Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Сохранить джазовую идентичность

Начало см. здесь.

Stan Getz/ru.pinterest.com.
Stan Getz/ru.pinterest.com.

1964-ый год был, пожалуй, самым знаковым в карьере Стена Гетца в том смысле, что, начиная с 1962-го, после появления на прилавках магазинов альбома “Jazz Samba”, слава его неуклонно росла и к весне 1964-го достигла небывалых доселе размеров. Теперь уже по причине выхода в свет следующего альбома в стиле босса-нова «Getz / Gilberto», слушатели которого впервые услышали голос никому не известной Аструд Жильберто. А выпущенный следом сингл с песней "Девушка из Ипанемы", которую она спела по-английски, ещё более подхлестнул рост популярности Стена Гетца и, соответственно объём продаж его пластинок с записями босса-новы.

The Girl from Ipanema' - Stan Getz and Astrud Gilberto/ A single's cover
The Girl from Ipanema' - Stan Getz and Astrud Gilberto/ A single's cover

Самое время было устроить промо тур «Getz / Gilberto». Тем более, что и гастрольная группа для этой цели была у него под рукой-проверенный в деле “The New Stan Getz Quartet” с молодым виртуозом Гэри Бёртоном за вибрафоном.

Astrud Gilberto and Stan Getz - The Girl From Ipanema (1964) LIVE

В одном из своих очерков я уже рассказывал о перипетиях студийной работы этих двух мастеров во время записи альбома «Nobody Else But Me». Хочу немного дополнить эту историю некоторыми подробностями появления Гэри Бёртона в команде Стена Гетца.

Stan Getz with Lou Levy./open.spotify.com
Stan Getz with Lou Levy./open.spotify.com

Несмотря на большую занятость в студии, квартет Стена Гетца, который он организовал по возвращении в США из Европы в 1961-ом году, продолжал свою концертную деятельность, регулярно выступая в клубах и на сцене концертных залов. В конце 1963 года, когда из группы ушёл пианист Стив Кун, в работе квартета назрел творческий кризис.

Стен Гетц не мог найти подходящую замену уволившемуся пианисту, тогда как в январе 1964-го его квартет с Жуаном Жилберто в качестве приглашённого артиста был ангажирован для трёхнедельного турне по Канаде. Лу Леви, давний приятель Гетца из Лос-Анджелеса, порекомендовал Стену Гетцу, ввиду отсутствия на тот момент подходящего свободного пианиста, попробовать Гэри Бёртона, 21-летнего вибрафониста, только что покинувшего квинтет Джорджа Ширинга и бывшего в тот период в статусе фрилансера.

Gary Burton/Pinterest
Gary Burton/Pinterest

У Бёртона была одно замечательное преимущество перед большинством других вибрафонистов. В отличие от них, он в игре применял не два молоточка, а четыре, держа по два в каждой руке. Это позволяло Гэри Бёртону играть аккорды из четырёх нот, демонстрируя, по сути, пианистический стиль техники. Никто до него не использовал звенящий вибрафон в качестве основного аккордового инструмента ритм-секции. Эта идея заинтриговала Стена Гетца, и в преддверии тура он решил предложить Гэри Бёртону участие в предстоящих гастролях.

Однако Гэри Бёртону пришлось немало потрудиться прежде, чем он сумел приспособиться к игре с солирующим ридменом. Ведь, играя до этого в квинтете Джорджа Ширинга, в котором ридмена обычно заменял гитарист, он, по сути, исполнял верхний голос мелодической линии, задаваемой пианистом (гитара играла ту же линию, но нижним голосом). В то время, как у Стена Гетца от Бёртона требовалось обеспечить компинг, следуя определённым жёстким требованиям лидера.

The Stan Getz Quartet
The Stan Getz Quartet

В джазе, компинг означает аккорды, ритмы и контрмелодии, которые клавишники (фортепиано или орган), гитаристы или барабанщики используют для поддержки импровизированных соло или мелодических линий музыканта, которому они аккомпанируют. Гэри Бёртон в компинге на тот момент не имел практического навыка, а Стен Гетц очень плохо умел объяснить, что ему требуется от его нового подопечного. Поэтому первые две недели репетиций, по словам Бёртона «прошли ужасно».
Вот, как он описывает дальнейшие события:

«…я лихорадочно пытался понять, что играть, когда играть, как не путаться у него под ногами. А он не знал, как мне это объяснить. Всё, что он мог мне сказать, это когда ему что-то не нравилось. Но к третьей неделе всё начало налаживаться. Я научился играть с ним, и ему начало нравиться звучание вещей».

В итоге Гэри Бёртон был нанят на трёхнедельный тур, но по окончании гастролей Стен Гетц попросил его задержаться ещё на некоторое время. В итоге три недели растянулись почти на три года. Поначалу Гэри Бертон не был особенно впечатлён идеей работать со Стэном Гетцем. Будучи способным молодым выпускником Бостонской музыкальной школы Беркли, он мало что знал о творчестве Стена Гетца, кроме того, что тот прославился, играя в стиле босса-новы. Ну и слышал, очевидно, пару его старых пластинок 1950-х годов. Впервые он заподозрил, что в этом человеке есть нечто большее, чем он себе о нём представлял, появилось, когда Стен Гетц подарил ему экземпляр его альбома «Focus», который произвел на Гэри Бёртона огромное впечатление.

Stan Getz/km.ru
Stan Getz/km.ru
"Когда я сам научился играть вместе с ним, я стал уделять больше внимания тому, что он делал, и обнаружил, что это потрясающий игрок", - рассказывал о своей работе в квартете Стена Гетца Гэри Бёртон. "Я понятия не имел, что этот человек был таким выдающимся артистом. Я стоял рядом с ним и играл, как мне казалось, что-то невероятно механическое, а он просто воспроизводил мелодию, и публика практически плакала. Он играл этим тенором так, словно пел. У него была потрясающая способность общаться с людьми, и я понял, что воспринимал аудиторию как нечто само собой разумеющееся. Я играл, чтобы произвести впечатление на других музыкантов, что очень часто встречается у молодых музыкантов. Ты думаешь, что они твои настоящие критики, но, честно говоря, это не так. Они самые непостоянные и самоуверенные. Они фильтруют всё по своим интересам, вкусам, предпочтениям и так далее. Именно благодаря Стену я понял, для кого на самом деле нужно играть. Он полностью изменил моё мировоззрение".

Через несколько дней после возвращения из Канады Гетц пригласил свой новый квартет в студию Руди Ван Гелдера в Энглвуд-Клиффс, штат Нью-Джерси, чтобы записать альбом для компании Verve. Это должен был быть чистый джаз, без босса-новы.

"Стэн хотел записать группу, и он беспокоился, что босса-нова похоронит его джазовую идентичность", - вспоминал позже Гэри Бёртон.

Альбом, изданный под названием "Никто, кроме меня", о котором я уже рассказывал раньше был обречён на 30-летнее ожидание до своего выхода, так как тотальный джазовый альбом в 1964 году не входил в планы руководства компании Verve, ожидавшей от Стена Гетца исключительно босса-нову, и ничто иное.

В альбом, очевидно, вошло лучшее из той программы, которую Стен Гетц со своим новым квартетом отработал во время канадского турне. Звучащие на нём треки ясно показывают, что Бёртону удалось за удивительно короткое время не только выработать способ эффективного аккомпанирования Стену Гетцу, но и внести в репертуар квартета свои собственные сочинения. Также очевидно, что, играя в квартете Гетца, Бёртону удалось значительно продвинуться в части создания совершенно нового образа вибрафона в джазе. Самое очевидное отличие заключалось в постоянном использовании им четырех молоточков, что позволяло ему обращаться с вибрафоном почти как с огромным пианино. В отличие от своих выдающихся предшественников, таких, как Лайонел Хэмптон или Милт Джексон, он редко, если вообще когда-либо, включал вибраторы, которые создают колеблющееся вибрато, от которого инструмент и получил свое название. В результате он умел извлекать из инструмента чистый и кристальный звук, идеально соответствующий его филигранному стилю.

Gary Burton/Pinterest
Gary Burton/Pinterest

Альбом «Nobody Else But Me», записанный за один день (4 марта 1964 года), является прекрасным произведением, ярко продемонстрировавшим стремление Стена Гетца уйти от образа «звезды босса-новы» и твёрдое намерение сохранить свою джазовую идентичность, утрата которой, по словам Гэри Бёртона, была для Стена Гетца неприемлемой ценой популярности, принесённой ему успехами на поприще босса-новы.

В игре Стена Гетца, особенно в балладах "Here's That Rainy Day" и "Little Girl Blue", очень ясно слышно то, что приводило Гэри Бертона в такое восхищение- тот самый поющий тенор саксофон, чей глубокий голос рассекал лёгкую дымку мягких аккордов вибрафона. А вот в своей версии знаменитого эвергрина "What Is This Thing Called Love" Стен Гетц звучит так неистово, играя с такой невероятной скоростью, что в его игре отчетливо ощущается радость освобождения, словно это поёт душа самого Гетца, вырвавшаяся на свободу, сбросив томительные узы босса-новы. В одном из фрагментов, переходя от темы к соло, он играет восходящую фразу с такой страстью, что выходит за рамки "официального" диапазона инструмента, сумев выжать из тенор саксофона Ре альтиссимо.

Композиция Гэри Бертона "Six-Nix-Quix-Flix", сочинённая им для этого альбома очень чётко демонстрирует влияние музыки с альбома Гетца «Focus» - в её настроении, мелодичном стиле и, в частности, в её ритме 6/8. Красивое, трепещущее маленькое произведение, не похожее ни на что-либо, что на тот момент играл Стен Гетц со своими комбо.

Ещё один вклад Гэри Бёртона в альбом – его оригинальная аранжировка или адаптация "I'm Late, I'm Late ", пьеса всё из того же альбома «Focus», удачно названная "Out Of Focus", искусно оркестрованная (если такой термин применим к квартету) и полная тональных контрастов. В некотором смысле, Гэри Бёртон внёс свой вклад также и в трек под названием "Sweet Sorrow", написанный Майклом Гиббсом, его другом времён Беркли. Это в который раз поражает открытость Стена Гетца к творчеству очень молодых, практически неизвестных музыкантов.

"Sweet Sorrow" - это колючая, абстрактная пьеса, которую, как говорят, не одобряла Моника, жена Стена Гетца. Зато ей, скорее всего, понравилась трактовка эвергрина Джорджа Гершвина "Summertime", так отличающаяся от всех предыдущих подходов к этой мелодии, с остинато-басовой фигурой, проходящей сквозь всю версию пьесы, и с Гетцем, поднимающимся до высот великой страсти и интенсивности. В целом, этот альбом с его просто говорящим названием зафиксировал кульминационный момент в истории задокументированного творчества Стена Гетца. Жаль, что его почитателям пришлось ждать до 1994 года, чтобы насладиться этим замечательным образцом подлинной творческой искренности и бескомпромиссности.

Но вернёмся к дальнейшим событиям 1964-го года, когда новый квартет Стена Гетца, прошедший проверку на гастролях в Канаде и прекрасно отработавший в студии, уже прочно стоял на ногах. После сессии Nobody Else But Me, квартет в мае отправился в тур, начав с нью-йоркского клуба Au Go Go. О записи, сделанной в этом клубе, я расскажу в следующем очерке. А сейчас хочу обратиться к другому знаменательному пункту этого тура, к выступлению квартета Стена Гетца на Нью-Портском джазовом фестивале 1964-го года. Это был, на мой взгляд, выдающийся концерт, состоявшийся пятничным вечером 3 июля.

На этом выступлении Стену Гетцу аккомпанировали басист Джин Черико, барабанщик Джо Хант и вибрафонист Гэри Бёртон, те самые ребята, с которыми он уже так хорошо себя чувствовал. В качестве приглашённых гостей с квартетом выступили певица Аструд Жильберто, уже знакомая нам по предыдущим очеркам, а также давний приятель Гетца, трубач и певец Чет Бейкер и пианист Фил Урсо (который был вообще-то в основном тенор саксофонистом и в 1951 году заменил Стена Гетца в оркестре Вуди Германа).

