Найти тему
Зоя Баркалова

Хозяин города.

Оглавление

Продолжение. Начало - здесь.

- Я уже собирался объявлять вас в розыск! – лукаво улыбнулся гость из прошлого.

- Представляю! – засмеялась Татьяна. – Пропал директор музея! Рост - 175 сантиметров, волосы короткие, светлые, одета в шубу темного цвета….

- Вы , прежде всего, моя гостья! – подчеркнул Иван Михайлович. – И я за вас в ответе на этом свете! – получилось складно и спутник Татьяны весело расхохотался.

Тройка остановилась у дома купца Одинцова. Именно так называется этот дом в городе, по фамилии хозяина и дома, и города. Татьяна много лет проработала здесь директором музея. Наконец-то она, можно сказать, дома. Иван Михайлович галантно подал ей руку, помогая ей выйти из повозки. Она легко соскочила с подножки и направилась к крыльцу с красивым кованным козырьком. На втором этаже до недавнего времени располагалась администрация города. А на первом – музей. Тяжелая дверь отворилась и н крыльцо поспешил мужчина в ливрее, а за ним кто-то еще, кто радостно встречал ее спутник. Из боковой двери раздался заливистый лай и выскочили две нарядные болонки в бантиках и косичках.

- Мои вы хорошие, - хозяин расплылся в улыбке. – Не бойтесь, они не кусаются. Мы их с женой, Эмилией…специально завели для того, чтобы детям привить любовь к животным…

Со второго этажа по ступенькам мраморной лестницы уже спешила стройная женщина средних лет в длинном серо-голубом платье. Ее темные волосы убраны в красивую прическу…Она радостно протянула руки навстречу супругу и с любопытством посмотрела на Татьяну.

- Знакомься, Эмилия, это наша гостья…

Холодный порыв ветра вдруг вихрем ворвался в вестибюль с клубами снега и с грохотом захлопнул тяжелую входную дверь, у которой стоял дворецкий….

- Татьяна, это ты? – из дверей музея выглянула обеспокоенная Зоя. – А я думаю, что там за грохот. Вон, как метель разыгралась…Что-то ты быстро вернулась. Не пошла на обед?

Татьяна устала прислонилась к стене прямо в вестибюле и медленно оглянулась. Все было, как всегда. В приоткрытую дверь она увидела стайку ребятишек, пришедших на экскурсию. Зоя поспешила к ним, чтобы продолжить рассказ о прошлом их донского края…А Татьяна, не раздеваясь, медленно прошла в свой кабинет и подошла к окну, выходящему во внутренний двор. В раскрытые ворота въезжал автомобиль Росгвардии, которая размещалась с ними в одном здании, только в другом крыле.

Кого тут и чего тут только не было за годы советской власти. И пост советской - тоже! И райком партии, и райком комсомола – как раз там, где располагался флигель Одинцовых. Там, где у них жила многочисленная прислуга с собачками, которых купали, расчёсывали, прививая любовь к животным детям хозяев и их многочисленной прислуги. Когда в городе в 1975 году построили новое современное здание из стекла и бетона - в стиле того времени , райком переехал на новое место. А сюда перевели Дом пионеров. А когда пионеров отменили и Дом пионеров переименовали в Дом детского творчества, то и место для него нашли другое – почти напротив, в бывшем корпусе школы. А сюда заселилась ГАИ. Автоинспекторы все переделали под свои нужды и по своему вкусу. Смело ломали, перестраивали, красили. Здание приобрело серый казематный вид – как внутри, так и снаружи.

Потом много лет общественность поднимала вопрос о переводе в здание купца Одинцова краеведческого музея. Потом все тки решились отдать лучшее здание города - можно сказать, визитную карточку, под музей.

Но сначала сюда перевели городскую администрацию на второй этаж. А первый милостиво отдали музею, разрешив планировать выставочные залы и экспозиции по своему усмотрению. Места было, конечно, маловато – фонды к этому времени выросли. Но сам музей приобрел уже другой статус в глазах горожан, переехав в главное здание города.

....На столе задребезжал телефон. Звонили из администрации, просили подобрать картину для важного гостя. Зоя к этому времени уже закончила экскурсию, ребятишки шумно делились впечатлениями, на них шикала молодая учительница, поторапливая одеваться. Зоя еще отвечала на вопросы самых любопытных и уже ставила чайник.

- Ты не заболела? – обеспокоенно спросила Зоя, заглянув в кабинет директора. Татьяна сидела в кресле, накинув на себя теплую шаль и зябко куталась. – Тебе кофе или чаю заварить, на травках?

- Лучше чаю – задумчиво и как-то отстраненно попросила Татьяна и устало закрыла глаза...

- Нет-нет! Чай потом! Хозяин сказал, что вы с дальней дороги и вас нужно сначала накормить обедом! – в дверях стояла симпатичная молодая горничная в форменном темном платье с белым воротничком и аккуратном передничке. – Иван Михайлович ждет вас в каминной на втором этаже. Я вас провожу!

- Приключения не закончились? Или я реально схожу с ума? – в голове у Татьяны роем толпились самые разные мысли, и она никак не могла привести их в порядок. Куда делась Зоя со своим свежим чаем на травах?

Ступая за горничной, Татьяна на всякий случай заглянула в кабинет методиста и хранителя фондов и увидела в богато убранной комнате мальчика и девочку, сидящих за столом с книгами и тетрадками. Девочка скрипела пером и макал его в большую резную чернильницу... Так вот она откуда - эта чернильница, которая хранится в фондах музея!

- Уроки учат! – улыбнулась сопровождавшая ее горничная, заметив Татьянин интерес.

Татьяна поднялась на второй этаж по сверкающей чистотой и новизной мраморной лестнице с кованными перилами вслед за горничной. Все здесь ей было знакомо и незнакомо одновременно.

В комнате, куда ее привели, ярко полыхал огонь в камине, а за круглым столом, накрытым белоснежной скатертью, сидели сам хозяин и Эмилия Григорьевна – его супруга, с которой она имела честь только что познакомиться…Стол был накрыт на троих человек.

Третий прибор явно предназначался Татьяне. Хозяин вышел из-за стола, гостеприимно раскинул руки и галантно поцеловал ручку Татьяны.

- Знакомьтесь, моя дражайшая супруга – Эмилия Григорьевна!

Татьяна хотела было обмолвится, что они уже знакомы, но сочла более благоразумным промолчать. Хотя про благоразумие говорить уже не приходилось. Все, что с ней происходило в этот день, не поддавалась никакому разуму, тем более - благому.

- Милости просим к нашему столу! – улыбнулась хозяйка и подала знак горничной нести горячее. – Сегодня у нас уха из стерляди, - поделилась Эмилия Григорьевна. – Местные рыбаки приносят нам свой улов, как говорится, с пылу с жару.

- А вернее, прямо с мороза, из ледяной проруби! - - уточнил хозяин. – Рыбы в Дону много! А мне сказали, что вы прибыли к нам издалека по делам музейным. Якобы историю изучаете и музейные редкости ищете? Всегда рад помочь благому делу! Но…что сказать? Город наш четыре раза горел, можно сказать, выгорал полностью. Потому и мало чего осталось от Петровских времен…Но! Будем искать!

Уха была наваристая, душистая. Татьяна ела с удовольствием, к неприкрытой радости хозяев. Потом была еще гурьевская каша, отварная телятина, свиной окорок и блины с разными начинками. А в конце трапезы – чай в фарфоровых чашках с блюдцами. К чаю наставили на стол всякой всячины – мед, орешки, свежие хрустящие булочки, конфеты и мармелад. Попробовать все это было невозможно, хотя и устоять перед радушием хозяев было, честно сказать, не просто.

- Я вас оставлю на попечение Эмилии Григорьевны! – распорядился хозяин. – Сегодня у нас дворянское собрание. И дело очень важное! Собрал я павловских дворян и купцов города для того, чтобы принудить их часть своей прибыли отчислять на счет павловской гимназии. Без благотворительности школу придется закрыть. А все вместе – справимся. Детишек надо учить, учителям – жалованье платить. Нам нужно умное образованное поколение! Двадцатый век требует знаний! Наука шагает вперед, технический прогресс наступает и нам отставать никак нельзя! Так что, пойду! А вы не скучайте! А лучше отдохните с дороги! Эмма, покажи гостье ее комнату.

- Да, конечно! Ты, Иван Михайлович, поторопись! Опаздывать на такие собрания нельзя! Тебе еще предстоит использовать весь свой дар красноречия, чтобы убедить вносить регулярные пожертвования!

Хозяин удалился. А его жена провела Татьяну в комнату на первом этаже в самом конце коридора. В небольшой комнате стоял диван со множеством подушечек, большое удобное кресло и небольшой столик для туалетных принадлежностей с зеркалом. На полу – толстый персидский ковер. Татьяна не сразу признал в этой комнате свой директорский кабинет.

- Располагайтесь! Если что нужно, горничная Даша – всегда к вашим услугам. Да и я рядом.

Татьяна поблагодарила и, оставшись одна, уселась в глубокое мягкое кресло. Хозяйка заботливо накинула на нее теплую шаль и тихонько затворила за собой дверь, видя, что гостья желает отдохнуть.

- Татьяна! Чай давно готов! Ты не заболела? – Зоя стояла в дверях Татьяниного кабинета с чашкой горячего чая. Настоянный на душистых травах, он своим ароматом окутывал все вокруг.

- Я заснула? – удивилась Татьяна.

- Тань, как мне кажется, ты заболела, - неуверенно произнесла Зоя. – Может, тебе лучше домой уйти пораньше? Что-то ты совсем не такая…

- Странная, да? – оживилась Татьяна. – Тебе не кажется, что я сошла с ума?

- Не кажется! – рассмеялась Зоя, видя, как начала оживать ее начальница. – Похоже, сегодняшняя метель так на всех действует. Да и день особый – 29 февраля.

- Да, Касьян - он такой, - неопределенно подтвердил Татьяна. – От него чего хочешь можно ждать!

Дорогие друзья! Приключения нашей Татьяны продолжаются. И то ли еще будет!

С уважением и признательностью, Ваша Зоя Баркалова.

-