В начале июня депутаты Госдумы от фракций ЛДПР, КПРФ и СРЗП внесли в ГД законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев утверждает, что школьники никогда не согласятся на отмену ЕГЭ в пользу традиционной системы аттестации, так как это увеличит для них число экзаменов в несколько раз. Мне же кажется, что причина в другом. Адекватные школьники и их родители понимают, что ЕГЭ существенно расширяет возможности для абитуриентов. Впрочем, у ЕГЭ есть и свои недостатки: на его сдачу можно натаскать даже восьмилетнего ребёнка, если задаться такой целью. И сдача ЕГЭ не гарантирует наличия знаний по предмету.
Впрочем, вернёмся к началу вопроса.
Я окончила школу в 2000 году. В то время проводилось централизованное российское тестирование. Это был пилотный проект, в котором принимать участие можно было по желанию. Я такое желание изъявила и подала документы на сдачу русского и английского языков, а также обществознания. По русскому я чуть-чуть не добила сотку. По остальным предметам набрала в районе 70 баллов. Сразу скажу, что тестирование оставило неоднозначное впечатление.
Например, в одном из вопросов по русскому языку мне попалось задание: "Укажите слова, в которых ударение падает на второй слог". Далее был приведён перечень лексических единиц без контекста. В этом перечне слово "спала". Вот вы как поставите ударение? Девочка спалА, но жара или температура спАла. Я подняла руку и задала вопрос, как же мне быть в этой ситуации, когда нет контекста. Экзаменатор сказала, что нужно думать. Апелляций у нас тогда не было, поэтому свою работу итоговую я даже не видела. Возможно, именно это задание помешало мне тогда сделать "сотку". Впрочем, тогда за неё ничего не давали. Более того, я нигде не использовала эти сертификаты с результатами: на вступительных в вуз мне пришлось сдавать математику.
Так и проводили время старшеклассники: сначала готовились к выпускным экзаменам, потом начиналась подготовка ко вступительным. И на каждом из них был пресловутый человеческий фактор!
У меня школьный аттестат "5.0", но медали нет. Поэтому итоговое экзаменационное сочинение в школе я писала со всеми. А медалисты писали отдельно, в специально предназначенном кабинете. И все прекрасно знали, что им помогают его писать! Мы даже знали, кто помогает... Такая несправедливость возмущала подростковые умы, но мы никуда не жаловались. Ведь по факту так было везде!
С введением системы ЕГЭ многое поменялось. Теперь число лазеек в том случае, когда можно было обеспечить нужный результат "любимчикам" или просто купить его за деньги, резко сократилось. Я не пишу, что их нет совсем, так как не уверена в этом. Но шансы из провинции поступить куда-либо в престижный вуз с ЕГЭ выросли для целеустремлённых и мотивированных на учёбу детей!
Впрочем, проблемы с единым госэкзаменом действительно есть. ЕГЭ, к сожалению, не отражает реальный уровень знаний детей. И ситуация с новаторским взломом системы сдачи ЕГЭ малолетними детьми это доказывает! С другой стороны, именно этот аргумент был значим для меня при выборе программы обучения для среднего ребёнка: если уж новатор натаскивает на сдачу ЕГЭ восьмилетних детей, то и мой сын, компенсированный после органического поражения ЦНС, сможет дойти пусть не до 11, а хотя бы до 9-го класса по общей программе и справиться с выпускными экзаменами.
В гимназии у дочери, на мой взгляд, детей готовят к сдаче ЕГЭ уже с пятого класса: очень много похожих на ЕГЭ по типу работ, направленных на проверку знаний, строго оговоренный объем сочинений по разным предметам, определённые логические и речевые схемы для выражения своего мнения по разным вопросам. Повлияло ли это на снижение уровня образования дочери? Точно нет. Я не знаю, что там будет с ЕГЭ, но ОГЭ, например, по информатике она уже сейчас решает на отлично, выполняя все задания, хотя ОГЭ ей сдавать только через два года. С физикой такого результата не получается, но ведь и программа ещё не освоена - восьмой-девятый классы ещё впереди. По другим предметам не пробовали. Я уверена, что она сдаст и ОГЭ, и ЕГЭ на высокие баллы. И я не хочу, чтобы снова вводили ту систему, по которой "любимчики" и "блат" будут играть ключевое место при распределении бюджетных мест в вузах.
Среднему сыну сдача ЕГЭ, думаю, не грозит. Я думаю, что после девятого класса разумнее пойти в колледж. Хотя время покажет. А вот мой младший сын тоже сдаст экзамен, если будет готовиться. Отмена ЕГЭ сейчас лишит его в будущем возможности сдать экзамены один раз и использовать этот результат для поступления в вуз.
В общем: соглашусь с Музаевым. Есть школьники и родители, которые выступают против отмены ЕГЭ. При этом ЕГЭ нуждается в доработке. Тем же, кому сложно сдать этот экзамен, пожалуй, нужно выстраивать свою образовательную траекторию в соответствии с имеющимися возможностями. Колледж после девятого класса, действительно, является хорошим вариантом для тех, кому тяжело учиться.
А вы как считаете? Где нужно ставить запятую в предложении "ЕГЭ отменить нельзя оставить"?