Открывала сет зажигательная композиция Фила Вудса "Waltz for a Lovely Wife", которую Стен Гетц записал в том же составе для альбома, Nobody Else But Me, пролежавшего 30 лет на какой-то заброшенной полке Verve recordings. Игра Гетца в этой пьесе более звучная, чем была в его исполнении на привычных уже треках босса-новы. Подлинное откровение пьесы представляет собой искрометное соло Гэри Бёртона, в то время как круто свингующий тандем Ханта и Черико уверенно сохраняет плотную ритмическую основу пьесы.

Следующий номер - это великолепная интерпретация редко исполняемой баллады Дюка Эллингтона "Tonight I Shall Sleep (With a Smile on my Face)" середины 1940-х годов. Затем Стен Гетц с видимым удовольствием исполняет довольно шустрый для него номер, "Stan's Blues", свободную композицию, сочиненную Стеном Гетцем совместно с коллегой-саксофонистом Джиджи Грайсом и по звучанию на удивление похожую на пьесу "Bessie's Blues" Джона Колтрейна, которая была записана в апреле 1964 года и издана лейблом Impulse на предтечи знаковой для джаза «Любви Всевышней», альбоме Crescent. (Этот заводной блюзовый номер Стен Гетц сыграл так же и на своём выступлении в Карнеги-Холле в октябре 1964 года, где он выступил совместно с известным нам Жуаном Жилберто). В середине пьесы ослепительным соло на своём вибрафоне без сопровождения также отметился Гэри Бёртон, в то время как ближе к концу барабанщик Хант энергично обменивался горячими репликами со Стеном Гетцем.

Гэри Бёртон внёс свой вклад также пьесой собственного сочинения "The Singing Song", ритмически сложной, гармонично причудливой композицией, которую Стен Гетц впервые представил на альбоме Getz Au Go Go (о нём будет рассказано в своё время). Возвышенная пьеса "Sweet Rain", столь же пронзительная и мечтательная, как импрессионистский джазовый стандарт "Мост Челси" Билли Стрейхорна, исполненная Стеном Гетцем и его командой с очаровательными бархатистыми нотками, потрясающе великолепна. (Позже Гэри Бёртон включит свою трогательную версию этой мелодии в свой знаменитый альбом 1967 года, «Duster», а Стен Гетц сыграет её в качестве заглавного трека на одноимённом альбоме того же года для Verve).

"Six-Nix-Pix-Flix" - весёлый номер Гэри Бертона в размере 6/8, который также звучит и на альбоме «Getz Au Go Go». Ритм-тандем здесь особенно интерактивен, в то время как Стен Гетц исполняет острые реплики, а Гэри Бёртон виртуозно ведёт своё соло.

После этой беззаботной вещицы лидер квартета представляет публике вокалистку Аструд Жилберто, которая приводит в восторг благодарную публику Ньюпорта своим чувственным прочтением "Девушки из Ипанемы" Жобима и мелодии Винисиуса де Мораеса / Карлоса Лира "Eu e Voce", одного из наиболее часто записываемых номеров в песенном наследии босса-новы. В обоих номерах мечтательному проникновенному вокалу Аструд вторит подёрнутый лёгкой дымкой бархатный звук тенорсаксофона Стена Гетца, поистине золотого не только по цвету.

Stan Getz and Astrud Gilberto/Girl From Ipanema
Stan Getz and Astrud Gilberto/Girl From Ipanema

Затем слово берёт ещё один специальный гость, Чет Бейкер, бывший партнером Стена Гетца с начала 1950-х. В свингующей композиции Джорджа Гершвина "But Not For Me" Чет Бейкер уверенно извлекает из своей трубы те самые свои фирменные тёплые, безупречные ноты. Это выступление в Ньюпорте для Бейкера, который последние пять лет проживал в Европе (включая полтора года заключения в итальянской тюрьме по обвинению в употреблении наркотиков) стало чем-то вроде возвращения домой.

