Найти в Дзене
Внук Эзопа

Джозеф Кэмпбелл и миф о путешествии героя. Загадка коллективного бессознательного

В XX веке исследователи сравнительной мифологии и религии обратили внимание на сходство мифов разных культур на протяжении всей истории. Многие из них имели общие темы, структуру и символику.

Это привело к вопросу о том, как такое сходство могло возникнуть в культурах, разделённых как пространством, так и временем. Карл Юнг и Джозеф Кэмпбелл, известные учёные, изучавшие эту проблему, предположили, что причина сходства заключается в коллективном бессознательном.

Коллективное бессознательное содержит общие для всех когнитивные структуры, называемые архетипами. Архетипы нельзя наблюдать напрямую, но они проявляются в образах и символических паттернах, составляющих основу мифов, что объясняет возникновение похожих мифов в культурах, разделённых сотнями и тысячами лет.

Джозеф Кэмпбелл, ведущий эксперт XX века по мировой мифологии, отмечал: «Символы мифологии не создаются, их нельзя упорядочить, изобрести или навсегда подавить. Они являются спонтанным порождением психики».

Мифы считаются отражением глубинных слоёв бессознательного и содержат универсальные истины о желаниях, страхах и надеждах каждого человека. По словам Юнга, мифы представляют собой психические явления, раскрывающие сущность души.

✅ Мифы выполняли разные роли в разных культурах на протяжении всей истории. Одна из самых распространённых функций мифов заключалась в предоставлении людям образцов и моделей, способствующих психологическому развитию и созреванию.

Активация бессознательного содержания важна, так как в нём содержатся нереализованные возможности
Активация бессознательного содержания важна, так как в нём содержатся нереализованные возможности

Психологическое развитие через процесс индивидуации, описанный Юнгом, происходит, когда бессознательное содержимое психики интегрируется в сознательную личность человека, формируя то, что Юнг называл «истинной личностью».

Существует несколько способов осознать бессознательное содержание. Осознание своей жизни во сне — самый известный из них. Изучение мифологической символики — менее известный, но не менее эффективный метод сделать бессознательное содержимое осознаваемым.

Кэмпбелл утверждал, что «эти символы происходят из психики и выражают дух. На самом деле они являются связующим звеном между глубокими слоями нашей духовной жизни и относительно тонким слоем сознания, с помощью которого мы управляем нашей повседневной жизнью».

✅ Активация бессознательного содержания важна, так как в нём содержатся нереализованные возможности, которые, будучи обнаружены и интегрированы в сознание, могут способствовать личностному преображению. Пробуждение и развитие этих способностей Джозеф Кэмпбелл назвал «путём к блаженству».

Мифы о людях, стремящихся к реализации своего высшего потенциала и поиску уникального пути к счастью, встречаются в разных культурах на протяжении всей истории. Хотя детали этих мифов могут отличаться в зависимости от времени и места их возникновения, их объединяет общая структура, которую Кэмпбелл назвал «мифом о путешествии героя».

В мифах, соответствующих структуре путешествия героя, герой покидает знакомый мир и отправляется в незнакомые и иногда опасные земли — будь то путешествие в пустыню, плавание по океану или блуждание по тёмному лесу.

Кэмпбелл предлагает рассматривать этот момент как символ ухода человека от своей сознательной сущности в неизведанные области бессознательного в поисках «высшего блага» — скрытых внутри нереализованных возможностей.

В следующей статье мы кратко рассмотрим этапы путешествия героя, подчёркивая их значимость для тех, кто чувствует себя потерянным и дезориентированным в жизни. Такие люди могут извлечь пользу из погружения в свою неизведанную подсознание.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа