Найти тему

Кризис 1 года: 7 простых правил для родителей

Вашему малышу скоро год. Давно позади колики и первые зубки, уже были первая улыбка и, скорее всего, первые шаги — пусть и с опорой. Дитя откликается на своё имя. Его всё проще понимать, и кажется, вот оно, безоблачное счастье родительства, но не тут-то было. Подступает кризис 1 года. Что это и как с ним справиться, рассказывает Наталья Юрьевна Григоренко, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ, логопед, дефектолог, специальный психолог.

Великий нехочуха

В конце первого года жизни малыша родители вдруг сталкиваются с тем, что ребёнок становится не в меру капризным, требовательным, пытающимся в категоричном тоне донести до взрослых свои «хочу» и «не хочу», «буду» и «не буду». Малыш начинает проявлять самостоятельность, а если ему это не удаётся, родители сталкиваются с возмущёнными криками и безудержным плачем. Мамы, папы, бабушки и дедушки хватаются за голову, не понимая, как такой умилительный малыш вдруг стал превращаться в несносного капризулю.

Ничего сверхъестественного не происходит! Просто ваш послушный ребенок вошёл в кризисный период первого года жизни. Стабильное состояние, когда малыш осваивал новые навыки, количественно их накапливая, сменилось кризисом — качественным скачком в развитии ребёнка. Обычно этот период начинается приблизительно с девяти месяцев и завершается к полутора годам.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Что же служит причиной такого изменения в поведении крохи?

Ребёнок овладевает навыками, которые перестраивают его жизнедеятельность. Малыш совершает свои первые шаги сначала с поддержкой взрослого, потом и без неё, может сам манипулировать предметами и знакомится с их свойствами, активно изучает окружающий мир. Ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь взрослых, выполняет простые просьбы, поручения («дай ручку», «кинь мячик», «где ложка?» и т.п.).

Всё это приводит к формированию новых качеств психики и потребностей малыша. Кроха везде сует свой любопытный носик, пытается открыть все закрытые ящики, достать и раскидать вещи, всё потрогать (особенно то, что строго запрещается родителями!). А при пресечении этих попыток со стороны родителей бурно негодует, сопротивляется, проявляет агрессию.

Взрослые, которые с радостью принимали первый зубик, первый шаг, зачастую не готовы адекватно воспринимать и правильно реагировать на первую самостоятельность. Ведь слово «нельзя», которое до этого было волшебным эликсиром, решающим многие проблемы во взаимоотношениях с малышом, просто перестало работать!

Родители начинают вести себя строже и пытаются подавить маленькую поведенческую революцию. Но это зачастую только усугубляет кризисную социально-психологическую ситуацию.

Что делать?

Всё проходит, и этот «бунт на корабле» тоже пройдёт. Это малый возрастной кризис (по сравнению с последующими). Обычно он завершается сам и достаточно благополучно. Но чтобы нестабильное состояние малыша не затянулось на более длительное время и обошлось без негативных последствий, лучше следовать ряду правил.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

  1. Организм ребенка в период кризиса уязвим, быстро истощается. Поэтому постарайтесь организовать чёткий режим дня. Это позволяет снизить эмоциональные всплески и тревожность, которым ребенок подвержен в этот непростой для него период.
  2. Не стоит идти на поводу у малыша, потакая всем его капризам, лишь бы не было истерики. Подчинение адекватным правилам и требованиям необходимо для ребёнка, но вводить их нужно мягко. Не надо требовать беспрекословного подчинения от крохи со сталью в голосе и металлическим блеском в глазах! Чрезмерные строгость и жёсткость в переходном периоде от младенчества к раннему возрасту могут привести к потере доверия малыша к близким взрослым, появлению страхов. Постарайтесь найти золотую середину в своих воспитательных действиях!
  3. Постарайтесь использовать строгие запреты только если действия ребенка могут ему навредить. В остальных случаях безмерное любопытство малыша придется контролировать, сопровождая его, позволяя открыть ящики и дверки, покрутить ручки и т. п. Главное, чтобы это было безопасно!
  4. Не хотите убирать рассыпанное содержимое ящиков? Помогут специальные средства-запоры. Оставьте малышу свободными ящики шкафа или комода с его вещами и игрушками, чаще привлекайте его к помощи в уборке разбросанных им вещей, вместе рассматривайте эти предметы, называйте их, просите принести ту или иную вещь (так развивается и совершенствуется понимание ребенком обращённой к нему речи и расширяется его пассивный словарь). Любое занятие, даже самое рутинное, можно превратить в весёлую обучающую игру! Безопасность окружающей среды способствует проявлению самостоятельности действий и уменьшает количество запретов, а следовательно, делает реже негативные эмоциональные вспышки ребёнка.
  5. Если вы пытаетесь выработать с ребёнком систему избирательных строгих запретов, договоритесь с другими взрослыми: запрещают все. Иначе ребёнок быстро разберётся, что у строгих мамы, папы и дедушки что-то нельзя, а у доброй бабушки всё можно, значит надо просить и требовать только у неё!
  6. Будьте внимательнее к просьбам и желаниям малыша. Если их невозможно удовлетворить, не говорите категоричное «нет» и «нельзя». Постарайтесь проявить терпение и в доступной форме спокойно объяснить крохе, почему этого делать не надо. В идеале все запреты нужно объяснять. В такие моменты закладывается конструктивный диалог между ребёнком и взрослыми (при этом мамам и папам следует запастись не только терпением и доброжелательностью, но и железобетонными, понятными ребенку аргументами). Учитесь объяснять и договариваться, это пригодится в будущем всем сторонам!
  7. Откажитесь от категоричности и насилия, когда ребёнок пытается настоять на своем! Смените их на любовь и терпение. Постарайтесь отвлечь и переключить малыша на что-то интересное, увлекательное (яркий предмет, новый объект, игру), а за послушание и согласие с вашими правилами и требованиями почаще хвалите кроху, закрепляя положительный поведенческий паттерн.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с этим кризисом и вам сложно, постарайтесь вспомнить: вы тоже когда-то давным-давно были маленьким. А ваши родители переживали эту сложную ситуацию вместе с вами. Улыбнитесь ребёнку и вспомните, что он — ваше счастье (хоть порой и трудное)!

Н.Ю. Григоренко, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ, практикующий логопед, специальный психолог. Фото: mgpu.ru
Н.Ю. Григоренко, кандидат педагогических наук, доцент ИСОП МГПУ, практикующий логопед, специальный психолог. Фото: mgpu.ru