Little Willie Leaps (Live) - Chet Baker & Stan Getz/last.fm
Little Willie Leaps (Live) - Chet Baker & Stan Getz/last.fm

Закоренелый наркоман, Бейкер, тем не менее, звучит здесь на пике своих возможностей, также добавляя свой коронный вокал после особенно блестящего тенорового соло великого Стена Гетца. Бейкер также представляет трогательную интерпретацию мрачной баллады Диззи Гиллеспи "Я ждал тебя", в которой Фил Урсо в качестве гостя играет на фортепиано. Стен Гетц при этом тихо притаился в стороне, сосредоточив внимание непосредственно на своём старом приятеле Чете. Гетц и Бейкер завершают сет в буйной манере, исполняя зажигательные соло на "Little Willie Leaps", зажигательном боп-гимне, написанном Майлзом Дэвисом в 1947 году, во время его второго пребывания в группе Чарли Паркера. Завершая этот зажигательный сет Гетц и Бейкер исполняют свою лучшую интерпретацию Bird & Diz.

В 2016-ом году запись этого замечательного концерта была издана лейблом SSJ на диске, названном «Stan Getz With Astrud Gilberto & Chet Baker – Live From Newport 1964». Эта запись является уникальным свидетельством живого, неувядаемого мастерства великого Мастера, сплотившего своим гением вокруг себя лучший по тем временам джазовый коллектив.

Track list

1 Waltz For A Lovely Wife

2 Tonight I Shall Sleep

3 Stan's Blues

4 The Singing Song

5 Sweet Rain

6 6-Nix-Pix-Flix

7 The Girl From Ipanema

8 Eu E Voce

9 But Not For Me

10 I Waited For You

11 Little Willie Leaps

Personnell

· Bass – Gene Cherico

· Drums – Joe Hunt

· Flugelhorn – Chet Baker (tracks: 9 to 11)

· Piano – Phil Urso (tracks: 10)

· Tenor Saxophone – Stan Getz (tracks: 1 to 9, 11)

· Vibraphone – Gary Burton (tracks: 1 to 9, 11)

· Vocals – Astrud Gilberto (tracks: 7, 8), Chet Baker (tracks: 9)

В те годы компания Verve, с которой у Стена Гетца был контракт, была озабочена в-основном продвижением его записей в стиле босса-новы. Поэтому, к большому сожалению записей квартета Стена Гетца тех лет с чисто джазовой музыкой очень мало. Очень стараясь не дать себя поглотить штампам босса-новы, Стен Гетц со своими партнёрами в 1964-66 годы много концертировал, успев сыграть как в престижных залах, вроде нью-йоркского Карнеги-Холл или парижского Salle Pleyel, так и на джазовых фестивалях либо в клубах. Везде он и его партнёры (состав которых периодически менялся, за исключением неизменно блестящего Гэри Бёртона, бывшего в те годы его главной опорой в деле сохранения джазовой идентичности) играл с полной отдачей, вызывая восхищение слушателей и зрителей. Нельзя утверждать, что в 1964-ом году Стен Гетц тяготился своими работами в стиле босса-нова. Напротив, даже во время самых крутых джазовых концертов, он почти всегда исполнял свои излюбленные композиции в этом стиле, типа «Morning Of The Carnival» или «Desafinado». При этом со временем звучание его босса-шлягеров значительно видоизменялось, смещая пропорции между джазом и самбой всё более в сторону джаза. Так что со временем ему удалось выработать свой оригинальный стиль, в который босса-нова присутствовала в качестве пикантного ингредиента, органично вплетённого в общую джазовую ткань.

The Stan Getz Quartet - Desafinado - at the London School Of Economics, November 14th, 1966.

Эта тенденция хорошо заметна в его исполнении «Desafinado», знаковой пьесы, с которой началась его слава мастера босса-новы, которой в 1966-ом Стен Гетц закрывал программу «Джаз поступает в колледж». И в этом тоже было его горячее желание сохранить для джаза его крутую (в смысле cool)идентичность.

Продолжение здесь