История хаотичного прибытия AC/DC в Великобританию, рассказанная в книге Джеффа Аптера "AC/DC 1973-1980: Годы Бона Скотта"
Эта книга повествует о начале головокружительной карьеры группы, ещё до того, как альбом "Back In Black" катапультировал их в стратосферу рок-н-ролла. Мы предлагаем вам окунуться в водоворот событий первых недель AC/DC в Лондоне, куда они прибыли 1 апреля 1976 года прямиком из Сиднея.
"Мы не хотим создавать впечатление, будто мы рады уехать из Австралии в поисках лучшей доли", — заверял тогдашний менеджер группы Майкл Браунинг в интервью журналу Rock Australia Magazine. "AC/DC — австралийская группа, и, насколько мы можем судить, они хотят остаться на родине".
4 апреля 1976 года: хит-парад Великобритании возглавляет Brotherhood Of Man с песней "Save Your Kisses For Me". За ними следуют ABBA с "Fernando" и Билли Оушен с "Love Really Hurts Without You". Накануне вечером Sex Pistols взорвали зал Nashville Rooms в Лондоне. Примерно в это же время фронтмен Джонни Роттен заявляет в интервью журналу Sounds: "Я ненавижу хиппи и то, что они из себя представляют. Я ненавижу длинные волосы. Я ненавижу пабные группы. Я хочу, чтобы люди увидели нас и начали что-то делать, иначе я просто трачу время". AC/DC оказываются на музыкальном минном поле.
Вскоре после прибытия в Лондон Бон Скотт спокойно выпивает в пабе Finchley, который он часто посещал во время гастролей с группой Fraternity. Не успел он удобно устроиться на своем любимом месте, как ему в лицо летит пивная кружка. Он возвращается в гостиницу с вывихнутой челюстью и несколькими выбитыми зубами, клянясь (насколько это возможно с такой травмой), что стал жертвой случайной потасовки. "Это была даже не моя драка", — настаивает он.
На новые зубы для Бона уходит 2000 долларов из скудной кассы группы. Не самое удачное начало британского вторжения.
23 апреля: AC/DC просидели без дела несколько недель после смерти Пола Коссоффа и отмены тура Back Street Crawler. Наконец, когда Скотт обзавелся новыми зубами, группа дебютирует в Великобритании в неприметном пабе Red Cow в Хаммерсмите, недалеко от их квартиры на Инвернесс Террас, 49. Им предстоит сыграть два сета за гонорар в 35 фунтов стерлингов. Надпись на вывеске гласит: "AC/DC - из Австралии!". До этого здесь выступали Ian Dury & The Blockheads и паб-рокеры Bees Make Honey.
Малкольм Доум, побывавший на том концерте, так описывает место действия в журнале Classic Rock: "Red Cow был простым вест-лондонским пабом с концертной площадкой, известным своей поддержкой молодых групп. Действие происходило в задней части паба, в крошечной душной комнатке с официальной вместимостью 250 человек и туалетами, которые постоянно находились в ужасном состоянии из-за того, что люди лезли в окна, чтобы не платить за вход".
Прибыв в Red Cow, группа обнаруживает почти пустой зал — главная звезда вечера, Патти Смит, выступает на другом конце города — и двух злобных доберманов, принадлежащих хозяину паба, которые норовят цапнуть музыкантов, пока те устанавливают аппаратуру. Но, несмотря ни на что, с первых аккордов "Live Wire" они играют так, будто перед ними не тридцать человек, а тридцать тысяч. Ангус даже падает на пол и исполняет свой коронный номер "умирающий жук" во время "Baby, Please Don’t Go".
Во время перерыва немногочисленные зрители исчезают, и группа уже начинает думать, что доигрывать придется для самих себя. На самом деле, те, кто видел первый сет, бросились к телефонам, чтобы рассказать друзьям о AC/DC и велеть им немедленно мчаться в Red Cow. К началу второго сета зал набит битком. Среди зрителей оказывается и Сильвер Смит, с которой у Бона Скотта был роман в 1971 году. В ту ночь они уходят вместе.
Видя, что народу собралось куда больше, Ангус решает выложиться по полной. В разгар одного из своих соло он выбегает из паба на Хаммерсмит-роуд, а за ним мчится помощник с гитарой, пока остальные продолжают играть.
Когда этот ставший легендарным концерт заканчивается, Ричард Гриффитс, букинг-агент AC/DC из Headline Artists, подходит к группе, качая головой в изумлении.
"Это", — выдыхает он, "было самое громкое и злобное, что я когда-либо слышал в своей жизни".
Вскоре после этого басист Эванс встречает в Red Cow парня-австралийца.
"Ты знаешь, что здесь играют AC/DC?" — спрашивает тот озадаченного басиста.
"Да, мы тут даем концерты. Меня зовут Марк Эванс".
"Вот это совпадение", — отвечает тот. "Меня тоже зовут Марк Эванс, и я играю на басу в AC/DC".
Лже-Эванс объясняет, что эта фраза безотказно действует на девушек.
"Зря ты это мне сказал, приятель", — отвечает настоящий Марк Эванс.
24 апреля: Группа отправляется в Эдинбург, чтобы выступить в студенческом городке Сайзхилл. Обычно студенческий союз может позволить себе платить группам только пятнадцать фунтов, но, услышав австралийские записи AC/DC, они соглашаются увеличить гонорар до 50 фунтов стерлингов. Цены на билеты соответственно поднимают с 50 до 75 пенсов. На концерт приходят сто пятьдесят человек.
26 апреля: AC/DC дают бесплатный концерт в Nashville Rooms в Лондоне под названием "Antipodean Punk Extravaganza". На этот раз собирается около шестидесяти фанатов. Тремя неделями ранее на этой же площадке выступали Sex Pistols, а также другие актуальные команды, такие как The Stranglers и The 101ers с Джо Страммером — те самые группы, с которыми AC/DC упорно не хотят иметь ничего общего.
На разогреве у AC/DC в Nashville выступает группа Captain Video. Их менеджер Брайан Тейлор стоит за микшерным пультом, когда Малкольм Янг с яростью бьет по струнам, и группа врывается в "Live Wire".
"С этого момента", — напишет он позже об этом опыте, "я был на другой планете. Это была чистая энергия: громкая, гордая, живая".
Кэролайн Кун пишет рецензию на концерт в Nashville Rooms для Melody Maker. В отличие от других журналистов того времени, она не поддается желанию раскритиковать австралийских рокеров. Да, она упоминает "деревенщин" и "мачо-барменов", но тут же добавляет, что ни один из этих ярлыков не подходит AC/DC. По ее мнению, секретное оружие группы — их юный гитарист.
"По сути", — пишет она, "AC/DC не предлагают ничего нового. Разъезжающаяся поза Малкольма Янга (ритм-гитара), Фила Радда (ударные) и Марка Эванса (бас), их выцветший джинсы и пропитанные потом футболки — знакомая картина на рок-н-ролльной арене… Но что делает их группой, которую стоит увидеть и услышать, так это необыкновенные, виртуозные выходки соло-гитариста, шестнадцатилетнего Ангуса Янга. Остальные участники группы служат для него прекрасным фоном, в то время как он выдаёт невиданное со времен Квазимодо представление о сгорбленном школьнике в экстазе музицирования. (Он даже носит соответствующий костюмчик и сумку через плечо)".
30 апреля выходит международная версия альбома "High Voltage" на лейбле Atco Records. Из всех журналистов только Джефф Бартон из Classic Rock (в то время писавший для Sounds) оставил положительный отзыв, назвав группу "глотком свежего воздуха среди чрезмерно серьёзных групп нашего времени. Если когда-либо и существовала группа, созданная для хорошего времяпрепровождения, то это она".