Мы живем в эпоху информации, и грамотное оперирование ею позволяет развиваться, расти, достигать и прогрессировать. Чтобы понять, как преуспеть в этом, следует разобраться в простых операциях, связанных с самой информацией. В частности, со структурированием и систематизацией.
Что такое систематизация
Если элементы информации распределены по признакам родства и сходства, то есть классифицированы и типизированы, значит, они систематизированы. Для мозга человека систематизация – естественный и частый процесс. Воспринимая информацию, обрабатывая ее, запоминая, преобразуя, он ее же систематизирует. Когда говорят фразу «разложил по полочкам», это и имеют в виду.
Чтобы целостно охватить объект изучения, его нужно систематизировать. И у этого процесса несколько функций.
Что дает систематизация:
- улучшает понимание информации – помогает упорядочить данные так, чтобы они стали доступнее, яснее;
- увеличивает эффективность данных/сведений – систематизированная информация используется более продуктивно и находится быстрее;
- создает связи – различные элементы и концепции уже не выглядят разрозненными, они обретают связи, что также улучшает понимание и запоминание;
- сокращает информационный шум – так можно отфильтровать лишнее, убрать информацию не первостепенной важности.
Систематизация – это общее название. Под ней понимаются разные формы обработки информации.
Как можно систематизировать
Первый пример – иерархическая структура. Информация в таком виде систематизируется поуровнево. В информатике это легко увидеть через дерево файлов или папок.
Как еще систематизируют данные:
- По спискам и категориям. Информация оптимизируется за счет более грамотного перечисления.
- В виде табличной организации. Таблицы-сетки, состоящие из столбцов и строк, помогают организовать данные, создать целые базы данных.
- По схемам и диаграммам. Информация визуализируется и дает наглядное представление сложных концепций. Так и воспринимать ее легче, и подвергать анализу.
Без систематизации ориентироваться в огромном количестве данных, в которых живет современный человек, было бы слишком сложно. Она помогает эффективнее работать с ними, быстрее и качественнее их понимать и использовать.
Что такое структурирование
Систематизация и структурирование – очень близкие, родственные понятия. Но если к первому более подойдет слово «сортировка», ко второму ближе понятие «иерархии». Структурирование тоже занимается организацией данных, но это последовательность, иерархическая связь, выделение главного и дополнительного.
Вполне можно объединять эти понятия, использовать их для решения общей задачи. Внутри большой иерархической схемы может оказаться конкретная классификация, то есть внутри структурирования будет и элемент систематизации. Если проводить параллель с теми же полочками, то структурирование – это уже не просто раскладывание по полочкам, это система полочек разных, маленьких и больших.
Зачем структурировать информацию
Цели почти те же, что и при систематизации: так можно облегчить понимание и восприятие информации, работу с ней, оперирование ей. Структурируя данные, человек помогает своему мозгу работать с ними, ведь сплошной текст всегда воспринимается хуже.
Структурирование дает понимание:
- главного и второстепенного;
- взаимосвязей между главным и второстепенным;
- сути иерархической последовательности.
В идеале информация должна быть и структурирована, и систематизирована. Это важно не только для лучшего понимания данных, сведений. В процессе обработки информации мозг уже с ней взаимодействует: запоминает, понимает, осмысливает, связывает с уже имеющимся опытом. Это новые нейронные связи, ответы на вопросы и интеллектуальное продвижение вперед.
Сходства и отличия двух процессов
Систематизация направляет нас к слову «система», то есть форме организации чего-либо. Структуризация – к слову «структура», то есть к внутреннему устройству чего-либо. Получается, что в этом и кроется главное отличие двух процессов: форма (внешнее) и устройство (внутреннее). Систематизация упорядочивает, организует, делит на внешние и понятные категории. Структуризация показывает, из чего состоит объект.
Главное о систематизации:
- она организует данные и факты в логическую и последовательную структуру;
- делит информацию на категории;
- устанавливает связи между элементами.
Систематизация классифицирует, определяет последовательность информации и показывает ее иерархическую взаимосвязь.
Главное о структуризации:
- она создает четкую и организованную систему данных и идей;
- упорядочивает разные элементы информации;
- указывает на связи между элементами.
Главный парадокс двух процессов: систематизация организует факты в структуру, а структуризация создает систему данных. Что еще раз подчеркивает теснейшую связь между двумя процессами.
Почему это так важно при обучении
Человек, который получает информацию в больших объемах с целью обучения, должен уметь с ней обращаться. Если он не делает этого, он просто не усвоит знания, которые во время обучения очень масштабированы.
Любой процесс обучения связан с обращением к мышлению человека, к его когнитивным процессам. Он связан со способностью воспринимать информацию, передавать ее и обрабатывать. Целые области психологии и педагогики связаны с оперированием информацией для лучшего ее понимания и осмысления. Например, разрабатываются курсы мнемотехник, которые помогают человеку эффективнее учиться.
И систематизация, и структуризация – этапы обработки информации. Умение систематизировать (классифицировать) является процессом, который с теории легко переходит в практическое применение.
Рассмотреть это можно на простых примерах. Убирая в доме, человек систематизирует порядок вещей в нем. Например, раскладывает разные виды круп по емкостям одного порядка. В итоге он имеет стройную систему баночек с крупами. Баночки отличаются только названиями. Это классификация. Если эти баночки стоят на отдельной полке, входящей в общую структуру полок, они становятся частью иерархии кухонной организации. Это уже структура.
Как ментальные карты учат структурировать
Работая с ментальными (интеллектуальными) картами, можно научиться оперированию данными. И делать это лучше с ранних лет, потому что ценность таких карт чрезвычайно велика.
Что надо сделать:
- взять тот материал, который предстоит структурировать (книгу, статью, учебник), лист бумаги, фломастеры, цветные ручки;
- в центре листа изобразить любой символ или картинку, которая отражала бы суть темы;
- от центрального символа-картинки к краю листа идут цепочки связей, которые отражают структуру информации (цепочки могут ветвиться на все более мелкие фрагменты).
Ментальная карта может заменить несколько листов стандартного конспекта. Она учит, прежде всего, структурировать данные, а внутри структуры – выстраивать системы. На таком относительно несложном упражнении можно понять, чем отличаются эти процессы, в чем их сходства, и как они помогают нам учиться.
Рады вам помочь! Связь с нами💌:
📩 WhatsApp: 89168535880
🌐 Сайт: DissHelp.ru 📧 info@disshelp.ru
☎️ 8-800-77-55-41
❤️ ❤️ ❤️ Disshelp - достойная поддержка ❤️ ❤️ ❤️