Найти тему
Варвар в саду

"Головоломка" и "Головоломка 2": печаль моя светла

В средние века бытовало представление о борьбе добродетелей и пороков в душе человека, в Новое время - о конфликте разума и чувств. Начало XXI века предлагает иную картину: человеком управляют эмоции, причём среди них нет хороших и плохих, и вообще секрет счастливой жизни - в их гармонии и слаженной работе.

Из девяти основных эмоций - действующих лиц в "Головоломке 2" - Гнев (Anger) и Зависть (Envy) вообще традиционно входили в число семи смертных грехов, да и Печаль (Sadness) с Хандрой (Ennui) очень похожи на греховные Уныние и Лень. Строго говоря, одна только Радость (Joy) - безупречно "хорошая". Но времена меняются, и современная популярная психология убеждает нас в ценности каждой эмоции и в целом учит быть с собой менее строгими, а пространство анимационного фильма даёт прекрасную площадку для концептуального и изобретательного отображения этих идей.

Утешительная весть, которую несла первая "Головоломка" (2015), а вслед за ней и вторая, - в нас нет ничего плохого. Вот вообще нет. Мы совершаем что-то плохое в результате несогласованности наших эмоций. Есть в этом что-то от античных представлений о единстве этики и эстетики, о том, что дурное - это нарушение гармонии, красоты.

Интересным образом в эту же концепцию вплетаются и популярные представления о манипулятивности окружающего мира (тут и всяческая глобальная конспирология, и рефлексии о бытовых манипуляциях и прочем абьюзе). Ведь в мире "Головоломки" эмоции управляют человеком буквально, стоя за пультом (и споря между собой, и мешая друг другу), нажимая на кнопочки, и человек, как марионетка (а точнее, как робот), выполняет "команды" своих эмоций.

Даже когда это делает Радость, выглядит жутковато, а уж если за дело берётся Тревожность (Anxiety)!..

-2

Как и положено манипуляторам, они делают это из лучших побуждений, само собой, и из любви к девочке Райли, в голове которой сидят. Но на них же можно и переложить ответственность за свои поступки, забывая о том, что они - это я и есть. Само одушевление эмоций в мультфильме подталкивает к этой "спасительной" мысли.

Можно отметить ещё абсолютно секулярный подход - ничего похожего на душу в "Головоломке", кажется, нет. Вспомним, что и другой оскароносный мультфильм Пита Доктера "Душа" (Soul, 2020) предлагал мир "без гипотезы Бога", хотя души там и присутствовали, как видно из названия. Вполне в духе времени. Кстати, "Душа" (о ней в этом блоге есть большой подробный пост) - на мой вкус, гораздо более взрослый и глубокий мульт, хотя и в "Головоломке" есть интересные находки.

А самое, пожалуй, примечательное в обеих "Головоломках" - то, что они дают редкий зрительский опыт. Мы видим то, что происходит с Райли, одновременно на двух уровнях - "внешнем", так, как мы обычно видим других людей, и "внутреннем", все эти перипетии в её сознании, памяти, чувствах, причём на этом "внутреннем" уровне всё одушевлено едва ли не больше, чем на "внешнем". Вот он, принцип дополнительности в действии (о нём подробнее вот в этом посте было, и в других тоже он регулярно упоминается). Кстати, и сам Пит Доктер (он автор идеи и режиссёр первой "Головоломки") говорил, что это была для него крайне сложная задача - рассказать такую двойную историю. Но и зрителю приходится проделывать эту сложную работу, постоянно "переводя" в уме те визуализации "внутренних" явлений и процессов, которые он видит - шары воспоминаний, долговременная память, забвение, воображение, убеждения, поток сознания и много чего ещё, а также взаимодействие персонажей-эмоций со всем этим.

В каком-то смысле это, вероятно, близко к тому, как несколько веков назад воспринимались картины или литературные сочинения на аллегорические сюжеты. Это ведь могло быть и родом интеллектуальной игры. Может, поэтому русский перевод названия - "Головоломка" - довольно удачен. Он добавляет тот смысловой оттенок, которого нет в оригинальном названии "Inside Out" (буквально - вывернутый наизнанку, наружу).

Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. XIV век. Фрагмент
Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. XIV век. Фрагмент
Пит Доктер и мастерская. Аллегория доброго управления собой. XXI век
Пит Доктер и мастерская. Аллегория доброго управления собой. XXI век

Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив свой лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.

Можете подписаться также на телеграм-канал автора.

Что ещё интересного в этом блоге: