Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Welt в статье «Тунисград» ударил по вермахту сильнее, чем Сталинград» рассказывает, что в мае 1943 года последние немецкие и итальянские войска в Тунисе капитулировали. Фельдмаршал Роммель советовал Гитлеру вывести войска заблаговременно. Однако Гитлер предпочел напрасно пожертвовать тысячами опытных солдат. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Войска, оказавшиеся в ловушке, можно эвакуировать - или усилить, чтобы они смогли вырваться из котла. Но последнее имеет смысл только в том случае, если у них есть цель, к которой они могут пробиться с боем.
С момента вторжения союзников в Алжир и Марокко, операции «Факел» 8 ноября 1942 года, каждому подготовленному генштабисту при одном взгляде на карту становилось ясно: немецкие (и итальянские) войска в Северной Африке застряли в котле, который рано или поздно будет всё больше сужаться.
Протяжённость маршрута снабжения через Средиземное море от Сицилии до Туниса составляла всего около 200 километров. Однако этот путь не был безопасным и в основном контролировался британским Королевским флотом. Итальянское верховное командование исходило из того, что процент потопления кораблей составит 25%.
В любом случае, в южной Италии было достаточно места для перевозки около 80 000 тонн грузов в месяц, поэтому с учётом четверти потерь в первые четыре недели должно было прибыть максимум 60 000 тонн, а в дальнейшем - всё меньше и меньше. Однако немецко-итальянской танковой армии «Африка» требовалось 150 000 тонн в месяц, прежде всего топлива и боеприпасов, а также продовольствия и запасных частей.
Эксперты по логистике в Верховном командовании сухопутных войск знали эти цифры, как и верховный главнокомандующий фельдмаршал Эрвин Роммель. Он неоднократно приводил доводы в пользу полного вывода войск Оси из Северной Африки, пока это ещё возможно. Но Гитлер решил иначе: Тунис должен быть удержан «любой ценой».
В ответ на этот приказ вермахт мобилизовал большое количество боеспособных частей. С ноября 1942 года по апрель 1943 года в Тунис было переброшено 137 000 немецких и около 40 000 итальянских солдат, а также 975 орудий и 495 танков, включая 31 новую тяжёлую боевую машину VI Tiger. Это соответствовало численности трёх полных бронетанковых дивизий и еще пяти пехотных дивизий.
Вместе с почти 100 000 человек немецкого Африканского корпуса, отступившего в Тунис после поражения при Эль-Аламейне, а также другими итальянскими войсками, весной 1943 года державы Оси имели в Тунисе чуть более 300 000 человек, хотя они не получали достаточного снабжения.
Им противостояло более полумиллиона союзных войск, у которых в изобилии имелись танки и другие транспортные средства, топливо, боеприпасы и всё остальное. Немецкие подводные лодки потопили в битве за Атлантику на рубеже 1942/43 годов больше вражеских кораблей, чем когда-либо до или после неё. Но американские верфи постоянно увеличивали количество новых транспортов, известных как «Корабли Свободы», а американские заводы из месяца в месяц наращивали выпуск оружия и боеприпасов.
Неудивительно, что с февраля по начало мая 1943 года американские, британские и свободные французские войска сильно сжали плацдарм Оси в Тунисе с примерных размеров Баден-Вюртемберга до площади, не превышающей Саар.
В марте 1943 года Гитлер уже отозвал из Северной Африки своего бывшего любимого генерала Роммеля: он доверил герою нацистской пропаганды вести немецкие войска к формальной капитуляции. Вместо него главнокомандующим в Тунисе был назначен генерал-полковник Ганс-Юрген фон Арним, который считался убеждённым и обладающим особенно крепкими нервами.
Фюрер ожидал от него прежде всего одного: Арним ни в коем случае не должен был вести себя так, как вел себя Фридрих Паулюс, главнокомандующий 6-й армией в Сталинграде: сдаваться. Вместо этого Арним должен был идти на смерть не сломленным и забрать с собой как можно больше своих солдат.
Но прусский кадровый офицер даже не думал выполнять этот негласный приказ. Как и Паулюс, он избежал личной формальной капитуляции. Но когда в его самом мощном подразделении, 10-й танковой дивизии, вместо прежних 160 гусеничных машин осталось всего 10, он и его штаб 12 мая 1943 года попали в британский плен.
Однако он не отдал общего приказа о капитуляции. Якобы потому, что у него больше не было необходимых средств связи. На самом же деле он рассчитывал на то, что командиры соответствующих подразделений прекратят сражаться с превосходящим их по численности противником из собственного осознания.
«Немцы и итальянцы пожертвовали значительным количеством людей и материальных средств ради бессмысленного удержания тунисского плацдарма», - так оценивает ситуацию военный историк Петер Либ в своей книге «Война в Северной Африке 1940-1943». Согласно стандартному изданию «Германский рейх и Вторая мировая война», в плен попали от 267 000 до 275 000 солдат стран Оси. Ещё 40 000 человек были убиты или тяжело ранены, в том числе Клаус Шенк Граф фон Штауффенберг, который потерял глаз, правую руку и два пальца левой руки.
«Это было больше солдат, чем 6-я армия потеряла в Сталинграде за три месяца до этого», - пишет Питер Либ: «Что ещё хуже, немецкие войска были в основном особенно опытными, хорошо обученными и хорошо оснащёнными частями». Неудивительно, что циничный каламбур «Тунисград» вскоре прижился в Германии.
Автор: Йоханн Альтхаус. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну уж прямо «хуже чем Сталинграде». Хуже было только в Берлине 😀