Развитие систем противовоздушной обороны вынудило авиационных конструкторов искать новые способы повышения выживаемости самолетов в бою. Наиболее перспективным оказался метод, связанный со снижением их заметности. Такая технология получила название «стелс» (в пер. с англ. — «скрывать, хитрить»). Она включает методы обеспечения невидимости для радиолокационной станции, а также некоторые другие изобретения, скрывающие действия боевой техники: выделяемое тепло, звук и т. п. Справедливости ради, необходимо отметить, что, хотя боевую технику, построенную по стелс-технологии, и называют в прессе «невидимками», она, как показывает опыт, может быть обнаружена современным радислокационным оборудованием. Поэтому более правильным было бы применять к такой технике термин «малозаметная».
Одним из первых образцов «невидимок» стал американский ударный самолет «Локхид» F-117 «Найт Хок». Первый его полет был выполнен в 1981 г., но только в 1990 г. этот суперсекротный объект был представлен публике. F-117 заметно выделялся угловатой многогранной конструкцией, спроектированной для отражения или поглощения сигнала радиолокационной станции. За это в войсках самолет, несмотря на гордое официальное название «Найт Хок» — «Ночной ястреб», получил красноречивое прозвище «Хромой карлик». F-117 имел максимальную взлетную массу почти 24 т, из которых до 2,5 т приходилось на боевую нагрузку — бомбы и ракеты.
Самолеты этого типа достаточно активно применялись армией США в ряде вооруженных конфликтов, таких как, например, вторжение США в Панаму (1989 г.), война в Персидском заливе (1991 г.), операция «Лиса пустыни» (1998 г.), война НАТО против Югославии (1999 г.) и война в Ираке (2003 г.). Несмотря на достаточно высокую стоимость обслуживания и «старческий» возраст, F-177 были сняты с вооружения галька в середине 2008 г., и то лишь по причине замены их на более совершенный многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 «Раптор», также созданный специалистами компании «Локхид». Всего за годы производства, продолжавшегося с 1983 по 1990 г., было построено 64 экземпляра F-117.
Корпус «Найт Хока» выполнен по схеме «летающее крыло» и фактически не имеет фюзеляжа. Обшивка корпуса покрыта специальным материалом, взаимодействуя с которым, электромагнитная волна радиолокатора теряет значительную часть своей энергии, кроме того, передняя и задняя кромки крыла имеют сотовую конструкцию, каждая ячейка сот представляет собой шестиугольную в сечении трубу длиной 80—100 мм, внутренний объем которой также заполнен радиопоглощающим материалом. В результате сигнал радиолокационной станции частично поглощается наполнителем трубки и дополнительно ослабляется при многократном отражении от ее внутренних стенок.
Хвостовое оперение в привычном понимании этого термина также отсутствует. Функцию рулей направления у самолета выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. С целью снижения радиолокационной заметности хвостовое оперение «Найт Хока» имеет только вертикальную часть, наклоненную относительно плоскости самолета и не образующую с его корпусом прямого угла, который является идеальным отражателем.
Силовая установка F-117 состоит из двух турбореактивных моторов. Для снижения тем пературы выхлопных газов, которые оставляют тепловой след, в топливо добавляют специальные вещества. Топливная система «Найт Хока» оснащена системой дозаправки в воздухе, что позволяет значкпвльно увеличить дальность и продолжительность полета.
В целях повышения скрытности самолет не имеет внешних подвесок, и все его вооружение размещено внутри фюзеляжа. Отсек вооружения имеет длину 4,7 м и ширину 1,75 м. Здесь могут разместиться две управляемые авиационные бомбы калибром 907 кг. кроме того, возможна установка ракет и свободнопадающих авиабомб, в том числе ядерных.
Поддержите канал-поставьте лайк.