Найти тему
Издательство "Гангут"

Глава 1. Рождение морской авиации

Первый русский гидроавиаотряд на берегу Финского залива, в районе Гребного порта. На фото гидросамолеты: «Кертисс», «Сикорский» С-5А и Морис Фарман-МФ – VII гидро. Зима 1912 г.

Еще в конце XIX века, 2 июля 1894 года, управляющий морским министерством адмирал Н.М. Чихачев предложил использовать возможности воздухоплавателей для поиска броненосца береговой обороны «Русалка», затонувшего в Финском заливе между Гельсингфорсом (Хельсинки) и Ревелем (Таллин). Для этого из Учебного воздухоплавательного парка выделили аэронавтов (в то время так называли воздухоплавателей): поручика Ната, лейтенанта от флота князя А.К. Кекуатова, механика А.Е. Гарута и 26 солдат, во главе с поручиком В.А. Семковским. На старом транспорте «Самоед», убрав мачту и дымовую трубу, установили лебедку с привязным аэростатом. За несколько дней, c 13 по 30 июля, на этом аэростате ежедневно поднимались морские офицеры разных специальностей. Хотя найти «Русалку» не удалось, опыт этих полетов показал практическую уникальную возможность применения техники воздухоплавания для нужд военного флота.

В 1894-1895 гг. морское ведомство командировало в Воздухоплавательный парк для обучения и освоения воздухоплавательного дела лейтенанта А.А. Есаулова, мичмана Юрьевича и 40 матросов.

Уже в XX веке, в 1901 году, Морское ведомство приобрело во Франции воздухоплавательное снаряжение для Черноморского флота; для его обслуживания будущие морские офицеры-воздухоплаватели проходили обучение в Учебном воздухоплавательном парке (УВП) в Санкт-Петербурге. Руководителем работ по воздухоплавательным опытам на Черном море стал лейтенант М.Н. Большев. Исходя из приобретенного опыта в ГМШ (Главном морском штабе) принимается решение о создании в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте морских воздухоплавательных парков, для чего в УВП Военного ведомства откомандировали морских офицеров под руководством М.И. Лаврова. Этой команде предстояло изучить воздухоплавательное техническое хозяйство и освоить технику полетов в интересах флота. Большой практический опыт моряки приобрели в применении воздушных змеев с кора[1]блей для морской разведки. В 1904 году во Владивостоке морские воздухоплаватели выполняли уже боевые задачи в полетах на сферических аэростатах «Эсперо», «Ястреб» и «Чайка» по поиску японских мин заграждения. В апреле 1905 года, во время похода к Цугарскому проливу, с броненосного крейсера «Россия» производились практические полеты воздухоплавателей капитана Ф.А. Постникова и мичмана Н.А. Гудимы. Всего к 23 августа 1905 года аэронавты Морского воздухоплавательного парка во Владивостоке выполнили 135 подъемов.

Отдельной страницей морского воздухоплавания в России стало зачисление в состав Российского Императорского флота крейсера I ранга «Русь», переоборудованного из бывшего германского парохода «Lahn» в специализированный корабль для дальней разведки в море с помощью размещенных на борту привязных аэростатов. На борту крейсера «Русь» размещалось четыре змейковых аэростата, сферический воздушный шар объемом в 640 м/куб и четыре змейковых сигнальных аэростата. Но после поражения в Русско-японской войне воздухоплавание на флоте не получило дальнейшего развития, тем более что и финансов на его развитие катастрофически не хватало.

Большое значение для развития авиационного дела в России имел перелет Луи Блерио через Ла-Манш из Франции в Англию, совершенный 25 июня 1909 года. В этот период в России было всего два самолета, которые находились в частных руках. В то время в мире самолет (аэроплан) воспринимался как экзотический спортивный снаряд.

23 октября 1909 года корабельный инженер капитан Лев Макарович Мациевич представил на имя начальника Главного морского штаба доклад, в котором сформулировал уникальные возможности применения самолетов (аэропланов) на флоте. 30 января 1910 года Комитет по усилению флота на добровольные пожертвования принял решение о направлении части денежного фонда на развитие военной авиации в России. В это время Л.М. Мациевич выступает с предложением создать Отдел воздушного флота (ОВФ), который уже в феврале 1910 года приступил к решению всех вопросов развития авиационного дела в России. 1910 год стал очень значимым для развития авиации в нашей стране, а Всероссийский праздник воздухоплавания, прошедший в Санкт-Петербурге в сентябре того же года, еще более ускорил освоение и внедрение авиации, в том числе и на флоте.

В 1911 году лейтенант С.Ф. Дорожинский на Черноморском флоте поставил свой самолет типа «Антуанет» на поплавки и предпринял попытку взлететь с воды, правда, не совсем удачно. И хотя попытка не удалась, отрицательный опыт с самолетом «Антуанет» не остановил энтузиастов, горящих желанием сделать морской самолет. Русские авиаторы отправились во Францию изучить опыт передовой на то время в области авиации страны и заказали для своего авиапарка гидросамолет типа «Вуазен-Канар», а летчик С.Ф. Дорожинский стал первым в Русском флоте морским пилотом, взлетающим с водной поверхности.

В 1911 году выделяются средства для нужд Черноморского флота, уже по заданию Морского Генерального штаба приобретаются 6 самолетов, автомобили и ангары.

16 апреля 1911 года впервые был проведен опыт совместных действий авиации с кораблями Черноморского флота, а лейтенант В.В. Дыбовский своими полетами, хотя и на сухопутном самолете, доказал эффективную возможность поиска погруженной подводной лодки с аэроплана.

Но главной задачей при создании морской авиации русского флота стало получение специальных, наиболее подходящих для флота гидросамолетов. Было решено рассмотреть два варианта: строить гидросамолеты русских конструкторов или приобрести за границей гидросамолеты нужного типа.

Первым гидросамолетом–амфибией, сконструированным русским авиаконструктором, стал аппарат «Гаккель-V», представленный на воздухоплавательной выставке в Санкт-Петербурге в 1911 году.

Другим морским самолетом стала модель, сконструированная уже известным в России И.И. Сикорским. Его поплавковый гидросамолет С-5а был построен в 1912 году и испытан в Гребном порту в Санкт-Петербурге летчиком Г.В. Алехновичем. Затем появился следующий вариант, развитие С-5А, двухпоплавковый С-10 «Гидро», принятый морским ведомством и выпущенный малой серией.

Но в итоге русским морским ведомством была сделана ставка на приобретение иностранных гидросамолетов во Франции и в Америке. Так, были куплены французские гидросамолеты типа поплавковый «Фарман-Морис», летающая лодка «Донне-Левек», американские поплавковые гидросамолеты фирмы «Кертис». На этих первых, еще малоприспособленных для боевых действий гидросамолетах русские морские пилоты приобретали неоценимый опыт, который очень помог им в начавшейся вскоре Первой мировой войне.

Перед Вами был представлен отрывок из книги "Гидроавиация. 100 лет в небе России" Г. Ф. Петрова

Приобрести и прочитать книгу полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut