Сегодня читала интервью с Игорем Бутманом про масштабный фестиваль джаза, который прошел в июне в Москве и узнала, что он, оказывается, учился в Беркли?!
Теперь мне стало понятно, почему глядя на него и слушая, как он играет, я каждый раз удивлялась ему! Было какое -то необъяснимое чувство, как будто этот человек знает что-то особенное...
Про Беркли ,который считается лучшим в мире, я писала в статьях и публиковала видео про дыхание от педагога этого колледжа :
Певческое дыхание объясняет педагог лучшего музыкального колледжа мира Беркли Энн Пекхэм.
Вокальные тренировки от педагога по вокалу лучшего музыкального колледжа.
Формула успеха от певца и педагога после обучения в престижном музыкальном колледже Беркли.
Это удивительный колледж и его выпускники тоже. Не буду повторятся, все в статьях.
Так где в России научат петь так, как в лучшем колледже мира Беркли?
Думаю, что таким учебным заведением станет в ближайшие годы Московская Академия джаза Игоря Бутмана.
Почему я так решила?
Во-первых,прочитав интервью с Игорем Бутманом о том ,что он планирует в своей Академии джаза-единственном в своем роде российском образовательном проекте,а именно :
У нас есть преподаватели, которые учились в Беркли.
Нам надо расширяться: мы планируем запускать высшее образование и хотим, чтобы к нам поступали люди разных уровней мастерства. В Беркли поступают как музыканты совсем низкого уровня, так и звезды -Рой Харгроув, Тони Уильямс.
Мы не стараемся подстроиться под стандарт Беркли, но заимствуем их методику, благодаря которой студенты добиваются результатов достаточно быстро и в освоении инструмента, и в импровизации.
Я пытаюсь объяснить нашим педагогам, что импровизацию должны преподавать люди, которые непосредственно занимаются на инструменте с учеником, а не просто теоретики, рассказывающие об импровизации. https://go.zvuk.com/interview/my-vozmem-stadion-igor-butman-o-moscow-jazz-festival-vinile-i-neirosetyakh.htm
Итак. Сам Бутман учился в Беркли, некоторые педагоги его академии там учились, они внедряют методики Беркли, то есть методики лучшего музыкального колледжа мира.
Во вторых, я лично отлично знаю педагога его Академии, о которой тоже писала в статье о ее курсе мелизматики-это Ольга Кляйн:
Наши современные вокальные педагоги. Ольга Кляйн. Системный курс по мелизматике с госдипломом.
Ее работу можно увидеть в этом видео на мастер-классе Фрагменты мастер -класса по мелизматике педагога академии джаза Игоря Бутмана, певицы, композитора Ольги Кляйн.
Оля -сильный педагог и собрала команду лучших преподавателей вокала, она внедряет самые передовые техники, объясняет все очень профессионально и в то же время доступно.
То есть высокий уровень виден и на руководителе Академии и на преподавателях.
Про Академию много интересного можно прочесть в статье на дзен "Игорь Бутман открывает Академию Джаза".https://dzen.ru/a/XLtHhZdGiACzdhtp
А что касается вокала, то у Бутмана-это музыкантский взгляд на все обучение и, следовательно, на вокал тоже. Беркли потому и лучший, что там все с этого взгляда делается. Глубокое всестороннее знание музыки, будь ты музыкант или вокалист.
А у нас вокалист после обучения в высших учебных заведениях -это что-то рафинированное, как будто он отдельно от музыки и уши у него заложены, потому что, когда он поет, то сам себя оглушает. Отчасти это так по природе, но и воспитали так,а не по-другому.
В джазовом вокале голос рассматривается как инструмент, который нужно уметь контролировать и использовать сознательно. Инструментально-это значит более технично. Чем быстрее вы начнете петь техникой, тем легче будет петь.
Мне нравится, что в джазе гораздо больше средств выразительности по сравнению с традиционной вокальной техникой: например, в использовании глиссандо, фальцета, вибрации, носовых гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, а также других внешних звуковых эффектов, например, как в жизни сказать отдельно слово или вскрикнуть.
И одним из ключевых элементов джазового вокала является способность к импровизации. Певцы, умеющие импровизировать, могут добавлять свои собственные вариации и украшения к мелодии, создавая уникальное звучание.
А для этого надо научиться слышать и воспроизводить все ступени гаммы, трезвучия, аккордов и легко перемещаться по ним голосом-это умение для импровизации. И без знания теории музыки и сольфеджио здесь не обойтись никак.
Любому вокалисту на первом году обучения скажи сымпровизировать мелодию и он не сможет. Потому что не музыкант. Не знает теорию музыки, сольфеджио и т.д. Да, теорию и сольфеджио проходят все в музыкалке и училище, но у музыкантов-это серьезно, потому что им надо, а у певцов -главное голос.
А как должно быть и это есть в Беркли и то же хочет Бутман:
Музыкант, который приходит к нам в колледж, он должен знакомиться с основами импровизации с первого же урока. Тогда он поймёт, для чего нужна теория музыки, для чего нужна гармония, для чего им нужно знать интервалы, для чего нужно заниматься ear training- в народе называется сольфеджио, но сольфеджио -это объединённая такая теория с тренировкой слуха, а нам нужна отдельная тренировка слуха, отдельная теория, отдельная гармония.
Если студент хочет заниматься джазом, он должен заниматься джазом с самого начала, а импровизация -это самое главное.
Каждый предмет должен выливаться в творческое создание какого-то произведения. Проходим сексты, надо написать какой-то эпизод: 8 тактов, 5 тактов, 25 тактов. Использовать те теоретические задания, которые проходят, чтобы это тоже было использовано. Так было в Бёркли. Мне больше всего понравилась в Бёркли вот именно эта составляющая.
Да, Бутман -музыкант, а не вокалист. В вокале он возможно не понимает, но в музыке понимает. А этого то как раз и не хватает вокалистам. Иначе не пришлось бы музыканту Ростроповичу давать мастер-класс вокалистам по чисто музыкальным понятиям.
В опере часто исполнитель так зациклен на сложности исполнения, т.е. на вокале технически, что смысл, музыка и слово, не раскрываются в должной мере. Все звучит поверхностно, потому что у певца в голове так. Там сплошной вокал.
ВОКАЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОЦЕННЫМ. И учить его надо не только с вокальной стороны.
В Беркли и у Бутмана так и учат.
Статьи по теме: