К началу XX века разрушительный демарш авангардистов способствует кризису творчества, и примитивное искусство, уходя от академической истории, становится предметом нового внимания.
Примитивизм - это тенденция, которая на протяжении ХХ века прославилась пересмотром «примитива».
«Дикое» как модель
Принято отличать экзотическую привлекательность «дикого», которая связана только с иконографическим размером изображения (по образцу «ориентализма»), от стилистического примитивизма, заключающегося в использовании формальных заимствований, то есть пластического введения разработанных форм неевропейского искусства, как это сделали Гоген
или Пикассо.
Помимо этого примитивизм может быть осмыслен как «подготовительная модель». С этого момента «примитив» рассматривается как способ создания особых творческих процессов, а также как возможность приблизиться к исконному образу мысли (шаманизм, который заворожил сюрреалистов или Йозефа Бойса).
Кто такой «примитив»?
«Примитив» для европейских художников - это, прежде всего, явление не европейское (в начале века - «племенные» искусства, главным образом, Африки и Океании), то есть далекое от классического наследия, которое они стремятся ниспровергнуть.
«Дикарь» для «белого человека» является не цивилизованным, то есть не извращенным, откуда, в более широком смысле, возникают «примитивы»: крестьянин, ребенок или безумец, как свидетельствует об этом движение русского неопримитивизма или грубого искусства.
Историографическая проблема
Открытие «племенного» искусства связано прежде всего с колониальной экспансией. Первобытное искусство находит пристанище в парижском Этнографическом музее, открытом в 1882 году, но также можно найти статуи или маски на выставках колониального искусства или на блошиных рынках, и только с 1906 года этим начинают интересоваться торговцы предметами искусства.
Примитивизм подчиняется воображению до тех пор, пока он осмыслен как категория социального дарвинизма, застывшего и антиисторического, который как бы объединяет такие разные культуры, как африканская, полинезийская и даже алеутская. Преодолевая предрассудки, художники позитивно принимают «чужие» («другие») формы и символы, тем самым доводя до кризиса собственные эстетические условности.
Известные произведения
ОФИЦЕРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК
Михаил Ларионов, 1907
Русские неопримитивы (Ларионов, Гончарова, «Бубновый валет», созданный в 1910 году) отбрасывают академическую имитацию натуры, возвращаясь к экспрессивности. Модернизм находит новый эталон в безвкусных популярных картинах (лубок) и, что парадоксально, в национальной традиции икон.
Раскрашенные вывески очаровывают Ларионова, который в своей серии «Цирюльники» передает их прочитываемый характер, а также утрированные жесты. Сюжет не поэтичный, отработан без героизации, но с экспрессивностью.
КУПАЛЬЩИЦЫ, БРОСАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА В КАМЫШ
Эрнст Людвиг Кирхнер, 1909
Художники группы «Мост» считают, что заимствуют у «примитивов» некоторую близкую связь с натурой, а также предполагаемую свободу нравов (община, нудизм). Программа группы «Мост» предлагает «объяснить быстро и достоверно то, что побуждает к творчеству». Именно в Этнографическом музее Дрездена Кирхнер открывает океанийское искусство Палау - архипелага в Тихом океане, в группе Каролинских островов, - которое связывает с гравюрой по дереву (физическая связь с грубым материалом, отказ от мольберта) экспрессивный цвет.
ГОЛОВА
Амадео Модильяни, 1911-1912
По примеру своего друга Бранкузи, Модильяни выбирает ссылки на «племенные» искусства, речь здесь идет об отказе от влияния Родена. Если имеет место африканская ссылка, то это баульские маски (удлиненная форма, рот в виде ромба).
Как и когда Модильяни открыл это искусство, остается неясным. Модильяни осмысливал свои головы как совокупность. Друзья художника писали, что «по вечерам он ставил свечи на макушку каждой из них, и создавался эффект примитивного храма». Таким образом, искусство приобретало сакральное измерение.
МАСКА
Марсель Жанко, 1919
Жанко не сообщает никакого постоянства тому, что он производит. Он создает хрупкие маски, сделанные из отбросов, и превозносит уродство. Сходство с африканскими масками отдаленное. Что обращает на себя внимание, так это некоторая идея «дикости», ниспровержения. «Маски просто требуют, чтобы те, кто их носит, усваивали движения некоего трагически абсурдного танца». Именно на вечеринках дадаистов проявляется эта странная видимость ритуалов, где пользуются «примитивом», чтобы отодвинуть границы разума и благопристойности.
Для продолжения и новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: