Чак Берри - имя, которое неразрывно связано с зарождением рок-н-ролла. Его фирменные гитарные риффы, заразительная энергия и тексты о жизни подростков, машинах и танцах определили звучание целой эпохи и вдохновили поколения музыкантов.
Вы когда-нибудь слушали песню и думали, что она точно должна быть написана Чаком Берри, хотя это и не так? Таких песен очень много.
The Beach Boys - Surfin’ USA (1963)
«Я подумал: «А что, если попробовать положить текст про сёрфинг на мелодию Sweet Little Sixteen?» — вспоминал Брайан Уилсон. Несмотря на такое явное заимствование, хит 1963 года Surfin’ USA приписывался только Уилсону, хотя три года спустя имя Берри все же появилось в скобках.
Bob Dylan - Subterranean Homesick Blues (1965)
Эта песня — жемчужина альбома 1965 года Bringing It All Back Home. Ее стремительный ритм и хлесткие рифмы уходят корнями в дерзкое творчество Берри десятилетней давности. Дилан и не отрицал влияния: «Это от Чака Берри — немного от Too Much Monkey Business — и немного от джазовых песен сороковых».
The Yardbirds - Jeff’s Boogie (1966)
Этот инструментал, демонстрирующий мастерство Бека, по сути является Guitar Boogie Берри, сыгранной быстрее и украшенной эффектными флажолетами. Эта композиция стала украшением альбома 1966 года Roger The Engineer.
The Beatles - Back In The U.S.S.R. (1968)
Даже в свой самый авангардный период The Beatles не устояли перед обаянием классики вступительной композиции Белого альбома, отдав дань уважения человеку, которого Леннон считал воплощением рок-н-ролла. На это намекают и энергичный куплет, и название, обыгрывающее Back In The USA самого Берри. Текст Маккартни, возможно, и променял девчонок в носочках на дочерей московских фермеров, но вдохновение очевидно.
Mott The Hoople - Walkin’ With A Mountain (1970)
Появление Берри на Radio Luxembourg стало громом среди ясного неба для юного Иэна Хантера, и лидер Mott the Hoople подхватил эстафету в этой шумной оде девушкам, поездам и топографии. Эта песня, ставшая одной из самых прямолинейных работ Хантера на альбоме 1970 года Mad Shadows, полюбилась фанатам.
T.Rex - Get It On (1971)
Get It On с ее ритмом в стиле шаффл и вампирическими аккордами стала данью уважения Марка Болана песне Little Queenie. Дослушайте до конца, и вы услышите, как в его прощальной фразе дословно цитируется оригинал: «And meanwhile, I’m still thinking…». Queenie Берри едва засветилась в чартах США, а трибьют его последователя занял первое место в Великобритании и десятое в США.
The Rolling Stones - Rip This Joint (1972)
The Stones на заре своей карьеры разбавляли свои выступления каверами на Чака Берри, включая Carol и You Can’t Catch Me, и это влияние прослеживается и в оригинальных песнях Джаггера и Ричардса. Эту стремительную композицию с Exile называют «Чаком Берри на амфетаминах». А учитывая, что она была записана в разгар безудержного веселья в Нелькоте, амфетамины, вероятно, были лишь началом.
David Bowie - The Jean Genie (1972)
Даже Боуи не смог устоять перед земными удовольствиями Берри, ускорив в 1973 году Around And Around (переименованную в Round And Round). В Jean Genie влияние очевидно во вступительном кричащем дабл-стопе Мика Ронсона: он вторит звону железнодорожного переезда, открывающему No Particular Place To Go.
Deep Purple - Highway Star (1972)
Автомобильная эротика Берри легла в основу этого хита с Machine Head, который пульсирует скоростью и выплевывает строки («Никто не получит мою девочку / Она остается рядом на каждом повороте»), которые наверняка понравились бы великому автору. «Я достаточно часто говорил, — отмечает Роджер Гловер, — что вся конструкция рок-н-ролла держится на двух столпах: Литтл Ричарде и Чаке Берри».
