Наивный фильм, после которого появилась знаменитая кинопара

450 прочитали

Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков впервые встретились на пробах к мелодраме «Возле этих окон…» (1974) и очень не понравились друг другу.

Наталья немного опоздала, из-за чего нервничала, а Евгений уже заждался партнёршу и злился на девушку. В итоге пробы едва не обернулись скандалом: Жариков, тогда уже настоящий любимец зрителей, наотрез отказался сниматься

с Натальей Гвоздиковой, тоже, впрочем, актрисой уже запомнившейся. Но режиссёр Хасан Бакаев, попробовав на роль других претенденток, всё же выбрал Гвоздикову, поэтому Евгению Жарикову пришлось смириться. Во время съёмок взаимная неприязнь постепенно сошла на нет, мало того, актёры начали симпатизировать друг другу, а потом у них завязался роман. Роман, продлившийся несколько десятилетий.

Кадр из фильма «Возле этих окон…»
Кадр из фильма «Возле этих окон…»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Фильм «Возле этих окон…» поставлен по повести Лазаря Карелина «Микрорайон». Писатель впервые опубликовал её в 1962 году.

«Микрорайон» напечатали в двух номерах журнала «Юность», и тогда повесть имела пометку — «первая часть романа».

Однако продолжения так и не случилось, через несколько лет Лазарь Карелин выпустил сборник, где повесть уже была самостоятельным произведением, не предполагающим продолжения. Зато спустя 12 лет он писатель переработал повесть в сценарий, и снимать по нему картину поручили режиссёру Хасану Бакаеву, который в кино работал уже больше десяти лет, но лишь впервые получил возможность создать собственный полнометражный художественный фильм.

Сразу стоит сказать, что Лазарь Карелин кое-что изменил в повести, когда писал сценарий. Действие перенесено из шестидесятых в семидесятые, и если в повести речь идёт о некоем безликом микрорайоне, который мог бы существовать в любом городе, то в фильме зритель увидел Москву и микрорайон, который уже совсем скоро прославит Эльдар Рязанов в «Иронии судьбы»: невозможно не узнать в кадре многоэтажки на юго-западе Москвы. Кроме того, главный герой Миша Анохин, киномеханик, в книге неприметный очкарик с обычной внешностью, носящий старый потрёпанный костюм. Работа Миши непроста, в крошечной операторской постоянно жарко, досаждает запах перегретого металла киноаппарата и плёнки.

Кадр из фильма. Евгений Жариков в роли Миши Анохина
Кадр из фильма. Евгений Жариков в роли Миши Анохина

В кадре Миша — статный красавец, а операторская — современное помещение, где работать очень комфортно. Книжная Нина Лагутина — вчерашняя выпускница, запуганный скромный подросток, в кино — красивая эффектная взрослая девушка. Женька Князев, по книге — уголовник и шпана, инфернальный тип, выросший в подворотне, в фильме расцвел в шикарного обходительного мужчину.

Ну а сейчас немного о собственно сюжете. Итак, киномеханик Миша Анохин в свободное от работы время занимается агитаторством и ходит по квартирам. В одной из квартир его встречает девушка Нина Лагутина, настороженная и немного странная. Когда к ней приходит гость Женя Князев, она просит Мишу назваться её бывшим одноклассником, и это добавляет интриги. А ещё у Жени есть помощник на работе — молодой парень Витька. И этот Витька вдруг заявляет, что хочет уйти, его, мол, позвал некий знакомый шить кепки, и это дело прибыльное. Заодно выясняется, что

Нина Лагутина — сотрудница ателье и там же работает женя Князев. И постепенно становится понятно, что он и есть тот самый знакомый Витьки.

Но кепки шьют не в ателье, а в подпольном цехе, который давно организовал Князев. С Ниной его связывает прочная связь: когда-то в этом цехе работала её мать (сейчас её нет в живых), а сам Женя любит Нину и предлагает замужество. Но Миша Анохин, кое о чём догадывающийся, мешает его по планам и относительно Нины, и относительно завербованного Витьки.

Кадр из фильма. Наталья Гвоздикова
Кадр из фильма. Наталья Гвоздикова

Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков получили главные роли — Нины и Миши. Несмотря на то, что по сюжету их герои подружились, но не стали парой, в жизни актёры сблизились куда сильнее и в следующем году стали супругами. А вот роль подпольного дельца Князева неожиданно для всех режиссёр отдал Владимиру Гусеву, которого в отрицательных ролях можно увидеть крайне редко. Актёр с дебютной работы в драме «Человек родился» (1956) обрёл амплуа романтического героя, доброго безобидного парня, на которого можно положиться, так что роль Князева — это определённого рода прорыв в карьере артиста.

Кадр из фильма. Владимир Гусев
Кадр из фильма. Владимир Гусев

Роль немного беспутного, но вернувшегося-таки на правильный путь Витьки сыграл Николай Денисов, в роли его возлюбленной Анна Ильина,

Кадр из фильма. Николай Денисов
Кадр из фильма. Николай Денисов

а библиотекаря Реню, коллегу Миши по агитаторской деятельности и явно к нему неравнодушную, сыграла Алёна Чухрай.

Кадр из фильма. Алёна Чухрай
Кадр из фильма. Алёна Чухрай

Звучную и хорошо известную в киномире фамилию артистка получила от мужа Павла Чухрая, но, впрочем, и девичья её фамилия не менее известна: Алёна — дочь режиссёра Юрия Егорова, создателя фильмов, входящих в золотой фонд отечественного кино.

Кадр из фильма. Евгений Жариков и Николай Мерзликин
Кадр из фильма. Евгений Жариков и Николай Мерзликин

В других ролях Инна Выходцева, Инга Будкевич, Николай Мерзликин, Николай Граббе, Феликс Яворский, а хулиганов-приятелей Князева, устроивших жёсткую разборку с Мишей, колоритно сыграли Вадим Захарченко и Герман Качин.

В совсем крошечных эпизодах можно заметить плеяду именитых исполнителей: Валентину Ананьину, Надежду Самсонову, Марию Виноградову, Александру Денисову, Алексея Ванина, Виктора Уральского, Анатолия Ведёнкина. А если вы будете очень внимательны, то увидите 20-летнего Александра Абдулова, тогда безвестного студента, которому даже не досталось слов.

Кадр из фильма. Наталья Гвоздикова, Мария Виноградова, Александр Абдулов
Кадр из фильма. Наталья Гвоздикова, Мария Виноградова, Александр Абдулов

Снимали «Возле этих окон…» в Москве, операторскую работу Николая Немоляева потом назвали чуть ли не основным украшением фильма. В кадре и центр столицы, и спальные районы, прежде всего Тропарёво. Интересно, что и сейчас, спустя 40 лет после выхода ленты, район прекрасно узнаётся.

Зрительский приём был в целом тёплым, хотя картину сложно назвать выдающейся. Скорее, это фильм для однократного просмотра и легкой ностальгии по правильным, положительным героям, как Миша Анохин, готовый помочь каждому незнакомцу (хотя, признаться иной раз его правильность зашкаливает).

Критики упрекали и режиссёра, и самого Лазаря Карелина, автора повести и сценария, в приглаженности и лакированности сюжета: в кино герои стали более прямолинейными, сразу прочитываемыми, в них нет загадки и характеры сразу ясны, тогда как в книге все они были куда менее однозначными и более сложными, потому и более интересными.
Кадр из фильма. Владимир Гусев. Его преступный герой безнадёжно влюблён и страдает, наблюдая, как любимая развлекается с другим
Кадр из фильма. Владимир Гусев. Его преступный герой безнадёжно влюблён и страдает, наблюдая, как любимая развлекается с другим

В финале вопрос к взрослым читателям. Что за агитацию вёл Миша Анохин? Насколько я знаю, на выборах альтернатив не было за отсутствием вторых-третьих кандидатов. Или нет?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков впервые встретились на пробах к мелодраме «Возле этих окон…» (1974) и очень не понравились друг другу.-10

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: