Почему детей нужно хвалить
А нужно ли вообще хвалить ребенка? Психология и педагогика дают на этот вопрос весьма исчерпывающие ответы. Хвалить подростка важно и нужно, похвала помогает ему почувствовать свою значимость, достичь личных целей и самореализоваться в будущем. Похвалить ребенка — это так же, как утолить его голод. Чем младше дети, тем они больше «едят» — нуждаются в одобрении, поддержке, привязанности к взрослым. Так, поддержка, похвала и конструктивная критика способствует личностному росту, укреплению самосознания и развитию в будущем. Как хвалить детей правильно, варианты и советы читайте в нашей статье ниже.
За что и как хвалить ребенка
Хвалите за те качества и достижения, которые делают его уникальным. Например, если он проявляет творческий подход в решении задач, похвалите его именно за это. Хвалите подростка за самостоятельные решения и ответственность за свои поступки. Это укрепляет его чувство свободы и ответственности за свою жизнь.
Иногда родители хвалят ребенка между делом, это «летучие» слова и привычный стереотип поведения, без внимания и значимости поступка или деятельности.
А как же правильно хвалить ребенка (и подростка)? Искренность в похвале важна, дети чутко чувствуют фальшь. Говорите то, что действительно думаете, и подкрепляйте ее примерами.
Поощряйте и хвалите ребенка за инициативность, стремление к новым опытам и экспериментам. Покажите ребенку, что он важен и ценен вне зависимости от его успехов и неудач. Это даст ему чувство безопасности и поддержки.
Проявляйте понимание и сочувствие к его переживаниям. Это помогает ребенку чувствовать, что его эмоции и чувства важны и признаны.
Хвалите за усилия и стремление к развитию, а не только за конечные результаты. Это поддерживает внутреннюю мотивацию.
В лагере этот психологический аспект осуществляется следующим образом: каждое утро ребятам, активно участвующим в предыдущий день, вручаются грамоты или призы. Вожатые объясняют, как наши действия влияют на окружающий мир или на других людей. Это помогает ребенку (будущему подростку) увидеть смысл своих усилий.
Если подросток столкнулся с трудностями, важно чтобы родитель помог ему найти в них смысл и возможности для роста.
Обращайте внимание на его прогресс и достижения на пути к цели. Это помогает подростку осознавать свои возможности и укрепляет уверенность в себе.
Оценочные слова
Зачастую требуется консультация для родителей или практический тренинг на тему «как научиться хвалить ребенка». В этом разделе статьи мы расскажем о некоторых нюансах подобных тренингов, а в частности приведем примеры оценочных слов, которые рекомендуют использовать психологи при общении с детьми. Они должны быть конструктивными, поддерживающими и мотивирующими. Вот набор таких слов и выражений, разделенный на категории похвалы и критики, который можно использовать для создания сбалансированной обратной связи.
Похвала
Общие позитивные оценки:
Прекрасно!
Отлично!
Замечательно!
Великолепно!
Превосходно!
Оценка усилий и стараний:
Ты очень постарался.
Ты вложил много усилий.
Я вижу, как ты стараешься.
Отличная работа!
Хорошая попытка!
Признание достижений:
Ты сделал это!
Ты достиг своей цели.
Отличное достижение!
Ты справился с этим заданием.
Ты добился успеха!
Поощрение креативности и инициативы:
Какой креативный подход!
Ты придумал что-то новое и интересное.
Отличная идея!
Мне нравится твоя инициатива.
Ты проявил творческий подход.
Поддержка и уверенность:
Я горжусь тобой.
Ты на верном пути.
Ты молодец!
У тебя отлично получается.
Ты все можешь, если постараешься.
Критика
Конструктивная критика поведения:
Это можно сделать лучше, если…
Давай подумаем, как можно улучшить это.
В следующий раз попробуй сделать так…
Это не лучший способ, давай найдем другой.
Нужно быть внимательнее к этому.
Оценка конкретных действий:
Это действие не привело к хорошему результату.
Этот способ не работает.
Ты допустил ошибку здесь.
Это было неправильно.
Нужно пересмотреть этот подход.
Поддержка после критики:
Я верю, что ты справишься.
Мы вместе разберемся, как это исправить.
У тебя получится лучше в следующий раз.
Ошибки — это часть обучения.
Ты сможешь это исправить.
Развитие навыков:
Давай попробуем другой метод.
Может быть, стоит сделать это по-другому?
Ты можешь улучшить это, если…
В следующий раз обрати внимание на…
Попробуй сделать это таким образом.
Кажется, что это общие и довольно банальные фразы, которые мы слышим ежедневно в той или иной степени. Однако попробуйте проверить себя, распечатайте их и отмечайте, что и сколько вы используйте за удобный для вас промежуток времени.
Обратите внимание на качество этих слов. Оценочные слова должны быть искренними и конкретными. Избегайте общих фраз, которые могут восприниматься как пустые комплименты или неконструктивная критика. С точки зрения психологии как похвала, так и критика должны способствовать развитию ребенка, поддерживать его мотивацию и уверенность в себе.
Проявляйте эмпатию и уважение к чувствам и переживаниям ребенка. Это поможет создать доверительную атмосферу и сделать обратную связь более эффективной.
Эти оценочные слова и выражения помогут вам создать сбалансированную и конструктивную обратную связь, поддерживая эмоциональное и личностное развитие ребенка.
Похвалу дети воспринимают по-разному
Начнем с примеров, когда хвалят и как:
- Маша, 8 лет, после соревнований по плаванию услышала от тренера: «Ты отлично справилась, ты молодец!» Она почувствовала гордость и мотивацию продолжать тренировки, потому что похвала была конкретной и касалась ее усилий.
- Петя, 13 лет, получил похвалу от учителя на уроке математики: «Петя, ты всегда находишь интересные решения задач.» Однако он смутился и после урока сказал друзьям, что учитель просто хотел подбодрить его, ведь он не считает себя особенно способным в математике.
Из этого следует, что похвала для ребенка воспринимается по-разному в соответствии с возрастом, личными особенностями, культурным контекстом и типом похвалы. Как можно похвалить ребенка экстраверта? Он будет рад, если учитель похвалит его перед всем классом за хорошо выполненное задание. Интроверты могут чувствовать себя неловко от публичной похвалы и предпочитать, чтобы их достижения отмечали наедине.
Можно похвалить за процесс: Дети, которых хвалят за усилия и процесс («Ты так старался и не сдавался!»), чаще развивают установку на рост и устойчивость к неудачам.
Часто хвалят за результат: Дети, которых хвалят за результат («Ты получил пятерку, ты умница!»), могут развивать установку на фиксированный интеллект и бояться неудач, чтобы не потерять статус «умного».
В лагере сохраняем баланс с учетом индивидуальных качеств ребенка и, когда по прошествию 2х недель лагеря, ребята получают дипломы, вожатый вручая обозначает все глобальные достижения за две недели и подбирает метод подачи подходящий именно для конкретного ребенка. Это не обезличивает достижения, а позволяет каждому взглянуть на них под своим углом и в соответствии личностных особенностей восприятия.
Можно ли обойтись без похвалы
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть некоторые исследования, из которых можно сделать вывод, что можно обойтись без похвалы в общении с ребенком, используя альтернативные методы, такие как описание наблюдений, отражение эмоций, задание вопросов и признание усилий. Эти методы помогают развивать внутреннюю мотивацию, критическое мышление и ответственность у ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подходы должны быть адаптированы в зависимости от его особенностей и потребностей.
Чем критика может быть полезна
Критиковать ребенка важно и нужно, однако делать это следует аккуратно, конструктивно и не ругать его, чтобы не нанести вред психике. Важность критики в том, что она помогает осознать бессознательные процессы, внутренние конфликты и создает развитие личности.
Как правильно критиковать ребенка
В этом разделе мы обсудим, как конструктивно критиковать ребенка, чтобы это способствовало его личностному росту, укреплению самоуважения и развитию навыков саморегуляции, при этом не нанося ущерба его самооценке и эмоциональному состоянию.
Сосредоточьтесь на конкретных действиях ребенка, а не на его личных качествах. Не навешивайте ярлыки. Например, вместо «Ты ленивый», скажите: «Ты не сделал свою домашнюю работу».
Постарайтесь понять чувства и мотивы ребенка. Например, «Я вижу, что ты расстроен. Давай поговорим о том, что случилось, и как мы можем это исправить». Важно, если эта фраза будет повторяться часто, то она потеряет свой вес и вместо диалога мы услышим что-то вроде «отстань». Признавайте и уважайте чувства ребенка, даже если они вам кажутся незначительными. Это поможет ему чувствовать, что его эмоции важны.
Конструктивность и конкретика:
Избегайте общих и размытых критических замечаний. Дайте конкретные примеры того, что было сделано неправильно, и объясните, как это можно исправить. Вместо простого указания на недостатки, предложите возможные пути решения проблемы. Это поможет ребенку развиваться и учиться на своих ошибках.
То есть взрослому нужно четко знать, что из пункта, А он ведет ребенка методом проб и ошибок, радостей и горестей в пункт В.
Помогайте ребенку развивать навыки самоконтроля и саморегуляции, не просто указывайте на ошибки. А спросите, что-то вроде «ты проверил себя?», «а точно это так?». Самоконтроль способствует укреплению детского Эго. Давайте возможность исправить свои ошибки самостоятельно. Как правило, это способствует развитию автономии и уверенности в своих силах.
Используйте критику как способ научить ребенка чему-то новому. Подчеркните, что ошибки — это естественная часть процесса обучения. Объясняйте, какие действия могут иметь последствия. Это помогает развивать правильное и должное понимание причинно-следственных связей и ответственности.
Постарайтесь, чтобы ваши послания и консультации для ребенка были непротиворечивыми и стабильными. Противоречивые сообщения, могут сбивать с толку. Следите за тем, чтобы критика была справедливой. Важно! Обеспечьте ребенку чувство безопасности и поддержки, чтобы он не боялся признавать свои ошибки и работать над их исправлением.
Соотношение критики и похвалы
Поддержать эмоциональное благополучие ребенка и способствовать его личностному росту можно придерживайтесь баланса между критикой и похвалой. В лагере зачастую достигают этого баланса за счет рефлексии (анализ происходящего, разбор чувств, эмоций, состояний). Этот метод показал себя наиболее эффективным, и им вожатые пользуются ежевечерне за кругом со свечами и приятной атмосферой, а также после каждого мастер-класса. Исследования показывают, что положительная обратная связь должна преобладать, чтобы поддерживать мотивацию и позитивное самоощущение ребенка.
И критика, и похвала должны быть конкретными и своевременными, чтобы ребенок мог четко понять, за что его хвалят или критикуют, и как он может улучшить свое поведение.
Используйте критику как способ научить и развивать ребенка, а похвалу — как способ поддерживать и мотивировать. Оба аспекта должны способствовать его личностному росту и развитию уверенности в себе.
Статья написана психологом детского «Клуба путешественников Робинзонада» — Надеждой Макеевой.
Мы проводим яркие программы активного детского туризма, программы семейного отдыха с детьми, подростковые лагеря, туры для школьников. Наши смены проходят на Валдае, в Подмосковье, на Черном Море и в других замечательных местах нашей необъятной Родины.
Будем рады видеть вас на наших программах!