Найти тему

Обучение устному функциональному языку: способы и приёмы

Оглавление

Знание функционального языка позволяет владеть ситуацией общения.
Знание функционального языка позволяет владеть ситуацией общения.

Что такое функциональный язык

Функциональный язык несёт в себе различные функции: попросить о чём-то, поблагодарить, пожаловаться, выразить сочувствие, отреагировать на новость, пожелать счастливого пути и т.д. Другими словами, это повседневный язык, который мы используем в различных ситуациях общения. Здесь же можно упомянуть различные места, где происходит специфическое общение, то есть общение, основанное на определённых устоявшихся выражениях/клише: в кафе/ресторане, в аэропорту/на вокзале, в магазине/на рынке, в банке, на собеседовании и т.д.

Способы его формирования на уроках

На уроке мы с учащимися находимся в учебной ситуации, которую можно наполнять различными элементами. Например, мы можем проигрывать различные устные ситуации общения, от микро диалогов, до полноценных сюжетно-ролевых игр и симуляций.

Чем младше школьники, тем больше предметных аксессуаров им требуется в сюжетно-ролевой игре.
Чем младше школьники, тем больше предметных аксессуаров им требуется в сюжетно-ролевой игре.

Но подобные задания (как на фото выше) должны быть на регулярной основе, а не представлять собой театрализованное представление, которое происходит один раз в год.

Работать над функциональным языком нужно регулярно, тогда будет результат! На уроках практики как раз можно этим заняться. А что же это ещё если не практика?

Функциональные микро диалоги - различные ситуации общения

Самый первый этап, если идти от простого к сложному - это микро диалоги. Именно с ними можно отработать нужные в разных ситуациях общения клише. Эти диалоги, их можно назвать ситуациями общения, должны быть обязательно аутентичными и состоять из 4-6 реплик. Аутентичность научит реальному и современному разговорному языку, а небольшое количество реплик позволит как следует их потренировать, например, в парах сменного состава.

И начинать, конечно, лучше с первых уроков, с самых простых ситуаций, так как язык - это, прежде всего, общение.
И начинать, конечно, лучше с первых уроков, с самых простых ситуаций, так как язык - это, прежде всего, общение.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра обязательно должна включать в себя воображаемую ситуацию, которая состоит из сюжета и ролей. Что и видно из названия данного приёма. Например, сюжетом может быть приём у врача-ветеринара, а роли - ветеринар и хозяин питомца, у которого, например, болят ушки.

Сюжет может быть детально прописанным, а может давать только основное направление для общения и множество вариантов игры. Роли тоже можно прописать подробно, а можно очень кратко. Чем старше дети, тем подробнее нужно прописывать роли (только роли, а не сам диалог), так как в своих ответах они должны через язык отразить личность, которую они играют. Это довольно серьёзно усложняет задание, но делает его интересным и необычным.

Например, в кафе можно просто сделать заказ, а можно попытаться сделать заказ исключительно вегетарианских блюд, или сделать заказ и постараться познакомиться с официанткой, или во время общения с официантом постараться как можно больше практиковать английский язык (как будто вы приехали в страну изучаемого языка и стараетесь как можно больше на нём говорить). Естественно официанты не должны знать об этих дополнительных задачах посетителей. И у официантов могут быть свои задачи тоже. Получаются очень занимательные диалоги.

Из всех возможных вариантов ученик должен выбрать правильное клише, чтобы его правильно поняли.
Из всех возможных вариантов ученик должен выбрать правильное клише, чтобы его правильно поняли.

Метод симуляции

Метод симуляции - это проигрывание определённого сюжета без предварительной подготовки, можно сказать, импровизация. Это тоже форма сюжетно-ролевой игры, но более высокого уровня. Во-первых, всё делается спонтанно, также как и в реальной жизни. А во-вторых, такой метод предполагает не простую, а проблемную ситуацию, где нужно разрешить конфликт, обсудить проблему, прийти к компромиссу, разобрать сложный случай, принять решение и т.д.

Например, у вас неприятности с соседями, они слишком громко включают музыку, как выстроить разговор, чтобы постараться решить эту проблему - сложная задача. Или другой пример: вы проехали свою автобусную остановку в незнакомом городе, постарайтесь выяснить у водителя автобуса/кондуктора как вам лучше поступить. Как видите, примеры довольно жизненные и несут в себе определённую проблему.

Чтобы успешно организовывать симуляцию на своих уроках преподаватель должен быть достаточно компетентен в вопросах коммуникации: уметь анализировать и критически оценивать информацию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, спокойно дискутировать, проявлять терпение к противоположной точке зрения. И учить этому своих учеников. Метод симуляции - это больше чем обучение иностранному языку, это ещё и обучение грамотной коммуникации.

Метод симуляции помогает подросткам взрослеть.
Метод симуляции помогает подросткам взрослеть.

Я перечислила основные приёмы для формирования функционального языка на уроках. Есть и другие.

А что Вы думаете об этих заданиях?