Что такое функциональный язык
Функциональный язык несёт в себе различные функции: попросить о чём-то, поблагодарить, пожаловаться, выразить сочувствие, отреагировать на новость, пожелать счастливого пути и т.д. Другими словами, это повседневный язык, который мы используем в различных ситуациях общения. Здесь же можно упомянуть различные места, где происходит специфическое общение, то есть общение, основанное на определённых устоявшихся выражениях/клише: в кафе/ресторане, в аэропорту/на вокзале, в магазине/на рынке, в банке, на собеседовании и т.д.
Способы его формирования на уроках
На уроке мы с учащимися находимся в учебной ситуации, которую можно наполнять различными элементами. Например, мы можем проигрывать различные устные ситуации общения, от микро диалогов, до полноценных сюжетно-ролевых игр и симуляций.
Но подобные задания (как на фото выше) должны быть на регулярной основе, а не представлять собой театрализованное представление, которое происходит один раз в год.
Работать над функциональным языком нужно регулярно, тогда будет результат! На уроках практики как раз можно этим заняться. А что же это ещё если не практика?
Функциональные микро диалоги - различные ситуации общения
Самый первый этап, если идти от простого к сложному - это микро диалоги. Именно с ними можно отработать нужные в разных ситуациях общения клише. Эти диалоги, их можно назвать ситуациями общения, должны быть обязательно аутентичными и состоять из 4-6 реплик. Аутентичность научит реальному и современному разговорному языку, а небольшое количество реплик позволит как следует их потренировать, например, в парах сменного состава.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра обязательно должна включать в себя воображаемую ситуацию, которая состоит из сюжета и ролей. Что и видно из названия данного приёма. Например, сюжетом может быть приём у врача-ветеринара, а роли - ветеринар и хозяин питомца, у которого, например, болят ушки.
Сюжет может быть детально прописанным, а может давать только основное направление для общения и множество вариантов игры. Роли тоже можно прописать подробно, а можно очень кратко. Чем старше дети, тем подробнее нужно прописывать роли (только роли, а не сам диалог), так как в своих ответах они должны через язык отразить личность, которую они играют. Это довольно серьёзно усложняет задание, но делает его интересным и необычным.
Например, в кафе можно просто сделать заказ, а можно попытаться сделать заказ исключительно вегетарианских блюд, или сделать заказ и постараться познакомиться с официанткой, или во время общения с официантом постараться как можно больше практиковать английский язык (как будто вы приехали в страну изучаемого языка и стараетесь как можно больше на нём говорить). Естественно официанты не должны знать об этих дополнительных задачах посетителей. И у официантов могут быть свои задачи тоже. Получаются очень занимательные диалоги.
Метод симуляции
Метод симуляции - это проигрывание определённого сюжета без предварительной подготовки, можно сказать, импровизация. Это тоже форма сюжетно-ролевой игры, но более высокого уровня. Во-первых, всё делается спонтанно, также как и в реальной жизни. А во-вторых, такой метод предполагает не простую, а проблемную ситуацию, где нужно разрешить конфликт, обсудить проблему, прийти к компромиссу, разобрать сложный случай, принять решение и т.д.
Например, у вас неприятности с соседями, они слишком громко включают музыку, как выстроить разговор, чтобы постараться решить эту проблему - сложная задача. Или другой пример: вы проехали свою автобусную остановку в незнакомом городе, постарайтесь выяснить у водителя автобуса/кондуктора как вам лучше поступить. Как видите, примеры довольно жизненные и несут в себе определённую проблему.
Чтобы успешно организовывать симуляцию на своих уроках преподаватель должен быть достаточно компетентен в вопросах коммуникации: уметь анализировать и критически оценивать информацию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, спокойно дискутировать, проявлять терпение к противоположной точке зрения. И учить этому своих учеников. Метод симуляции - это больше чем обучение иностранному языку, это ещё и обучение грамотной коммуникации.
Я перечислила основные приёмы для формирования функционального языка на уроках. Есть и другие.