Что это были за заведения и чему там учили, рассказывает «В Стране».
Для многих современных людей сам термин «церковно-приходская школа» стал синонимом отсталости и необразованности. Однако это совсем не так. Подобные школы имели качественную образовательную программу, а знания выпускников отнюдь не ограничивались умением прочесть по слогам собственное имя и поставить напротив него крестик.
При преподавании русского в школах (семь уроков в неделю) необходимо было обращать особое внимание на изучение языка и не задаваться побочными целями.
Одноклассная церковно-приходская школа должна была сформировать у учащихся следующие умения: научить правильно, бегло и осмысленно читать, писать без грубых ошибок, передавать содержание прочитанного.
В двухклассной церковно-приходской школе предусматривалось преподавание практической грамматики, этимологии и синтаксиса, причем вывод грамматического положения должен был производиться самими учениками из примеров, подобранных учителем. Знания проверялись с помощью диктантов и сочинений.
Большое внимание в церковно-приходских школах также уделялось арифметике, истории и географии. Таким образом, эти учебные заведения давали базовые знания для образованного человека и сыграли огромную роль в ликвидации безграмотности в стране.