Найти тему

Анализирую результаты ОГЭ по русскому языку: ожидания и реальность

Оглавление

Мои ученики после экзамена рассказывали, что все прошло хорошо, выходили спокойные, отчасти радостные. Что ж... посмотрим на результаты: всё ли так радужно?

Начну с предыстории: в этом году я впервые набрала учеников не только на индивидуальные занятия, но и на обучение в группах по подготовке к ОГЭ. Ребят было много, все они из разных регионов, поэтому могу сравнить результаты. Об их мнении о прошедшем экзамене, кстати, писала здесь:

Начну с результатов тех, с кем работала индивидуально.

Санкт-Петербург узнал баллы ОГЭ одним из первых. Моя ученица сразу же (аж в 23.46) поспешила поделиться радостью — сдала на 5 (30 баллов из 33). Все пробники она раньше писала на нижнюю границу 4, так как было много проблем с сочинением. Но эта девочка очень много работала, чтобы повысить результат. Именно сочинению мы уделяли больше всего внимания все последние месяцы. И вот долгожданная победа!

занимались с начала учебного года
занимались с начала учебного года


Дальше отписалась моя
самая давняя ученица, с которой начинали работу с конца 7 класса (тогда работали над повышением успеваемости). Задания ОГЭ я ей давала решать еще в 8 классе во время изучения тех тем, которые встретятся в экзамене, поэтому в ее знаниях я была уверена. Переживала только из-за того, что ученица часто слишком расслаблялась и не желала выполнять домашние задания. Впрочем, на экзамене она смогла собраться и показать прекрасный результат — максимальный балл (33 из 33).

ОГЭ — отличная ступенька на пути к ЕГЭ. Верю, что дальше будут не менее прекрасные результаты.
ОГЭ — отличная ступенька на пути к ЕГЭ. Верю, что дальше будут не менее прекрасные результаты.

Максимальные 33 балла набрала и другая девочка. В школе у этой ученицы и до меня была 5, поэтому здесь моей задачей было только устранить некоторые пробелы в знаниях и научить работать с заданиями формата ОГЭ. Могу сказать, что даже у сильных учеников, которые хорошо знают правила, затруднения вызывает сочинение. К сожалению, в школе над развитием речи часто некогда работать (знаю, так как сама была школьным учителем), поэтому написание сочинений и изложений всегда нужно дорабатывать дополнительно: самостоятельно, на дополнительных занятиях в школе или с репетитором.


Последний ученик, с которым работала индивидуально,
ОГЭ написал на 29 баллов (нижняя граница 5). За него переживала очень сильно: мальчику попался трудный вариант, а также досталась тема сочинения, к которой он не смог подобрать литературный аргумент (пришлось приводить пример из жизни, что ученику, как ни странно, дается труднее). Справился с таким трудным вариантом он хорошо, хотя в школе обычно учился на 3 и 4.

ну каковы молодцы!
ну каковы молодцы!

А в группах как?

Недавно в комментариях меня укорили, мол, показываю только сильных учеников, а вот поработала бы со слабыми, узнала бы все прелести подготовки к ОГЭ.

Спасибо, особенности такой работы знаю. Стоит понимать, что если ученик сдал экзамен на 4 или 5, то это не факт, что раньше он был "сильным" и учился только на отлично. Выше писала, что ребята в школе учились на 3, но смогли прекрасно подготовиться к экзамену.

О тех, с кем начинали совсем с нуля, расскажу в конце статьи. Сейчас же хочу остановиться на результатах ребят из группы (занимались 1 раз в неделю по 90 минут).

32 (=5), 30 (=5), 32 (=5), 25 (=4).
32 (=5), 30 (=5), 32 (=5), 25 (=4).

32 балла (уверенная 5) набрал ученик, которому на школьном пробнике не зачли сочинение (получал нули, так как обходился только пересказом). К группе он присоединился за несколько месяцев до экзамена. В его работах было много логических и речевых ошибок, но всё поправимо, если усердно работать.

Примерно в то же время пришла ученица, набравшая на ОГЭ 25 баллов (отметка 4), с которой начинали с двойки за пробник (было 14 баллов).


Реально ли подготовиться за год к ОГЭ по русскому, если в школе 2-3?

К сожалению, иногда задача подготовиться к ОГЭ кажется почти невыполнимой. Так, например, в одну из групп в середине года присоединилась девочка, набравшая 6 баллов из 33 за школьный пробник. Ученица очень боялась, что не сдаст экзамен и обещала усердно работать. Хотела выйти на 4.
Знания были низкие, однако я работаю со всеми ребятами, кто настроен трудиться.

Поначалу девочка прикладывала все усилия, чтобы улучшить результат. Спустя два месяца она написала пробник на уверенные 16 баллов — нижнюю границу 3. То есть рост был прекрасный.

с 16 она могла бы выйти на нужные 22-23, так как ошибки были поправимые.
с 16 она могла бы выйти на нужные 22-23, так как ошибки были поправимые.

Однако примерно через месяц начались проблемы с выполнением домашнего задания (то в школе нагрузка большая, то сочинение не хочется писать), поэтому темпы роста снизились.

ОГЭ она написала на 18 баллов (уверенная 3). Это не тот результат, который ученица хотела, однако считаю, что балл закономерный. Главное — сдала.

Другой ученик оказался в похожей ситуации. В его первых работах я обязательно подсчитывала количество ошибок (начинали с 31 ошибки в сочинении). При этом мальчик хорошо запоминал теорию, мог наизусть рассказывать правило постановки запятых при причастных и деепричастных оборотах, но всё равно их пропускать. Он мог выучить написание сложных словарных слов (привилегия, мировоззрение и пр.), но ошибался в простых (недо рослем, не что). Поэтому стало понятно, что главным препятствием в подготовке будут критерии грамотности.

Мы постоянно писали словарные диктанты и повторяли правила, в использовании которых ученик систематически ошибался. И рост не заставил себя ждать: последний пробник он написал на 22 балла. Таким же оказался и результат ОГЭ (22 — это верхняя граница 3, балл за грамотность 5 из 8). Результат обидный, однако еще не всё потеряно: пример из литературы в сочинении обнулили, на мой взгляд, несправедливо. Решили идти на апелляцию.

Я редко её рекомендую, однако здесь решили попытаться отвоевать 1 балл. Посмотрим, как всё пройдет.


UPD: балл отбили (теперь 23 балла - отметка 4!)

На этом могу выдохнуть и считать учебный год закрытым.

Горжусь каждым учеником. Считаю, что все молодцы. Я видела экзаменационные работы ребят: они выложились на полную и написали качественные сочинения и изложения, к высоким баллам за которые так стремились. Стало быть, цель достигнута.

А ответ на поставленный в начале вопрос — да, за год каждый может подготовиться к ОГЭ по русскому языку. Не бойтесь, если вам это только предстоит. ОГЭ — базовый экзамен, который по силам всем!

______________________________________________________________________________

Если же понимаете, что хотели бы сдать ОГЭ на высокий балл, а сами не справитесь, записывайтесь на обучение в следующем учебном году.
Я еще не открывала набор, однако мест осталось мало (только в мини-группы).

Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку. Контакты для связи, дополнительные материалы размещены на личном сайте.