Цифровое поколение активно осваивается интернет. Взрослые же видят в этом опасность и стараются всячески ограничивать. Чем старше становятся дети, тем более яростно они отстаивает свои права. Таким образом создается семейный контекст, где цифровую жизнь не воспринимают всерьез, а часто очень ожесточенно борются.
В зависимости от подходов к экранному времени, которые были в детстве, семья получает защитно-оборонительное поведение. От нас, контролирующих, выставляющих рамки и правила, не принимающих эту сферу всерьез, как к банальной трате времени (все это по большому счету правда) начинают закрываться. Растет пропасть непонимания.
Мы видим, что ничего не меняется. Все становится только хуже. И самое большое заблуждение – это пытаться управлять поведением подростка через требования прямого подчинения, жесткие ограничения. И конечно контроль. С последующим срывом с катушек родителя, потому что результатов от этой системы ждать не стоит.
Многолетнее повторение такого цикла, и семья получает зависимую часть личности. Которую сама же и создала, благодаря семейному контексту и способам коммуникации. Важно добавить – нет цели в чем-то обвинить. Задача просто осознать методы, которые сейчас используются. Оставить в прошлом то, что не работает. Добавив в эти зоны более функциональные психолого-педагогические меры. Которые давно умными людьми придуманы, нам же нужно просто применить и радоваться результатам.
Самые серьезные отклонения и девиантное поведение начинается не просто так. Вот семья приходит к специалисту с жалобами, что с подростком просто невозможно вообще разговаривать. При этом по мере нарастания проблем, взрослый все больше выходит из себя. Снова и снова повторяя цикл, описанный выше.
Никто в такой семье не обращается к разуму, потому что сами повязли в негативных эмоциях. И это толкает совершать следующий и следующий ошибочный воспитательный шаг.
Не слушает он, огрызается, оскорбляет, убегает из дома или в цифровой мир, потому что уже давно находится в глухой обороне. Ежедневное напряжение - либо наорут, либо телефон отнимут. Нужно быть начеку.
Но мы продолжаем исправлять ситуацию, закидывая обвинениями. «Ты вообще, как с матерью разговариваешь? Ты вообще понимаешь, что …»
Понятно, как своими действиями семья создает подростка, с которым «просто невозможно разговаривать!» Потому что он в вечной защите, как зверь, готовый в любую минуту показать оскал, отстаивая права на свою жизнь и экранное время.
Вот она, зона риска – "Меня никто не понимает". И это очень опасное состояние, которое ведет к импульсивным поступкам.
Нельзя вечно критиковать за экранные интересы. И пытаться управлять его поведением.
Нужно выстраивать диалог на бесконфликтной основе.
Дети не всегда могут сами разобраться в сложных ситуациях. Очень незаметно в доме появляется напряженная атмосфера вечного противостояния. И, если рядом нет взрослого, которому можно довериться, который разделит текущие переживания и поможет найти пути решения, то создается конфликт реальностей.
Так цифровой ребенок уходит в свой мир со всеми своими проблемами. Так в жизни появляются непонятные чаты и сообщества, а в ленте друзья с деструктивным контентом. Все это следствия процессов, которые происходят внутри.
Если сын или дочь уже часами зависает онлайн, закрыв личное пространство, то ситуацию очень плавно можно выправлять. Для этого нужно осознать очень простой механизм:
В киберсреду дети погружаются, чтобы ничего не решать.
Конфликты - это следствие взросления и отделения. Самое главное - выходить из них грамотно, договариваться, находить компромиссы. Помогать исправиться, всегда есть выход, достаточно разобраться, где дверь.
Самое главное, не допускать, чтобы они переходили во вражду.
С кем мы воюем? Со своим ребенком, который искренне хочет действовать по собственному выбору, но не имеет достаточно опыта, чтобы грамотно разруливать проблемы, в которые он попадает? Пытается разобраться в себе и найти свое место в этом мире? Понять кто он такой и найти близких по духу людей?
Рассмотрим типичные причины ссор и размолвок между взрослыми и детьми:
1. Конфликт неподчинения
Когда поведение очень резко меняется, и ребенок отказывается выполнять требования или придерживаться сложившихся установленных правил. Он либо словесно говорит, либо показывает действиями. Причиной является простое желание отстоять свое мнение любыми путями.
Выход простой. Существует здравый смысл, правила безопасности, потенциальные риски. С требований достаточно сместиться к диалогу, где выслушивается каждая сторона и ищется новое решение.
2. Конфликт единства
Страх выглядеть слабым или маменькиным сынком толкает присоединяться к мнению группы, а не семьи. Достаточно показать, где личные интересы, а где интересы группы. И дать возможность подумать.
3. Конфликт нелюбви
Если по разным причинам к одному из родителей потерян авторитет, то слушать его не будут. Точнее сделают вид, что услышали, но внутри пошлют подальше. Это происходит, когда уходит уважение. А оно теряется, если родитель сам страдает алкогольной или любой другой зависимостью, вязнет во внутриличностных проблемах, или неадаптирован в социуме. Решение – быть примером для подражания. А не контролером, который то и дело теряет терпение, потому что подросток опять «довел».
4. Конфликты в школе
Чаще всего с учителем. Особенно, когда человек старой закалки. И ему все трудней понимать потребности современного поколения.
Если вы замечаете, что постепенно вязнете во вражде, то задача остановить этот процесс. Тинейджеру нужен взрослый, который очень спокойно поможет разобраться с текущей ситуацией и поможет грамотно из нее «вырулить». Если такого человека нет или рядом тот, от кого приходится то и дело обороняться, то по мере эскалации конфликтов, он может сильнее вовлекаться в цифровой мир.
_____________________________
Уважаемые родители! В книге "Интернет зависимости.net. 26 воспитательных ошибок, которые толкают в цифровое болото" подробно рассмотрены ошибки и дисфункции семейной системы, которые толкают современных детей в цифровое болото. И главное, способы, как это исправить.
Скачивайте бесплатный фрагмент на сайте:
Тезисный план тут