The Rolling Stones - Star Star (1973)
Пока Джаггер перечисляет победы серийной фанатки, которая делает «минет Стиву МакКуину» и содержит свою «киску в чистоте», Ричардс растапливает котельную, используя, пожалуй, самый откровенный рифф Берри в своей карьере. В частности, трелевое вступление настолько похоже на Johnny B Goode, что его можно считать сэмплом.
AC/DC - Rocker (1975)
Ангус Янг позаимствовал утиную походку Берри, а AC/DC усилили его звучание на выпущенном только в Австралии альбоме 1975 года T.N.T., сняв шляпу перед Rocker (и перепев School Days). Позже эта мелодия вошла в международный релиз Dirty Deeds Done Dirt Cheap — и это влияние осталось основой звучания братьев Янг.
Queen - Now I’m Here (1975)
«Да, я сразу признаюсь, — написал Брайан Мэй на своем веб-сайте после смерти Берри. — В моей игре в коде Now I’m Here есть очень намеренная прямая цитата, за которой следует еще один кивок — вставленный припев «Go go go little Queenie…»
Dr Feelgood - All Through The City (1975)
Еще до зарождения британского панк-движения Feelgood соединили точки в этой дерзкой песне, ставшей хитом альбома 1975 года Down By The Jetty. «Когда я впервые услышал Чака Берри, это было так захватывающе и загадочно, — говорит гитарист Уилко Джонсон. — Я подумал: «Эта музыка мне всегда будет нравиться». И я был прав».
Ramones - Rockaway Beach (1977)
В интервью Jet Lag в 1980 году Берри отметил преемственность между своими новаторскими синглами и творчеством Ramones («Эти ребята напоминают мне меня самого»). Эта песня с Rocket To Russia была написана по его лекалам, с текстом, ориентированным на подростков, о том, как поймать машину до легендарного места для серфинга, — текст, который мог бы написать сам Берри.
Sex Pistols - God Save The Queen (1977)
Басист Pistols Глен Мэтлок вспоминал, что ключевыми ингредиентами были Боуи и The Move, но Берри справедливо услышал в этой песне и себя — классическую рок-н-ролльную структуру и подстрекательский слайд-рифф на верхних ладах, с которого начинается песня. «Гитарная работа и развитие темы как у меня, — фыркал Берри, рецензируя пачку панк-синглов для одного журнала. — Хороший ритм. Не могу разобрать большую часть вокала…»
Rod Stewart - Hot Legs (1978)
Стюарт был одним из первых, кто написал в Твиттере, когда умер Берри («Он вдохновлял нас всех. Первым альбомом, который я купил, был Live At The Tivoli, и после этого я уже не был прежним»). По правде говоря, он на протяжении десятилетий отдавал ему едва прикрытые дань уважения, и не в последнюю очередь в пронзительных струнных перегибах этого похотливого сольного хита.
Motörhead - Ace Of Spades (1980)
Когда 13-летний Лемми услышал Sweet Little Sixteen Берри, это произвело на него неизгладимое впечатление. В этом образце прото-трэша визитные карточки Берри были пропитаны бензином и бурбоном, но дабл-стоп Лемми — несомненно, дань уважения.
Johnny Thunders - Too Much Junkie Business (1983)
Too Much Monkey Business Берри дала старт тысяче культурных начинаний; ее перепевали The Beatles, Yardbirds и Kinks; ее использовал Дилан; на нее ссылался Джонни Сандерс в своем сборнике 1983 года с одноименным названием. Записанная вживую без единого намека на лоск, гитарная работа — это чистый драйв в стиле Чака, а текст — чистейший ужас.
Gary Clark Jr. - Travis County (2012)
«Это одна из первых песен, которые я, можно сказать, «написал», — сказал блюзмен Кларк в интервью Rolling Stone. — Но это прямое следствие прослушивания Чака Берри. Я просто говорил правду: без него это было бы невозможно. Это относится ко многим музыкальным произведениям».