Пережив вместе со всей Европой ужасы войны, художники группы «Кобра» взывают к инстинкту, спонтанности и свободе, чтобы восстановить связь между жизнью и искусством по примеру примитивных сообществ.
К международной открытости
Именно в Париже, в кафе «Нотр-Дам», 8 ноября 1948 года было принято решение о создании группы «Кобра» (слово, состоящее из первых слогов столиц, откуда происходят корни художников, - Копенгаген, Брюссель и Амстердам). Она объединяет художников и писателей из Дании, Бельгии и Нидерландов. Возглавили группу датчанин Асгер Йорн, голландец Карел Аппел и бельгиец Корней де Лион. Группа проводила выставки в Копенгагене (1948), Амстердаме (1949) и Льеже (1951).
Активная вплоть до ноября 1951 года, «Кобра» требует «интернационализации авангарда» за пределами пока еще только одной парижской сцены и организуется в Интернационал художников-экспериментаторов (IAE). Стремление к интернационализму, которое характеризуется тесными контактами с художниками из разных стран, сопровождается исследованием «форм общей реальности» (Йорн), то есть от искусства к исследованию истоков. Несмотря на короткое существование, «Кобра» оказала свое влияние на немецких, английских, французских, исландских и японских художников.
«Художники-экспериментаторы»
Художники «Кобры» отбрасывают всякий рационализм, а также геометрическую абстракцию и реализм, и превозносят искусство, основанное на экспериментах свободы, на естественных и инстинктивных ценностях, а также формы коллективной деятельности. «Кобра» отдает предпочтение «спонтанности», резкости жеста, обилию цвета, поиску форм и фигур в «примитивных» или народных искусствах. Критикуя сюрреалистический «психический автоматизм» (непроизвольность), «Кобра» противопоставляет ему «творческий автоматизм» и подчеркивает значение акта живописи: «Факт самовыражения - это физический акт, материализующий мысль» (Йорн).
Признавая за материей ее собственную экспрессивность, творческий процесс «Кобры» способствует возникновению мира до-логических архетипов и рождению изображения, которое обнаруживает реальность будущего. Повторяющиеся мотивы, такие как женщина, ребенок, но также солнце, луна и звезды, создают фантастичный бестиарий, который передает мифический профиль произведения. За пределами проблемы изображения и абстракции «Кобра» отстаивает искусство как существование в чистом состоянии.
Известные произведения
В ДЕЙСТВИИ ОНИ ПОКАЗАЛИ ИСТОЧНИК СВОЕЙ КРАСОТЫ
Карел Аппел
После участия в 1948 году в создании голландской экспериментальной группы со своими соотечественниками Констаном и Корнейем и в журнале «Рефлекс» Карел Аппел вступает в группу «Кобра». В этой синтетической композиции художник совмещает форму и содержание, рисунок и цвет. Нарисованный быстрым и упрощенным штрихом персонаж, одетый в яркие тона, напоминает детские рисунки или рисунки примитивов. Это экспрессивное изображение символизирует активность участников «Кобры».
РАССПРАШИВАЮЩИЕ ДЕТИ
Карел Аппел, 1948
Тема ребенка становится символом бунта художника. Невинные и обвиняющие дети задают вопросы и беспокоят зрителя своим фронтальным присутствием и своими круглыми вопрошающими глазами. Повторяемая много раз тема вызвала скандал, повлекший закрытие фрески на ратуше Амстердама. Аппел вместе с Констаном и Корнейем покинули свою страну в 1950 году и отправились в Париж. Отказываясь от всякой живописной преграды, Аппел вводит спонтанность и силу примитивистского искусства в «тотемные фигуры», написанные левой рукой. Элементарная структура этих изображений сочетается с резким хроматизмом, а также с конструкцией грубо обтесанных деревянных частей - свободный и изобретательный творческий акт превращается в детскую игру.
МОЛОДАЯ ДЕВУШКА И СМЕРТЬ
Пьер Алешинский, 1966-1967
Алешинский создает движение туда и обратно между центральной композицией и «примечаниями, написанными на полях» и снимает всякую возможность охватить картину с первого взгляда. Рисунок, сделанный черными чернилами на полях, отсылает к картине, ведущей диалог между двумя способами выражения. Фрагментарные изображения по краям не комментируют написанное произведение, но усиливают его формальный и цветной аспект.
От «Кобры» Алешинский берет спонтанность, свободу движения и позволяет материалу участвовать в динамике композиции. Если акриловое волокно покрывает бумагу, способствуя возникновению человеческих и спектральных форм, с захватывающими пространство волосами, то графическое изображение способствует появлению специфичности и качеству основы.
СТАЛИНГРАД
Асгер Йорн, 1972
Сохраняя верность инстинктивной жесткой экспрессии, Йорн предпочитает не содержание, а спонтанность исполнения. Беспорядочная, почти без мотива, картина отказывается от всяких правил, кроме правила мятежной свободы. Инстинктивное могущество движения опирается на силу чистого цвета - Йорн превращает широкие мазки в волокна и цветные пятна, которые поддерживают диалог между физическим и духовным началами.