Найти тему
Перо и Пыль Истории

Бестиарий: средневековые легенды о мифических зверях

Оглавление

Средневековые бестиарии — это иллюминированные рукописи, наполненные реальными и мифическими зверями. Читайте дальше, чтобы узнать больше об их легендах.

Средневековый бестиарий в последнее время стал предметом восхищения учёных, применивших совместный междисциплинарный подход. Исследования на животных, которые раньше считались анекдотической темой, в прошлом игнорировались. Но в течение последних нескольких десятилетий благодаря совместной работе историков, зоологов, антропологов, этнологов и лингвистов исследования животных начали процветать.

Медиевалисты сыграли ключевую роль в этом расследовании, изучив главный источник информации для исследований на животных — средневековый бестиарий. Средневековая иконография в изобилии использовала животных и мифических зверей. Они встречаются во многих носителях, таких как печати, гербы, скульптуры, архитектурные элементы и иллюстрации. Звери, разбросанные по внутренним стенам церкви, витражам и барельефам, служили учебным пособием для неграмотных в средневековом обществе. Их также использовали в средневековых песнях, пословицах и даже как матерные слова!

Звери стали видными аллегорическими фигурами в средние века. Изучение животных в средневековой иконографии позволяет понять связи между животным миром, мужчинами, женщинами и обществом в целом.

Истоки средневекового бестиария

Две страницы из Physiologus Bernensis (Bern Cod. 318) , неизвестно , ок. 830, электронные коды Виртуальной библиотеки рукописей Швейцарии.
Две страницы из Physiologus Bernensis (Bern Cod. 318) , неизвестно , ок. 830, электронные коды Виртуальной библиотеки рукописей Швейцарии.

Бестиарии — это письменные источники, которые помогают нам понять, которые были распространены по всей Европе в Средние века. Средневековый бестиарий был типом иллюстрированной рукописи, состоящей из описаний и иллюстраций, показывающих реальных и воображаемых зверей, вдохновленных христианской моралью и аллегориями.

В то время основным источником информации о животных был «Физиолог», христианский манускрипт, написанный на греческом языке неизвестным автором в Александрии, вероятно, во втором веке нашей эры. Этот текст, возможно, был переведен на латынь в IV веке. «Физиолог» дал описания почти пятидесяти животных. Повсюду автор описывал внешний вид и поведение этих животных, но связанные с ними моральные рассуждения были вдохновлены Библией. Этот предшественник бестиариев переводился и копировался множество раз, тем самым оказывая влияние на знания и символику животных на протяжении более тысячи лет.

Ранние бестиарии

Основываясь на Physiologus , ранние бестиарии служили образовательными инструментами для передачи простых христианских нравов. Люди могли соотносить себя с личностями зверей и их чувствами. Первые бестиарии появились в Англии в XII веке. Но только богатые аристократы имели привилегию обладать такими драгоценными рукописями. Позже бестиарии распространились в Северной Франции, на латыни для священнослужителей и на французском для мирян. Литературная традиция развивалась, и авторы создавали философские бестиарии или бестиарии, вдохновленные куртуазной литературой.

Бестиарий, написанный англо-нормандским поэтом Филиппом де Таоном в период с 1121 по 1135 год, является старейшим на французском языке. Филипп де Таон перевел «Физиолога» на старофранцузский язык, самую раннюю из сохранившихся транскрипций на этом языке. Он описал более тридцати зверей и несколько драгоценных камней.

Изображение писца и Изображение лошади из «Бестьера д'Амура», Ришар де Фурниваль, ок. 1245 г., Национальную библиотеку Франции (BnF).
Изображение писца и Изображение лошади из «Бестьера д'Амура», Ришар де Фурниваль, ок. 1245 г., Национальную библиотеку Франции (BnF).

Ричард де Фурниваль

1245 год ознаменовал конец средневековой традиции бестиария публикацией пародийного «Бестиара д'Амур», написанного французским философом и трувером Ришаром де Фурнивалем. Сын врача, Ришар де Фурниваль пошел по стопам своего отца в качестве врача, но он также был канцлером капитула собора Нотр-Дам д'Амьен во Франции.

Однако его религиозное происхождение не помешало ему написать самую известную эротическую рукопись того времени. Традиция Трувера, традиция средневековых поэтов и авторов песен Северной Франции, писавших о куртуазной любви, вдохновила де Фурниваля на создание бестиария. Он последовал примеру бестиариев, но вместо того, чтобы создать типичный нравоучительный христианский текст, он использовал звериную символику для детализации этапов и невзгод любовных отношений. Bestiaire d'Amour, или «Бестиарий любви», быстро прославился на всю Европу.

Лев: король средневекового бестиария

Лев и детеныши в Рочестерском Бестиарии, неизвестно, ок. 12:30, Getty.Edu
Лев и детеныши в Рочестерском Бестиарии, неизвестно, ок. 12:30, Getty.Edu

Как это ни удивительно, но львы не были такой уж экзотикой для средневековой Западной Европы. Конечно, люди редко встречали львов в своей повседневной жизни, но их можно было увидеть в королевских зверинцах, королевской коллекции преимущественно экзотических животных в неволе. Художники часто изображали животное на церковных росписях и скульптурах. Лев был царем всех животных, главным героем средневекового бестиария. Оно было связано с несколькими могущественными личностями, самой известной из которых был, король Англии.

Львы всегда были символом силы и храбрости, но также мудрости и справедливости. В античности лев стал королевской эмблемой. С возникновением христианства животное также стало ассоциироваться с фигурой Христа. Иногда животное носит корону или нимб вокруг головы.

Лев из «Бестиара любви» , Ришар де Фурниваль, ок. 1245, Национальную библиотеку Франции (BnF)
Лев из «Бестиара любви» , Ришар де Фурниваль, ок. 1245, Национальную библиотеку Франции (BnF)

В средние века распространилась легенда о рождении царя зверей. Рождение львят предположительно произошло всего через три дня после их физического рождения, когда их прародитель испустил жизненное дыхание. Легенда была связана с воскресением Христа, поэтому у ног средневековых лежачих изображений часто встречаются скульптурные львы. Другая история из средневековой традиции рассказывает о способности льва спать с открытыми глазами, что делает его предпочтительным стражем. Скульптурные львы часто охраняют входы в помещения и церкви.

Любопытно, что лев был не просто символом королевской власти или Христа, он также символизировал сатану или антихриста. В этих случаях художники изображали его темную сторону, свирепого и деспотичного зверя. В Ветхом Завете Самсон победил льва голыми руками, подобно тому, как Христос сверг сатану. Начиная с XII века, лев как положительный символ постепенно вытеснил свою более темную форму. Например, крылатый лев Святого Марка стал эмблемой Венецианской республики и, в более широком смысле, символом христианской веры.

Мифическое чудовище: Дракон

Крылатый дракон (фрагмент) в бестиарии, неизвестный иллюстратор, 1278-1300, Getty.edu
Крылатый дракон (фрагмент) в бестиарии, неизвестный иллюстратор, 1278-1300, Getty.edu

В средневековых верованиях дракон был не мифическим, а реальным существом. В западной традиции драконы — это силы зла или хранители сокровищ. Могучее животное, как предполагалось, принадлежало к семейству змей. На латинском языке «draco» означает и змею, и дракона. У него твердая кожа, которую может пронзить только оружие героев. Язык пламени, вырывающийся из его пасти, держит в страхе даже самых храбрых людей.

Драконы уже существовали в кельтских и азиатских традициях. Ранние христиане интегрировали свирепого зверя в свою культуру. Изначально драконы не были ни хорошими, ни плохими существами. Однако в Библии дракон и Левиафан — один и тот же зверь. Левиафан олицетворял злые силы и самого Сатану. Это изображение дракона обогнало все остальные в западном мире. Единственные люди, способные победить дракона, прославились своими достижениями, такие как Святой Георгий и Святой Михаил.

Единорог

Единорог из «Бестияря любви», Ришар де Фурниваль, ок. 1245, Национальную библиотеку Франции (BnF)
Единорог из «Бестияря любви», Ришар де Фурниваль, ок. 1245, Национальную библиотеку Франции (BnF)

Еще одно мифическое животное, обильно представленное в средневековом бестиарии, — единорог. Римский натуралист и философ Плиний Старший описал это воображаемое животное в своей «Естественной истории», впервые опубликованной в 77 г. н. э. Он основывал свое описание на старых знаниях, говоря о «ликорне» или «моноцеросе» — свирепом животном, которого невозможно поймать живым, с телом лошади, головой оленя, ногами слона и хвостом кабана. Описание, далекое от милого и чистого легендарного животного, которое мы представляем себе сегодня!

Единороги как свирепые звери

Единороги также появляются в Библии. Они изображаются как жестокие и злые существа; демоны, строящие заговоры против людей. Современный, положительный образ единорога появился позже, около 12 века. Французский автор Пьер де Бове описал метод поимки единорога, вероятно, основанный на Physiologus , в своем средневековом бестиарии, написанном где-то около 1218 года. Небольшое животное, похожее на молодого козла, имеет длинный рог посередине лба. Единорог настолько свиреп, что ни один мужчина не может поймать его, если не использует следующий метод: охотник приводит девственницу в середину леса, где живет единорог, и оставляет ее там одну. Когда единорог приходит, движимый запахом целомудрия девушки, он кладет голову ей на колени и засыпает. Затем охотнику удается поймать животное живым.

Нортумберлендский Бестиарий, деталь единорога, неизвестный иллюминатор, ок. 1250-60, Getty.edu
Нортумберлендский Бестиарий, деталь единорога, неизвестный иллюминатор, ок. 1250-60, Getty.edu

Единороги как символы чистоты

Сцена поимки единорога была интерпретирована через призму христианской веры; Дева Мария и Иисус Христос были воплощены в животном. Его плоть иногда пронзали копьем, напоминая о страданиях Иисуса. Единороги тогда изображались такими, какими мы представляем их сегодня: маленькие белые лошади с длинным одним закрученным рогом на лбу. Они стали символом чистоты и на них охотились из-за якобы исцеляющей и очищающей силы их рогов. На самом деле, процветающая средневековая торговля рогами нарвала, продаваемыми как рога единорога, укрепила легенду.

Феникс

Деталь Феникса в средневековом бестиарии, неизвестный автор, ок. 1250 г., Британскую библиотеку.
Деталь Феникса в средневековом бестиарии, неизвестный автор, ок. 1250 г., Британскую библиотеку.

Эта похожая на орла птица с красными крыльями была высшим символом возрождения и бессмертия. Уже присутствовавшая в древней традиции (и недавно вызванная к жизни в саге о Гарри Поттере), средневековые люди видели в фениксе метафору воскресения Христа.

Плиний Старший был первым, кто дал подробное описание египетской легенды о фениксе в своей «Естественной истории» . Миф произошел от священной птицы «Бенну», египетского божества, способного к самосотворению.

Деталь Феникса в средневековом бестиарии, неизвестный иллюстратор, около 1270 г., Getty.edu
Деталь Феникса в средневековом бестиарии, неизвестный иллюстратор, около 1270 г., Getty.edu

Люди верили, что фениксы могут жить до 500 лет. Одна из версий легенды гласит, что когда животное становилось слишком старым, оно разводило костер из дров и мирры и отдыхало на нем, пока тот не загорался. Через три дня, как и Иисус Христос, феникс возрождался из пепла. Аллегория феникса напоминала людям о надежде на искупление после того, как они согрешили.

Бестиарий: средневековые верования

Крокодил и гидра в средневековом бестиарии , неизвестный художник , около 1270 г., Музей Дж. Поля Гетти
Крокодил и гидра в средневековом бестиарии , неизвестный художник , около 1270 г., Музей Дж. Поля Гетти

Бестиарий не следует считать доказательством того, что Средние века были временем невежества. Напротив, это ценный источник информации о средневековых верованиях. Мы также должны иметь в виду, что использование зверей в качестве персонажей было эффективным способом поделиться идеями, ценностями и знаниями с населением, которое было в основном неграмотным.

В Средние века наблюдение было не единственным способом познания истины. Аллегории и символика зверей были важны. Воображаемое не противопоставлялось реальности; воображаемые звери были для них такими же реальными, как и живые животные. Их знания исходили от известных старых авторов и Библии. Только столетия спустя люди подвергли сомнению существование некоторых мифических зверей.

Бессмысленно пытаться идентифицировать каждого из странных зверей, описанных в бестиариях, или указывать на каждое из них правду или ложь. Вместо этого бестиарии должны стать замечательным инструментом для изучения жизни средневековых мужчин и женщин и того, как они постигали свой мир.