«Родительские установки» — это представления и убеждения родителей о том, как «правильно жить», а также их ожидания относительно поведения и развития ребёнка. Эти установки могут быть как позитивными, так и негативными. Они влияют на формирование личности ребёнка, его самооценку, отношения с окружающими и выбор жизненного пути.
Позитивные родительские установки способствуют развитию самостоятельности, уверенности в себе, ответственности и других положительных качеств у ребёнка. Они включают в себя поддержку, любовь, уважение к мнению ребёнка и предоставление ему свободы выбора. Такие установки помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, любимым и нужным, что способствует его гармоничному развитию.
Негативные родительские установки, напротив, могут привести к формированию у ребёнка неуверенности в себе, низкой самооценки, зависимости от чужого мнения и неспособности принимать решения. Критика, сравнение с другими детьми, чрезмерный контроль, недоверие и другие формы негативного воздействия на ребёнка — все это приводит к тому, что взрослый человек, следуя этим установкам, действует во вред себе.
Родительские установки формируются под влиянием многих факторов, включая собственный опыт родителей, их ценности и убеждения, а также культурные и социальные нормы. Однако родители могут осознанно работать над своими установками, чтобы создать для своих детей благоприятную среду для развития и роста. Это может включать в себя изучение методов позитивного воспитания, общение с психологами и педагогами, анализ собственного поведения и реакций на поведение ребёнка и своевременная психотерапия.
Какие негативные установки наиболее вредны?
Некоторые из наиболее распространенных негативных родительских установок включают в себя:
- Неприятие:
Родители могут не принимать своих детей такими, какие они есть, и это может привести к чувству неполноценности и низкой самооценке.
- Критику:
Родители могут критиковать своих детей за малейшие ошибки, что может привести к низкой самооценке и неуверенности в себе.
- Запреты:
Родители могут запрещать своим детям делать то, что они хотят, что может вызвать чувство беспомощности и неудовлетворенности.
- Сравнение:
Родители могут сравнивать своих детей с другими, что может вызывать чувство неполноценности и неуверенности.
- Жесткость:
Родители могут быть жесткими и требовательными к своим детям, что может приводить к стрессу и проблемам в отношениях с ними.
- Непоследовательность:
Родители могут противоречить сами себе, что может создавать хаос и дезориентацию у детей.
Негативные родительские установки оказывают значительное влияние на взрослую жизнь. В будущем они могут привести к низкой самооценке, чувству неполноценности и неуверенности в себе, а также к проблемам в отношениях с окружающими.
Негативные послания родом из детства
- "Ты должен быть лучшим"
- Эта установка может привести к перфекционизму: ребенок будет стремиться к совершенству во всем, что он делает, и не будет чувствовать себя комфортно, если не достигает желаемого результата. Ошибки в этом случае приводят не к принятию нового опыта, а к чувству неуверенности в себе и низкой самооценке. - "Ты не должен ошибаться"
- Эта установка может привести к прокрастинации, боязни принимать решения и рисковать. Это также может привести к неуверенности, страху ошибиться и чувству неполноценности. - "Ты должен соответствовать нашим ожиданиям"
- Эта установка может вызвать у ребенка чувство вины, если он не соответствует ожиданиям родителей. Это может привести к негативному отношению к себе и проблемам в отношениях с другими людьми. - "Делай, как тебе говорят"
- Эта установка может сделать ребенка зависимым от мнения других людей и привести к трудностям в принятии решений и самовыражении.
Важно работать над своими собственными установками в собственной психотерапии, чтобы помочь своим детям развить более здоровые и позитивные отношения с собой и окружающим миром.
«Не живи!» и другие «подарки» детства по Эрику Берну
Эрик Берн, основатель трансактного анализа, описал феномен, который незримо управляет нашими мыслями, чувствами и поведением. Он назвал его «Родительскими предписаниями». Речь идет о тех самых негласных установках, которые мы усваиваем в детстве, общаясь с родителями. Эти послания из прошлого, словно невидимые нити, опутывают нашу жизнь, заставляя нас действовать по чужому сценарию.
