Найти тему

Базовая стуктура занятий в системе дополнительного образования (онлайн формат)

Оглавление

Доброго времени суток, дорогие преподаватели. Меня зовут Артемий, я практикующий педагог и молодой ученый.

Сегодня мы поговорим об основе каждого занятия, а именно о его структуре. Каждый урок должен делиться на три взаимосвязанные части: начало, основную часть и конец занятия.

Давайте рассмотрим поподробнее каждую из этих частей, перейдем к началу. Начало является некой разминкой перед основной частью, которая, как и в любом спорте, крайне необходима для продуктивных занятий.

Начало урока.

  1. Начало включает в себя настройку на урок, во время которой рекомендуется просто поговорить с учениками на отвлеченные темы, возможно обсудить какие-то интересующие их новости , вы можете спросить, как у них прошла неделя и т.д. Проведение неформальной беседы способствует установлению более близкого контакта с детьми, а также помогает им выговориться и постепенно настроиться на учебную деятельность.
  2. За неформальной беседой следует актуализация знаний, которая выступает фундаментом текущего занятия. Этот этап подразумевает проверку домашнего задания (а при его отсутствии – проведения блиц-опроса по материалу ДЗ) и его комментировании, при необходимости, также сюда будет относиться повторение материала, пройденного в прошлый раз . Данный этап также является важным инструментом для преподавателя, который позволяет увидеть насколько хорошо ученики усвоили материал прошлого занятия.
  3. Последним этапом в рамках начальной части занятия является целеполагание. На этом этапе очень важно обозначить цель урока и шаги по ее достижению. Интеллектуальная деятельность и ее результат порой являются очень абстрактными, поэтому очень важно показать детям то, к чему они будут идти на протяжении урока и какие шаги им предстоит для этого сделать. Этот этап помогает ученикам понять, что они будут изучать на уроке, и зачем это им нужно, создает ясность и направленность в обучении.

Эти начальные этапы играют очень важную роль в проведении всего занятия т.к. позволяют плавно ввести и настроить всех детей на процесс обучения, освежить знания с предыдущих уроков и дать установку на сегодняшнее занятие.

Основная часть урока.

От начала занятия двигаемся к его основной части, которая может быть условно поделена на два этапа: теория и практика. Однако, это не должно вводить вас в заблуждение, на занятии не должно быть такого, что вы половину основной части даете теорию, а потом только практику. Продуктивнее всего будет циклично повторять чередование теории и практики. Так материал будет подаваться и отрабатываться порционно, что приведет к лучшему усвоению материала.

  1. Во время разбора теории наглядно предоставляем ученикам новую информацию, объясняем основные концепции/инструменты/понятия. Даем много пояснений и ярких примеров. Стараемся максимально вовлекать учеников/задавать им вопросы по тому, как они понимают тот или иной концепт и т.д.
  2. Перед переходом к практике лучше всего дать визуальный пример выполнения практического задания и обозначить шаги для его выполнения (делаем это – это – это). Чередуем эти два этапа для прохождения материала методички. На этом этапе очень важно поддерживать учеников и, при необходимости, помогать им.

При необходимости во время основной части занятия можно провести перерыв, на котором можно в неформальной атмосфере пообщаться с ребятами или дать просто возможность отдохнуть/сходить попить и т.д.

Конец урока.

  1. Конец занятия включает в себя три обязательных этапа, начнем с первого – подведения итогов. Данный этап несет в себе двойную ценность: 1) он позволяет ученикам осознать, что они усвоили за урок, обобщить информацию и проверить свое понимание темы (а педагогу отметить те моменты, на которых стоит заострить внимание в будущем); 2) для некоторых родителей очень важно получать четкое понимание того, чем его ребенок занимается на занятиях, поэтому очень важно помогать ученикам формулировать пройденный материал из абстракции (да я тыкал там что-то) в конкретику (мы сегодня знакомились с твердотельным моделированием, это такой инструмет…). Лучше всего проводить этот этап в формате постановки наводящих вопросов и других форм взаимодействия, чтобы дети сами рассказали то, чему они научились и с чем работали на уроке. В качестве дополнительной неформальной активности на этом этапе можно провести квиз.
  2. Следующим после этапом после подведения итогов следует домашнее задание. Здесь также можно выделить двойную ценность. Первая и самая весомая – педагогическая. Домашнее задание позволяет ученикам закрепить материал текущего урока и позволяет им применить знания самостоятельно, а также способствует развитию навыка самостоятельной работы. Что касается второй ценности – это ценность для родителя. Несмотря на то, что мы все функционируем в рамках дополнительного образования, некоторые родители не воспринимают занятия как что-то развивающее и полезное, если у ребенка отсутствует домашнее задание. Учитывая обе ценности, в конце каждого урока необходимо обозначить и подробно объяснить (где искать и как выполнять) домашнее задание.
  3. Последним этапом структуры занятия выступает его Завершение, которое необходимо для логичного и адекватного обозначения того, что занятие закончилось и ученику могут идти отдыхать. Для того, чтобы занятие адекватно, позитивно и логично закончилось преподавателю необходимо обозначить тему следующего урока (что помогает в увеличении интереса и мотивации учеников) и ответить на вопросы учеников (ели таковые имеются).