итальянской кухней IL Basilico.
На данный момент пиццерии чуть больше 9 месяцев: первых гостей она приняла в сентябре 2023 года. Первая точка открылась в фудхолле, где расположились рестораны с кухнями разных стран. Готовится к открытию ещё одна точка, но уже как самостоятельное заведение.
– Ресторанный бизнес один из самых сложных. Почему ты выбрал именно его?
– Да, действительно, это сложный бизнес. Особенно в России. Его делают сложным люди. Моя идея заключается как раз в том, чтобы радовать людей итальянской кухней и без всяких усложнений вести свой бизнес. В Италии с этим намного проще. Там просто готовят еду для гостей. В России же, имея ресторан, ты больше времени проводишь за компьютером, нежели на кухне – подключение к программам, закупка продуктов, работа с поставщиками и т.д.
На выбор этого направления отчасти повлияло то, что я уже имел опыт работы в ресторанном бизнесе. У моей сестры есть ресторан, и я в свободное от своей работы время помогал ей.
– Да, сейчас бизнес в России в большинстве своём оцифрован. В этом есть большой плюс – ты можешь грамотно управлять им, зная все показатели.
– Если у тебя много сотрудников, то это необходимо. А если работаешь один или с очень маленькой командой, то это не нужно.
– В чём уникальность концепции твоего заведения?
– Правдивость. Мы подаём по-настоящему традиционные итальянские блюда. Они не выдуманы, это не копии, приближённые к национальной кухне. Это и есть национальная кухня, блюда которой приготовлены по семейным рецептам.
На самом деле получилось не совсем то, что я хотел сделать. Задумка была открыть большой ресторан, но финансовых возможностей хватило пока хватило только на небольшой корнер. В Ижевские очень красивые рестораны, с продуманным дизайном интерьера, где идеально подобрана мебель и декор. Мне бы пришлось вложить много средств, чтобы конкурировать с ними. Поэтому я изменил свою концепцию и решил сделать что-то более домашнее, похожее на итальянский тратторий, где была бы дружеская семейная атмосфера.
– Чем явно отличается бизнес в России и Италии?
– Налогами!
– Кто побеждает?
– Конечно же, Россия. В Италии налоги достигают 45-66%. То, что в России привыкли платить за год, в Италии придётся заплатить за месяц. Например, моя сестра платит за электричество около 1 млн рублей в месяц (~10 000 евро).
– В чём ещё ты видишь явное отличие?
– В России очень много штрафов. При открытии ИП у меня возникло много моментов, про которые мне никто не сказал, и я не смог найти самостоятельно. Через некоторое время ошибки обнаруживаются, и приходится платить штраф. Так я выплатил уже 2 штрафа. Но, что меня радует, они очень низкие. В Италии большие штрафы.
– Есть сложности с юридической точки зрения или с займом кредитных средств в банках?
– Очень много сложностей. Многие банки, по всей видимости, боятся дать займ, чтобы не сбежал с деньгами. Почему-то они не учитывают то, что у меня здесь квартира, развивается бизнес и открывается уже вторая точка заведения.
– Насколько сложно набрать команду и управлять ей? Не секрет, что сейчас в регионах России значительный кадровый голод.
– Здесь это правда ощущается. В нашей сфере очень много работы и не хватает постоянной команды. Люди регулярно меняют работу, у них нет какой-то сильной мотивации.
В Италии относятся спокойнее к работе, потому что там другой уклад рабочего дня. Они работают строго с понедельника по пятницу, каждый день до 5-6 вечера. Здесь же, в России, очень многие работают допоздна и на следующий день выходят на работу ещё более уставшими. Трудолюбие – отличительная черта русских.
Возможно, найм персонала для меня – это самое сложное в бизнесе на данный момент. За каждого сотрудника приходится платить налоги, а их с каждым днём требуется больше – мы готовим к открытию ещё одну точку. А соискателей на самом деле не так много. Приходится даже вносить какие-то изменения в меню. Например, мы приостановили подачу пасты, потому что я просто не могу найти профессионального шеф-повара, которого мог бы обучить этому.
– Насколько разная ответственность сотрудников?
– В итальянских заведениях нет такой специальности как администратор (только в каких-то больших предприятиях). Там каждый человек отвечает за свою работу и если что-то идёт не так, как надо, то можно к этому человеку подойти и выяснить в чём дело. В России же есть администраторы, которые управляют командой и ответственны за её работу.
– Чувствуешь ли ты какие-то препятствия в коммуникации с командой из-за языкового барьера?
– Первого сотрудника пришлось очень долго поискать. Я нанял первого помощника Александра, который говорил на английском и помогал мне. Нынешняя команда пытается понять мой русский.
– Что бы ты мог подсказать местным предпринимателям? Что им нужно изменить, чтобы стать лучше?
– Я уже сделал много ошибок на своём предпринимательском пути в России. Но мне повезло, что я начал с малого и ошибки не обходились дорого. И я бы хотел, чтобы предприниматели как можно меньше совершали какие-то просчёты.
Я заметил, что в России предприниматели как только создают бизнес, сразу делают акцент на медиа и маркетинге – снимают разные видео, делают контент. Они делают очень сложные вещи, при этом гости могут потерять интерес к самому продукту компании, видя однообразные видео и повторяющиеся друг за другом тренды.
Мне лично нравятся компании, которые ведут свой бизнес по-другому, отличаясь от всех. Для меня примером стали ижевские компании: кафе греческой кухни «Олива» и кондитерская «ЦЕХ». Мне очень нравится, как они ведут свой бизнес. Владельцы «Оливы», к примеру, специально ездили в Грецию, чтобы узнать все тонкости национальной кухни. Провели там несколько месяцев, учились вместе готовить. Такой подход очень располагает к компании.
– То есть они больше делает упор на качество, нежели на количество?
– Они находятся в балансе. Качество в любом случае перейдёт в количество. Эти две компании очень много работают. Ижевск одновременно большой и маленький город. Большой – в плане размеров, маленький в том смысле, что здесь все друг друга знают. И тебе нужно всего лишь делать свою работу качественно, чтобы люди о тебе узнали.
– Ты сказал, что совершил уже много ошибок. Каких?
– Одна из ошибок – готовить дополнительное блюдо помимо основных. Когда только мы открылись, помимо пиццы и пасты мы готовили сэндвичи и другие закуски, не связанные с итальянской кухней. Это те блюда, ценник которых низкий, поэтому с них мало что удавалось заработать. При этом расходы ресурсов были большие – и денег, и времени. Сейчас мы от этого отказались.
– Какого развивать бизнес, имея различия в языках?
– Если честно, очень сложно. Первые три недели я даже плакал, потому было очень сложно как с лингвистической точки зрения, так и с культурной. В Италии с этим проще: какие есть продукты сегодня, из тех и готовишь. То есть если поставщик привезёт маленькие помидоры вместо больших, то ты просто их используешь в блюде. Здесь же должны соблюдаться стандарты и изо дня в день твоё блюдо должно быть точно таким же, как ты заявил в первый день. В Италии никто не делает фотографии блюд в меню, потому что они каждый раз разные.
– Доволен ли ты тем, как строишь бизнес и к чему ты пришёл на сегодняшний день?
– Пока не доволен. Ещё предстоит много работы, можно сделать лучше.
– Если бы сейчас кто-то дал тебе 1 млн долларов, ты бы вернулся развивать бизнес в Италии или остался бы в Ижевске?
– Конечно же, остался бы в Ижевске.
– Лука, спасибо за этот откровенный разговор. Мы желаем тебе преодолеть все трудности и наслаждаться тем, что у тебя в итоге получилось. Здорово, что ты развиваешь бизнес в России и мы обмениться опытом и культурой.
Статья подготовлена по итогам прямого эфира Telegram-канала Бизнес Бизнесу.