Средневековые бестиарии — это иллюминированные рукописи, наполненные реальными и мифическими зверями. Читайте дальше, чтобы узнать больше об их легендах.
Средневековый бестиарий в последнее время стал предметом восхищения учёных, применивших совместный междисциплинарный подход. Исследования на животных, которые раньше считались анекдотической темой, в прошлом игнорировались. Но в течение последних нескольких десятилетий благодаря совместной работе историков, зоологов, антропологов, этнологов и лингвистов исследования животных начали процветать.
Медиевалисты сыграли ключевую роль в этом расследовании, изучив главный источник информации для исследований на животных — средневековый бестиарий. Средневековая иконография в изобилии использовала животных и мифических зверей. Они встречаются во многих носителях, таких как печати, гербы, скульптуры, архитектурные элементы и иллюстрации. Звери, разбросанные по внутренним стенам церкви, витражам и барельефам, служили учебным пособием для неграмотных в средневековом обществе. Их также использовали в средневековых песнях, пословицах и даже как матерные слова!
Звери стали видными аллегорическими фигурами в средние века. Изучение животных в средневековой иконографии позволяет понять связи между животным миром, мужчинами, женщинами и обществом в целом.
Истоки средневекового бестиария
Бестиарии — это письменные источники, которые помогают нам понять, которые были распространены по всей Европе в Средние века. Средневековый бестиарий был типом иллюстрированной рукописи, состоящей из описаний и иллюстраций, показывающих реальных и воображаемых зверей, вдохновленных христианской моралью и аллегориями.
В то время основным источником информации о животных был «Физиолог», христианский манускрипт, написанный на греческом языке неизвестным автором в Александрии, вероятно, во втором веке нашей эры. Этот текст, возможно, был переведен на латынь в IV веке. «Физиолог» дал описания почти пятидесяти животных. Повсюду автор описывал внешний вид и поведение этих животных, но связанные с ними моральные рассуждения были вдохновлены Библией. Этот предшественник бестиариев переводился и копировался множество раз, тем самым оказывая влияние на знания и символику животных на протяжении более тысячи лет.
Ранние бестиарии
Основываясь на Physiologus , ранние бестиарии служили образовательными инструментами для передачи простых христианских нравов. Люди могли соотносить себя с личностями зверей и их чувствами. Первые бестиарии появились в Англии в XII веке. Но только богатые аристократы имели привилегию обладать такими драгоценными рукописями. Позже бестиарии распространились в Северной Франции, на латыни для священнослужителей и на французском для мирян. Литературная традиция развивалась, и авторы создавали философские бестиарии или бестиарии, вдохновленные куртуазной литературой.
Бестиарий, написанный англо-нормандским поэтом Филиппом де Таоном в период с 1121 по 1135 год, является старейшим на французском языке. Филипп де Таон перевел «Физиолога» на старофранцузский язык, самую раннюю из сохранившихся транскрипций на этом языке. Он описал более тридцати зверей и несколько драгоценных камней.
Ричард де Фурниваль
1245 год ознаменовал конец средневековой традиции бестиария публикацией пародийного «Бестиара д'Амур», написанного французским философом и трувером Ришаром де Фурнивалем. Сын врача, Ришар де Фурниваль пошел по стопам своего отца в качестве врача, но он также был канцлером капитула собора Нотр-Дам д'Амьен во Франции.
Однако его религиозное происхождение не помешало ему написать самую известную эротическую рукопись того времени. Традиция Трувера, традиция средневековых поэтов и авторов песен Северной Франции, писавших о куртуазной любви, вдохновила де Фурниваля на создание бестиария. Он последовал примеру бестиариев, но вместо того, чтобы создать типичный нравоучительный христианский текст, он использовал звериную символику для детализации этапов и невзгод любовных отношений. Bestiaire d'Amour, или «Бестиарий любви», быстро прославился на всю Европу.
Лев: король средневекового бестиария
Как это ни удивительно, но львы не были такой уж экзотикой для средневековой Западной Европы. Конечно, люди редко встречали львов в своей повседневной жизни, но их можно было увидеть в королевских зверинцах, королевской коллекции преимущественно экзотических животных в неволе. Художники часто изображали животное на церковных росписях и скульптурах. Лев был царем всех животных, главным героем средневекового бестиария. Оно было связано с несколькими могущественными личностями, самой известной из которых был, король Англии.
Львы всегда были символом силы и храбрости, но также мудрости и справедливости. В античности лев стал королевской эмблемой. С возникновением христианства животное также стало ассоциироваться с фигурой Христа. Иногда животное носит корону или нимб вокруг головы.
В средние века распространилась легенда о рождении царя зверей. Рождение львят предположительно произошло всего через три дня после их физического рождения, когда их прародитель испустил жизненное дыхание. Легенда была связана с воскресением Христа, поэтому у ног средневековых лежачих изображений часто встречаются скульптурные львы. Другая история из средневековой традиции рассказывает о способности льва спать с открытыми глазами, что делает его предпочтительным стражем. Скульптурные львы часто охраняют входы в помещения и церкви.
Любопытно, что лев был не просто символом королевской власти или Христа, он также символизировал сатану или антихриста. В этих случаях художники изображали его темную сторону, свирепого и деспотичного зверя. В Ветхом Завете Самсон победил льва голыми руками, подобно тому, как Христос сверг сатану. Начиная с XII века, лев как положительный символ постепенно вытеснил свою более темную форму. Например, крылатый лев Святого Марка стал эмблемой Венецианской республики и, в более широком смысле, символом христианской веры.
Мифическое чудовище: Дракон
В средневековых верованиях дракон был не мифическим, а реальным существом. В западной традиции драконы — это силы зла или хранители сокровищ. Могучее животное, как предполагалось, принадлежало к семейству змей. На латинском языке «draco» означает и змею, и дракона. У него твердая кожа, которую может пронзить только оружие героев. Язык пламени, вырывающийся из его пасти, держит в страхе даже самых храбрых людей.
Драконы уже существовали в кельтских и азиатских традициях. Ранние христиане интегрировали свирепого зверя в свою культуру. Изначально драконы не были ни хорошими, ни плохими существами. Однако в Библии дракон и Левиафан — один и тот же зверь. Левиафан олицетворял злые силы и самого Сатану. Это изображение дракона обогнало все остальные в западном мире. Единственные люди, способные победить дракона, прославились своими достижениями, такие как Святой Георгий и Святой Михаил.
Единорог
Еще одно мифическое животное, обильно представленное в средневековом бестиарии, — единорог. Римский натуралист и философ Плиний Старший описал это воображаемое животное в своей «Естественной истории», впервые опубликованной в 77 г. н. э. Он основывал свое описание на старых знаниях, говоря о «ликорне» или «моноцеросе» — свирепом животном, которого невозможно поймать живым, с телом лошади, головой оленя, ногами слона и хвостом кабана. Описание, далекое от милого и чистого легендарного животного, которое мы представляем себе сегодня!
Единороги как свирепые звери
Единороги также появляются в Библии. Они изображаются как жестокие и злые существа; демоны, строящие заговоры против людей. Современный, положительный образ единорога появился позже, около 12 века. Французский автор Пьер де Бове описал метод поимки единорога, вероятно, основанный на Physiologus , в своем средневековом бестиарии, написанном где-то около 1218 года. Небольшое животное, похожее на молодого козла, имеет длинный рог посередине лба. Единорог настолько свиреп, что ни один мужчина не может поймать его, если не использует следующий метод: охотник приводит девственницу в середину леса, где живет единорог, и оставляет ее там одну. Когда единорог приходит, движимый запахом целомудрия девушки, он кладет голову ей на колени и засыпает. Затем охотнику удается поймать животное живым.
Единороги как символы чистоты
Сцена поимки единорога была интерпретирована через призму христианской веры; Дева Мария и Иисус Христос были воплощены в животном. Его плоть иногда пронзали копьем, напоминая о страданиях Иисуса. Единороги тогда изображались такими, какими мы представляем их сегодня: маленькие белые лошади с длинным одним закрученным рогом на лбу. Они стали символом чистоты и на них охотились из-за якобы исцеляющей и очищающей силы их рогов. На самом деле, процветающая средневековая торговля рогами нарвала, продаваемыми как рога единорога, укрепила легенду.
Феникс
Эта похожая на орла птица с красными крыльями была высшим символом возрождения и бессмертия. Уже присутствовавшая в древней традиции (и недавно вызванная к жизни в саге о Гарри Поттере), средневековые люди видели в фениксе метафору воскресения Христа.
Плиний Старший был первым, кто дал подробное описание египетской легенды о фениксе в своей «Естественной истории» . Миф произошел от священной птицы «Бенну», египетского божества, способного к самосотворению.
Люди верили, что фениксы могут жить до 500 лет. Одна из версий легенды гласит, что когда животное становилось слишком старым, оно разводило костер из дров и мирры и отдыхало на нем, пока тот не загорался. Через три дня, как и Иисус Христос, феникс возрождался из пепла. Аллегория феникса напоминала людям о надежде на искупление после того, как они согрешили.
Бестиарий: средневековые верования
Бестиарий не следует считать доказательством того, что Средние века были временем невежества. Напротив, это ценный источник информации о средневековых верованиях. Мы также должны иметь в виду, что использование зверей в качестве персонажей было эффективным способом поделиться идеями, ценностями и знаниями с населением, которое было в основном неграмотным.
В Средние века наблюдение было не единственным способом познания истины. Аллегории и символика зверей были важны. Воображаемое не противопоставлялось реальности; воображаемые звери были для них такими же реальными, как и живые животные. Их знания исходили от известных старых авторов и Библии. Только столетия спустя люди подвергли сомнению существование некоторых мифических зверей.
Бессмысленно пытаться идентифицировать каждого из странных зверей, описанных в бестиариях, или указывать на каждое из них правду или ложь. Вместо этого бестиарии должны стать замечательным инструментом для изучения жизни средневековых мужчин и женщин и того, как они постигали свой мир.