Азия — транспорт и путешествия. Оглавление
В предыдущей части были осмотрены верхние станции канатной дороги, поднимающей путников в вершины Тянь-Шаня, некоторые достопримечательности Алма-Аты и станция Алматы-II, а на видео прохода по машинному отделению электровоза KZ4AT можно увидеть этот вокзал ночью. Но вот под покровом ночи пассажиры ложатся спать, чтобы проснуться где?..
Да, поутру поезд окажется именно там, но по Караганде мы пройдёмся чуть позже, а пока – в столицу, в Астану. Мне известно много примеров, когда один город является столицей номинальной, а фактическая столица – центр жизни – совсем в другом городе. В важнейшем для России Ханты-Мансийском АО такие роли между собой разобрали Ханты-Мансийск и Сургут – в первом кроме культурных объектов и 130 тысяч населения ничего нет, а в Сургуте и 400 тысяч человек, и промышленность, и дороги, всё.
А в Казахстане столицей назначили бывший Целиноград, назвав его Астаной, отстроили дома, заселили их людьми, но даже сами жители 1,3-миллионной столицы считают столицей 2,2-миллионную древнюю Алма-Ату. Там лучше климат, куда интереснее природа, есть даже солидный признак столицы – метрополитен, причём не доставшийся в наследство от СССР, а открытый уже при Назарбаеве.
А молодая столица пока производит впечатление города из компьютерной игры. Сходим с поезда и смотрим? В кадр сразу попадает относительно свежий – 2018 года выпуска – тепловоз ТЭ33АС депо Астана:
До этого момента я думал, что АСки шли только на экспорт (их покупали, если память не изменяет, Молдавия, Монголия, 404, Азербайджан), а на дороги Казахстана поступали простые ТЭ33А. А вот – на родине оставались тоже, причём очень много, и фотографий большинства из них в Сети нет. Чуть поодаль от вокзала, возле депо, стоят доблестные советские ВЛ80С – как государственной компании «КТЖ», зелёные, так и частные красные:
Принадлежат они углевозной компании Dar Rail. В самом депо нашлось много интересного, в частности, половинка ВЛ80 – ВЛ40М:
А что в городе? На привокзальной нас встречают электробусы класса «колбаса», она же «гармошка»:
Модель Yutong ZK6180BEVG. Вид сзади:
Он повезёт вас через свежевыстроенные кварталы:
Не знаю, кому как, а мне живо напомнило тот же Сургут. А что расстроило – неудобная схема оплаты проезда, наличные не принимаются вообще, карты тоже, там какая-то своя схема оплаты, которую я уже забыл. В итоге те два раза, что я пользовался общественным транспортом, проезд так и не оплатил.
Конституционный суд республики Казахстан:
Через Астану течёт великая степная река Ишим, возле Президентского центра – набережная, на заднем плане – мост Арыс и стеклянный концертный зал имени Розы Баглановой:
В степном Казахстане реки наперечёт. Ишим, Чу, Или... Ишим, он же Есиль, дал название нескольким городам и посёлкам, а по Или даже назван хребет Заилийский Алатау, у подножия которого стоит Алма-Ата. Ишим делает внушительную петлю, протекает через знаменитый Петропавловск – единственный город Казахстана, в котором стояли на поезде многие россияне, и впадает в Иртыш под Тобольском.
Подумать только, спустив на воду плот в Астане, можно оказаться в Обской губе, в Северном Ледовитом океане... Нет, не можно – за Питером поймаете пулю от погранвойск.
Во дворе неподалёку – лабиринт. На дворе не зима, поэтому изобразить героя Чака Палагнюка не вышло, но заблудиться попробовать можно:
А выйдя, можно вскоре попасть на площадь между Министерством обороны и Департаментом многостороннего сотрудничества, над ней возвышается Байтерек:
Ну вот любят в Азии всё алтын – золотое, а ещё ценят Жибек жолы – Шёлковый путь, этими названиями пестрит любой город.
Вид с вершины Байтерека на запад, на ТРЦ Хан Шатыр:
И на восток, на президентскую резиденцию Акорда:
Увы, освещение не продумано, стёкла отсвечивают и не дают ночью парить над городом...
Байтерек (в вольном переводе – древо жизни) символизирует новую эру в истории страны – перенос центра в Астану, под куполом установлен глобус с подписями лидеров 17 религий мира:
Надпись можно перевести как "Казахстан – страна мира и благословения".
Круглая площадь недалеко от Шатра Хана:
А вот в рыгаловке по имени «Центр лагмана и плова» у Байтерека произошло то, что основательно омрачило пребывание в столице. Что здесь не так?
А то, что чай с лимоном заявлен за 200 тенге (порядка 40 рублей), а продали отдельно чай за 150 и к нему отдельно лимон за 300. На вопрос, как так, официант ответил гениально – "ну вот потому что у нас вот так вот". Ага, ждите снова, разбежался. Я думал, такой бизнес ушёл в прошлое с 90-ми, а он ещё жив. Естественно, ночью в чужой стране возмущаться было чревато, поэтому ограничился одной звездой на Яндекс.Картах.
А вот ассортимент в магазине порадовал – попались трубочки от шоколадного Пэци, жив ещё, курилка:
Подводя итог: чувствуется старание первого президента и власти в целом, но городу и отдельным объектам пока не хватает легендарности. Как сказал один из моих попутчиков, полковник МВД РК в отставке, Астана – это просто дома.
По какому-нибудь областному Брянску бродить интереснее – это и город-герой, и промышленный центр, и просто довольно старый город. Астане этот путь ещё предстоит пройти.
Напоследок – недавно закупленный в России электропоезд ЭД9Э:
Кажется, я скоро напишу заключительную 8-ю часть повествования о российской локомотивной промышленности – о моторвагонном ПС:
На моторвагонной технике я никогда не работал, поэтому и писать о ней мне сложнее. Пока же – очередное видео о вертолётах, на сей раз о маслосистеме, небольшой ролик о светофорных излишествах, статья-воспоминание о недавно списанном ВЛ10-735...
А на дворе лето, уже почти наполовину прошедшее. Ловим момент, блогерствовать потом будем!
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—