Берн полагал, что в каждом из нас живут три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Каждое из них имеет свои особенности и определяет наше взаимодействие с окружающим миром.
Взаимодействуя друг с другом, люди неосознанно занимают одну из этих ролей. Так, общаясь с человеком, находящимся в позиции Родителя, мы можем «впадать в детство», подчиняясь его авторитету и следуя его указаниям, даже если они противоречат нашим желаниям. Это объясняет, почему взрослые и самостоятельные люди порой ведут себя беспомощно и инфантильно, сталкиваясь с определенными типами личностей.
Наиболее эффективным, по Берну, является состояние Взрослого. В нем мы действуем осознанно, рационально оценивая ситуацию и принимая взвешенные решения. Однако, зачастую неосознанные установки из детства берут верх над разумом.
Берн утверждал, что родители невольно передают детям сценарии жизни, которые программируют их на успех, заурядность или неудачу. Его последователи, психологи Мэри и Роберт Гулдинги, выделили 12 типов деструктивных родительских предписаний, оказывающих наиболее сильное негативное влияние на жизнь человека.
Вот эти губительные родительские установки
- Не живи! Самое страшное предписание, толкающее человека к саморазрушению. Формируется у детей, чья жизнь воспринималась родителями как обуза, помеха их собственному счастью.
Это самая жестокая установка, часто передаваемая невербально - через холодность, равнодушие, отстраненность. Фразы, пропитанные этим посланием, знакомы многим:
"У других дети как дети, а у меня..."
"Лучше бы я тебя не рожала!"
Ребенок, постоянно сталкиваясь с подобными фразами, неосознанно начинает считать себя обузой, ошибкой. Во взрослой жизни это может вылиться в неуверенность, страх перед неудачами, саморазрушительное поведение.
- Не будь собой! Ребенок чувствует, что его не принимают таким, какой он есть. Это приводит к неуверенности, проблемам с самоидентификацией.
Родители, транслирующие эту установку, пытаются подогнать ребенка под некий идеальный образ, игнорируя его индивидуальность.
"Ты должен стать врачом, как твой отец!"
"Веди себя прилично, что люди подумают?"
Взрослые, получившие в детстве подобные указания, часто испытывают сложности с самоидентификацией, не умеют слышать свои желания, живут чужими ожиданиями.
- Не будь ребенком! Родители требуют от ребенка взрослого поведения, лишая его детства.
Ребенку, слышащему подобные фразы, не дают права на детство:
"Ты уже большой, не веди себя как маленький!"
"Хватит дурачиться, займись делом!"
Во взрослой жизни это может проявиться в гиперответственности, неумении расслабляться, получать удовольствие от простых вещей.
- Не расти! Родители боятся взросления ребенка, неосознанно препятствуя его развитию.
Родители, транслирующие эту установку, боятся отпустить ребенка во взрослую жизнь:
"Куда ты собрался, ты еще маленький!"
"Я лучше знаю, что тебе нужно!"
В результате, ребенок может вырасти инфантильным, несамостоятельным, зависимым от чужого мнения.
- Не делай успехов! Успехи ребенка воспринимаются как угроза родительскому авторитету.
Родители опасаются, что ребенок их превзойдет:
"У тебя руки не из того места"
"Ты не сможешь..."
Выросший ребенок будет обесценивать сам себя.
- Не будь первым! Ребенку внушают страх лидерства, стремление быть «как все».
Родители боятся, что ребенок станет слишком заметным:
"Тише едешь, дальше будешь!"
"Каждый сверчок знай свой шесток!"
В своей взрослой жизни такой ребенок будет бояться превзойти других, не будет стремиться к лидерству из-за страха обесцененивания.
- Не принадлежи! Ребенок чувствует себя чужим среди других людей, испытывает сложности с социальной адаптацией.
Родители говорят ребенку, что он такой особенный и исключительный, что другие его недостойны, либо обесценивают его окружение.
"Тоже мне друзья!"
"У тебя таких еще миллион будет"
В будущем это может создать в нем чувство отчуждения от других людей. Это может привести к тому, что взрослый человек будет испытывать трудности в установлении близких отношений и вхождении в коллективы.
- Не будь близким! Родители не проявляют теплоты и любви, формируя у ребенка страх близости.
"Мне сейчас не до тебя"
"Мне бы твои проблемы!"
Дети могут вырасти с убеждением, что близость небезопасна и приводит к потерям. Это может привести к тому, что взрослый человек старается избегать эмоциональной привязанности, сохраняя дистанцию в отношениях и не допуская себе чувства уязвимости.
- Не чувствуй! Запрет на выражение эмоций делает человека эмоционально закрытым.
Родители учат ребенка подавлять свои эмоции, не обращать на них внимания или стыдиться их.
"Хватит ныть, это ерунда"
"Ты слишком чувствительный"
Послание «не чувствуй» может привести к серьёзным последствиям для эмоционального здоровья. Человек может стать замкнутым, агрессивным или депрессивным.
- Не думай! Ребенок привыкает полагаться на чужое мнение, теряет способность к критическому мышлению.
Оно может проявляться в разных формах: родители могут запрещать ребёнку задавать вопросы, высказывать своё мнение или просто думать самостоятельно.
"Вырастешь – узнаешь!"
"Делай, что говорят!"
Такое послание может привести к тому, что ребёнок будет испытывать трудности с принятием решений, станет неуверенным в себе и зависимым от мнения других людей. Он может бояться высказывать свои мысли и чувства, опасаясь критики или неодобрения со стороны окружающих. В результате у него может сформироваться низкая самооценка и чувство неполноценности.
- Не доверяй! Недоверие к миру делает человека тревожным и подозрительным.
Родители могут критиковать других людей, показывать своё недоверие к ним или просто учить ребёнка не доверять окружающим.
"Никому нельзя доверять!"
"Все действуют в своих интересах"
Это может привести к трудностям с установлением близких отношений, подозрительности и недоверчивости к людям. Человек, получивший такое послание, может бояться открываться другим, опасаясь предательства или обмана. В результате у него может сформироваться замкнутость, чувство одиночества и неуверенность в себе.
- Не будь здоровым! Ребенок неосознанно использует болезни, чтобы привлечь внимание родителей.
Формируется при поведении родителей, которое приучает ребенка к мысли, что он может получить внимание и заботу только будучи физически больным.
Это может привести к ипохондрии, когда человек постоянно ищет признаки заболеваний и жалуется на болезни, чтобы получить внимание и заботу окружающих.
Что делать, опознав у себя какие-то из этих предписаний?
Важно понимать, что родительские предписания – это не приговор. Осознав их влияние на свою жизнь, мы можем избавиться от негативных установок и переписать свой жизненный сценарий.
Существует ряд методик, позволяющих выявить и изменить деструктивные родительские установки:
- Такое направление психотерапии, как трансактный анализ помогает осознать свои эго-состояния и научиться взаимодействовать с людьми из позиции «Взрослого».
- Регулярная психотерапия: индивидуальная или групповая терапия позволяет выявить глубинные причины проблем и найти пути их решения.
- Самостоятельная работа: чтение специализированной литературы, ведение дневника, медитации помогут лучше понять себя и изменить негативные паттерны мышления.
Избавление от деструктивных родительских установок – сложный, но важный шаг на пути к счастливой и свободной жизни. Важно помнить, что мы не куклы, управляемые нитями прошлого. У нас есть выбор – следовать заложенному сценарию или написать свою собственную, неповторимую историю.
Более подробно о самопомощи для преодоления родительских установок я напишу в следующей статье.
Автор: Тимохина Анна Сергеевна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru