Найти тему

История искусства: Примитивизм. Возвращение к истокам и несхожесть

К началу XX века разрушительный демарш авангардистов способствует кризису творчества, и примитивное искусство, уходя от академической истории, становится предметом нового внимания.

Анри Руссо, Спящая цыганка, 1897
Анри Руссо, Спящая цыганка, 1897

Примитивизм - это тенденция, которая на протяжении ХХ века прославилась пересмотром «примитива».

Нико Пиросмани, Черный лев, 1917
Нико Пиросмани, Черный лев, 1917

«Дикое» как модель

Принято отличать экзотическую привлекательность «дикого», которая связана только с иконографическим размером изображения (по образцу «ориентализма»), от стилистического примитивизма, заключающегося в использовании формальных заимствований, то есть пластического введения разработанных форм неевропейского искусства, как это сделали Гоген

Поль Гоген, Nafea faa ipoipo , 1892
Поль Гоген, Nafea faa ipoipo , 1892

или Пикассо.

Пабло Пикассо, Автопортрет, 1907
Пабло Пикассо, Автопортрет, 1907

Помимо этого примитивизм может быть осмыслен как «подготовительная модель». С этого момента «примитив» рассматривается как способ создания особых творческих процессов, а также как возможность приблизиться к исконному образу мысли (шаманизм, который заворожил сюрреалистов или Йозефа Бойса).

Йозеф Бойс, Как объяснить картины мёртвому зайцу, 1965
Йозеф Бойс, Как объяснить картины мёртвому зайцу, 1965

Кто такой «примитив»?

«Примитив» для европейских художников - это, прежде всего, явление не европейское (в начале века - «племенные» искусства, главным образом, Африки и Океании), то есть далекое от классического наследия, которое они стремятся ниспровергнуть.

Статуя Моаи Кавакава
Статуя Моаи Кавакава

«Дикарь» для «белого человека» является не цивилизованным, то есть не извращенным, откуда, в более широком смысле, возникают «примитивы»: крестьянин, ребенок или безумец, как свидетельствует об этом движение русского неопримитивизма или грубого искусства.

Георгий Рублев, Партийное собрание на фабрике, 1933
Георгий Рублев, Партийное собрание на фабрике, 1933

Историографическая проблема

Открытие «племенного» искусства связано прежде всего с колониальной экспансией. Первобытное искусство находит пристанище в парижском Этнографическом музее, открытом в 1882 году, но также можно найти статуи или маски на выставках колониального искусства или на блошиных рынках, и только с 1906 года этим начинают интересоваться торговцы предметами искусства.

Маски африканских племен
Маски африканских племен

Примитивизм подчиняется воображению до тех пор, пока он осмыслен как категория социального дарвинизма, застывшего и антиисторического, который как бы объединяет такие разные культуры, как африканская, полинезийская и даже алеутская. Преодолевая предрассудки, художники позитивно принимают «чужие» («другие») формы и символы, тем самым доводя до кризиса собственные эстетические условности.

Бонифачо Контрерас, Женщина с африканской маской на боку, 2021
Бонифачо Контрерас, Женщина с африканской маской на боку, 2021

Известные произведения

ОФИЦЕРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК

Михаил Ларионов, 1907

Михаил Ларионов, Офицерский цирюльник, 1907
Михаил Ларионов, Офицерский цирюльник, 1907

Русские неопримитивы (Ларионов, Гончарова, «Бубновый валет», созданный в 1910 году) отбрасывают академическую имитацию натуры, возвращаясь к экспрессивности. Модернизм находит новый эталон в безвкусных популярных картинах (лубок) и, что парадоксально, в национальной традиции икон.

Наталья Гончарова, Рыбаки, 1909
Наталья Гончарова, Рыбаки, 1909

Раскрашенные вывески очаровывают Ларионова, который в своей серии «Цирюльники» передает их прочитываемый характер, а также утрированные жесты. Сюжет не поэтичный, отработан без героизации, но с экспрессивностью.

КУПАЛЬЩИЦЫ, БРОСАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА В КАМЫШ

Эрнст Людвиг Кирхнер, 1909

Эрнст Людвиг Кирхнер, Купальщицы, бросающие друг друга в камыш, 1909
Эрнст Людвиг Кирхнер, Купальщицы, бросающие друг друга в камыш, 1909

Художники группы «Мост» считают, что заимствуют у «примитивов» некоторую близкую связь с натурой, а также предполагаемую свободу нравов (община, нудизм). Программа группы «Мост» предлагает «объяснить быстро и достоверно то, что побуждает к творчеству». Именно в Этнографическом музее Дрездена Кирхнер открывает океанийское искусство Палау - архипелага в Тихом океане, в группе Каролинских островов, - которое связывает с гравюрой по дереву (физическая связь с грубым материалом, отказ от мольберта) экспрессивный цвет.

Резьба по дереву, Палау
Резьба по дереву, Палау

ГОЛОВА

Амадео Модильяни, 1911-1912

Амадео Модильяни, Голова, 1911-1912
Амадео Модильяни, Голова, 1911-1912

По примеру своего друга Бранкузи, Модильяни выбирает ссылки на «племенные» искусства, речь здесь идет об отказе от влияния Родена. Если имеет место африканская ссылка, то это баульские маски (удлиненная форма, рот в виде ромба).

Маска народа Бауле
Маска народа Бауле

Как и когда Модильяни открыл это искусство, остается неясным. Модильяни осмысливал свои головы как совокупность. Друзья художника писали, что «по вечерам он ставил свечи на макушку каждой из них, и создавался эффект примитивного храма». Таким образом, искусство приобретало сакральное измерение.

МАСКА

Марсель Жанко, 1919

Марсель Жанко, Маска, 1919
Марсель Жанко, Маска, 1919

Жанко не сообщает никакого постоянства тому, что он производит. Он создает хрупкие маски, сделанные из отбросов, и превозносит уродство. Сходство с африканскими масками отдаленное. Что обращает на себя внимание, так это некоторая идея «дикости», ниспровержения. «Маски просто требуют, чтобы те, кто их носит, усваивали движения некоего трагически абсурдного танца». Именно на вечеринках дадаистов проявляется эта странная видимость ритуалов, где пользуются «примитивом», чтобы отодвинуть границы разума и благопристойности.

Для продолжения и новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: