Найти тему

Французский авиационный скафандр 1935 г. загубленный чиновником

В 1930-е годы ХХ века во многих странах началось бурное развитие авиации и по большому счету, при равных условиях у всех, кто занимался новым направлением, были равные шансы превратиться в авиационную державу мира. Однако, многие участники пошли своим путем.

Не смотря на то, что Франция была одним из лидеров в разработке новых типов самолетов, тогдашний министр авиации Пьер Кот отказался поддерживать любые высотные исследования, поскольку не видел никакой военной ценности в высотной авиации и допустил лишь частное спонсорство исследований в авиационной физиологии.

Таким образом, выдающийся авиационный физиолог Поль Гарсо, руководивший в то время центром по подготовке гражданских штурманов, располагавшимся в аэропорту Ля-Бурже, организовал высотные исследования на базе своего центра, поскольку в нем уже имелась установленная в 1923 году высотная барокамера, в которой он проводил исследования при создании кислородных масок для ВВС Франции.

В условиях отсутствия финансирования, развитие высотной авиации во Франции в первой половине 30-х годов находилось в удручающем состоянии, однако авиастроительная компания Potez все же спонсировала разработку скафандра, который был представлен на выставке в Ля-Бурже 20 июня 1935 года.

Разработкой скафандра занимался лично Гарсо, взявший на себя решение проблемы кислородного обеспечения и военно-морской хирург Розенсьель, считавший, что полеты на большей высоте и глубоководные погружения являются двумя сторонами одной проблемы.

Как врач глубоководной медицины, Розенсьель видел решение проблемы защиты летчика на больших высотах в создании герметичной кабины, либо герметичного скафандра, аналогичного тому, что используются при глубоководных погружениях, поэтому именно Розенсьель отвечал за конструкцию оболочки скафандра, что еще раз наглядно показывает, как первые авиационный скафандры вышли «из под воды».

Кроме того, Розенсьель первым озвучил идею компенсации недостаточного количества кислорода на большой высоте учащением дыхания и даже высказал предложение создать аппарат способный подавать кислород на дыхание под повышенным давлением, но отказался от идеи из-за проблем, возникающих в случае перепада давления внутри и снаружи грудной клетки. Таким образом, своим отказом, сам не подозревая того, он отсрочил появление высотного компенсирующего костюма на многие годы и пошел по более простому на тот момент пути конверсии водолазного костюма, внутри которого создается постоянная газовая среда, параметры которой пригодны для существования человека.

При разработке скафандра Розенсьель столкнулся с теми же проблемами, что и конструктора в других странах. Материал, из которого сделан скафандр, должен был быть эластичным и подвижным на земле, но при этом прочным, что бы выдерживать разницу между внутренним и внешним давлением и не раздуваться слишком сильно, что бы сохранялась возможность подвижности конечностей при управлении самолетом.

Фотографии французского скафандра Гарсо-Розенсьеля в великолепном качестве, найденные совершенно случайно там, где совсем не ожидал - отдельная гордость автора блога "Прогулки в стратосфере".
Фотографии французского скафандра Гарсо-Розенсьеля в великолепном качестве, найденные совершенно случайно там, где совсем не ожидал - отдельная гордость автора блога "Прогулки в стратосфере".

В первом скафандре использовалась двухслойная льняная ткань, однако ее характеристики оказались неудовлетворительными и ее заменили на ламинированную ткань с слоями шелка и резины, легированные ацетоном для обеспечения воздухонепроницаемости.

Кроме этого, скафандр был снабжен регулятором давления, а так же теплоизоляционным слоем, на разработку которого ушло почти три месяца испытаний в барокамере и что самое интересное, Розенсьель так и не раскрыл секрета, как была решена проблема теплоизоляции.

В скафандре отсутствовали какие либо шарниры, но большие плечевые суставы обеспечивали удовлетворительную подвижность рук. а на рукавицах имелись специальные стропы, удерживающие кисть в положении «сжатого кулака», когда в скафандре создавалось избыточное давление.

В известных на момент написания статьи источниках информации, сведения о режиме рабочего давления скафандра Potez отсутствуют, однако на одном из русскоязычных интернет ресурсов указан величина 0,8 атмосферы. Подтвердить или опровергнуть эту информацию автор блога «Прогулки в стратосфере» на данный момент не может, однако аналогичный режим давления был заявлен в Техническом задании на немецкие скафандры фирмы Дрёгер,выданном Министерством авиации германии в 1935 году.

Надевание скафандра осуществлялось посредстовм разреза с застежкой «молния», начинавшейся у паха, который проходил между ногами и заканчивался в верхней части спины. Вес скафандра составлял всего 14 кг (31 фунт), и был легче скафандра Вилли Поста.

Массивный шлем сферической формы из дюралюминия имел два прямоугольных окошка, с двойным остеклением, между которым имелось воздушное пространство для предотвращения запотевания. Лицевое остекление крепилось к каске шлема болтами, а сам шлем приворачивался к металлическому шейному гермокольцу кольцу при помощи массивных болтов по типу водолазного шлема, что для авиаторов середины 30-х годов являлось общераспространенной мировой практикой.

Подача воздуха и кислорода внутрь скафандра осуществлялась непрерывным потоком, скорость которого регулировалась специальным рычагом на полу барокамеры. Не смотря на это, управление таким рычагом в условиях барокамеры оказалось достаточно удобным.

На случай аварийного покидания кабины самолета, скафандр был снабжен резервным кислородным баллоном и парашютной системой.

В процессе постоянных нагрузок, действующих на ткани скафандра при возникновении разницы внешнего и внутреннего давления, скафандр достаточно быстро пришел в негодное состояние. Его изношенность не позволила осуществить заключительный подъем на максимальную высоту 17000 метров. Тем не менее, в процессе испытаний, наибольшая высота, которой достигли испытатели в барокамере, составляла 14600 метров.

В свое время, статья "Колхоз в стратосфере, или такие рекорды нам не нужны" вызвала ярый гнев со стороны патриотично настроенной публики, когда я достаточно жестко проехался по лесенке, по которой П. Долгов вынужден был карабкаться в громоздком скафандре на большую высоту, что бы забраться в гондолу стратостата "Волга". Дабы меня не обвиняли в предвзятости и отрабатывания западных грантов, прошу обратить внимание на сигарету в зубах великого французского ученого. Баллоны с кислородом, немного масла и окурок... А главное, взгляните в самоуверенный взгляд ученого, завершающего важное дело. Еще чутка, и стряхнув пепел на скафандр, можно забычковать окурок прямо о шлем и со словами "не боись, прорвемся!" закрыть камеру и стравить в ней давление. Стоит ли удивляться, что скафандр так быстро пошел в разнос - французы, они такие.
В свое время, статья "Колхоз в стратосфере, или такие рекорды нам не нужны" вызвала ярый гнев со стороны патриотично настроенной публики, когда я достаточно жестко проехался по лесенке, по которой П. Долгов вынужден был карабкаться в громоздком скафандре на большую высоту, что бы забраться в гондолу стратостата "Волга". Дабы меня не обвиняли в предвзятости и отрабатывания западных грантов, прошу обратить внимание на сигарету в зубах великого французского ученого. Баллоны с кислородом, немного масла и окурок... А главное, взгляните в самоуверенный взгляд ученого, завершающего важное дело. Еще чутка, и стряхнув пепел на скафандр, можно забычковать окурок прямо о шлем и со словами "не боись, прорвемся!" закрыть камеру и стравить в ней давление. Стоит ли удивляться, что скафандр так быстро пошел в разнос - французы, они такие.

Скорее всего, Мария-Луиза «Мариз» Хильш использовала именно этот скафандр когда 23 июня 1936 года установила женский рекорд, достигнув на самолете Potez-506 высоты 14310 метров (46949 футов) над Виллакубле (Франция). Рекордный подъем на биплане мощностью 770 л.с. занял 36 минут. Вероятно, что и Жорж Детре использовал этот же скафандр при подъеме на высоту 14843 (48698 футов) на самолете Potez-506 14 августа 1936 года. К сожалению, никакой документации, подтверждающей применение скафандра Potez в этих полетах нет, поэтому можно только логически предполагать исходя из имеющихся материалов.

Не смотря на позицию французской администрации, которая оставалась неизменно отрицательной в отношении высотной авиации, Розенсьель все же надеялся создать второй скафандр и осуществить рекордный подъем на высоту 17 км, что было вполне реально.

Наличие выдающихся ученых, готовых создавать во Франции авиационные скафандры и заниматься высотной авиацией, не помогло Франции занести в свою копилку несколько авиационных рекордов из-за позиции властей.

Не произвела большого впечатления идея авиационного скафандра и на других французских инженеров, а 3 июня 1940 года все работы и записи Гарсо и Розенсьеля были уничтожены во время немецких бомбардировок, а к октябрю того же года, все дальнейшие авиамедицинские исследования во Франции были остановлены нацистскими оккупантами.

Русификация и обобщение имеющихся материалов: Сергей Дворников.