Почему Рубенс изображал только полных женщин на своих картинах?

12K прочитали

Если в России скажут "кустодиевская женщина", то в Европе мы услышим "рубенсовская". Питер Пауль Рубенс - фламандский художник, один из основоположников барокко в живописи. Он получил хорошее образование, прославился как живописец и построил не менее успешную карьеру дипломата. По воспоминаниям современников он был добр и хорош собой, дважды был счастливо женат, и оба раза — на признанных красавицах.

Кстати, если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить сходство: миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый нос, пухлые губы, дугообразные брови. И, конечно же, пышные формы...

Женщины занимали особое место не только в его жизни, но и в творчестве. Благодарю художнику в истории искусств сформировался особой тип женской красоты - рубенсовская женщина... Плодовитый фламандец прославился во многом благодаря пышнотелым дамам с его полотен — Венерам, Дианам и Грациям "плюс сайз".

П. П. Рубенс, "Три грации".
П. П. Рубенс, "Три грации".

Рубенсовских женщин можно считать результатом веры в безграничные возможности человеческого тела и духа. Изображение худого тела было уместно в Средние века, когда церковь активно проповедовала усмирение плоти, но к XVI веку с этой доктриной было покончено. В здоровом теле — здоровый дух, худоба же стала синонимом бедности, болезни и старости, а за этими качества следовала духовная нищета.

П. П. Рубенс, "Отшельник и спящая Анжелика".
П. П. Рубенс, "Отшельник и спящая Анжелика".

Но как именно сформировался культ пышнотелых красавиц?

Главный город Фландрии, Антверпен, где художник, провел большую часть жизни, в XVI веке был столицей мировой торговли. Гражданская война, отделение от Испанской империи Северных Нидерландов и блокада выхода к морю подорвали могущество Антверпена, но в начале XVII столетия город понемногу восстанавливался. Дворянство и богатые буржуа привыкли жить на широкую ногу, и в первую очередь это касалось еды. Типичный фламандский обед был очень калорийным: масло, мясо и сыры, выпечка, пиво. Готовили все на животном жире и сливочном масле. Из колоний в больших количествах стали привозить сахар, и этот недешевый продукт быстро завоевал фламандскую кухню.

Натюрморт с лебедем и два повара (Питер Пауль Рубенс совместно с Франсом Снейдерсом).
Натюрморт с лебедем и два повара (Питер Пауль Рубенс совместно с Франсом Снейдерсом).

Завидная невеста из высших кругов питалась калорийно и дорого, а ее формы были показателем благосостояния. Такая красота пользовалась спросом, и Рубенс с удовольствием изображал ее в своих работах. У представительниц прекрасного пола прежде всего ценили широкие бёдра, большую грудь и полные ягодицы. Женщина признавалась красивой в той мере, в какой её тело соответствовало задачам деторождения и материнства. Прежде всего это относилось к груди и животу — источникам жизни.

П. П. Рубенс, "Портрет Елены Фоурмент"/ (Шубка).
П. П. Рубенс, "Портрет Елены Фоурмент"/ (Шубка).

Рубенс рассматривал человеческое тело в качестве творения Божьего, достойного восхищения и изображения на полотне. Идеалом того времени стали женщины с пышными формами. В работах художника ощущается его веселый, задорный, полный жизни дух. "Рубенсовские женщины" - эротичные, но лишенные пошлости, являются свидетельством жизнелюбия художника, умения прочувствовать сердцем получаемые от жизни удовольствия.

П. П. Рубенс, "Иксион, обманутый Юноной".
П. П. Рубенс, "Иксион, обманутый Юноной".

В трактате "Теория человеческой фигуры", приписываемому Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Позднее искусствоведы стали говорить о том, что "при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол".

П. П. Рубенс, "Венера с зеркалом".
П. П. Рубенс, "Венера с зеркалом".

Стоит отметить, что Рубенс был прекрасным продавцом. За свою жизнь он создал около 1300 полотен. Конечно же, его творчество имело определенную коммерческую направленность (этот факт он даже это не скрывал). Рубенс заключал с заказчиками договора, где стороны прописывали желаемую сумму, размер полотна и сюжет. Причем картины на продажу отличались от более ранних работ художника. Например, на полотне "Суд Париса", который предназначался для продажи, фигуры женщин более объемные, чем на ранней работе с таким же названием.

Однако многие историки искусств критикуют формы женщин с полотен Рубенса. Так, Эмиль Мишель, относивший себя к противникам телесных образов "пышнотелых красоток", писал, что художник просто-напросто следовал вкусам общества: "Это антверпенские лодочницы крепкого сложения бой-бабы, лёгкие на подъём и способные переправиться в лодке через Шельду даже в непогоду".

П. П. Рубенс, "Фортуна".
П. П. Рубенс, "Фортуна".

"Рубенсовские женщины" являются обладательницами не только избыточного веса, но еще и выраженного целлюлита, что их, по всем признакам, не особо волнует. Глаза их сияют необыкновенно ярко, на щеках горит здоровый румянец, они буквально пышут здоровьем, жизнерадостностью, чувственностью и сексуальностью. Женщин с полотен Рубенса многие исследователи называют "созданными из молока и крови".

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А как вам рубенсовские женщины?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: