Найти тему

История искусства: «Кобра». Свободное искусство и свобода искусства

Оглавление

Пережив вместе со всей Европой ужасы войны, художники группы «Кобра» взывают к инстинкту, спонтанности и свободе, чтобы восстановить связь между жизнью и искусством по примеру примитивных сообществ.

Констант Нивенхейс, Без названия (Копенгаген), 1949
Констант Нивенхейс, Без названия (Копенгаген), 1949

К международной открытости

Именно в Париже, в кафе «Нотр-Дам», 8 ноября 1948 года было принято решение о создании группы «Кобра» (слово, состоящее из первых слогов столиц, откуда происходят корни художников, - Копенгаген, Брюссель и Амстердам). Она объединяет художников и писателей из Дании, Бельгии и Нидерландов. Возглавили группу датчанин Асгер Йорн, голландец Карел Аппел и бельгиец Корней де Лион. Группа проводила выставки в Копенгагене (1948), Амстердаме (1949) и Льеже (1951).

Асгер Йорн, Беспокойный утёнок, 1959
Асгер Йорн, Беспокойный утёнок, 1959

Активная вплоть до ноября 1951 года, «Кобра» требует «интернационализации авангарда» за пределами пока еще только одной парижской сцены и организуется в Интернационал художников-экспериментаторов (IAE). Стремление к интернационализму, которое характеризуется тесными контактами с художниками из разных стран, сопровождается исследованием «форм общей реальности» (Йорн), то есть от искусства к исследованию истоков. Несмотря на короткое существование, «Кобра» оказала свое влияние на немецких, английских, французских, исландских и японских художников.

Карл-Хеннинг Педерсен, Легенда о золотом дереве, 1948
Карл-Хеннинг Педерсен, Легенда о золотом дереве, 1948

«Художники-экспериментаторы»

Художники «Кобры» отбрасывают всякий рационализм, а также геометрическую абстракцию и реализм, и превозносят искусство, основанное на экспериментах свободы, на естественных и инстинктивных ценностях, а также формы коллективной деятельности. «Кобра» отдает предпочтение «спонтанности», резкости жеста, обилию цвета, поиску форм и фигур в «примитивных» или народных искусствах. Критикуя сюрреалистический «психический автоматизм» (непроизвольность), «Кобра» противопоставляет ему «творческий автоматизм» и подчеркивает значение акта живописи: «Факт самовыражения - это физический акт, материализующий мысль» (Йорн).

Пьер Алешинский, Starboard (Tribord), 1986
Пьер Алешинский, Starboard (Tribord), 1986

Признавая за материей ее собственную экспрессивность, творческий процесс «Кобры» способствует возникновению мира до-логических архетипов и рождению изображения, которое обнаруживает реальность будущего. Повторяющиеся мотивы, такие как женщина, ребенок, но также солнце, луна и звезды, создают фантастичный бестиарий, который передает мифический профиль произведения. За пределами проблемы изображения и абстракции «Кобра» отстаивает искусство как существование в чистом состоянии.

Эгилл Якобсен, Accumulation, 1938
Эгилл Якобсен, Accumulation, 1938

Известные произведения

В ДЕЙСТВИИ ОНИ ПОКАЗАЛИ ИСТОЧНИК СВОЕЙ КРАСОТЫ

Карел Аппел

Карел Аппел, В действии они показали источник своей красоты
Карел Аппел, В действии они показали источник своей красоты

После участия в 1948 году в создании голландской экспериментальной группы со своими соотечественниками Констаном и Корнейем и в журнале «Рефлекс» Карел Аппел вступает в группу «Кобра». В этой синтетической композиции художник совмещает форму и содержание, рисунок и цвет. Нарисованный быстрым и упрощенным штрихом персонаж, одетый в яркие тона, напоминает детские рисунки или рисунки примитивов. Это экспрессивное изображение символизирует активность участников «Кобры».

Констант, After Us, Liberty, 1949
Констант, After Us, Liberty, 1949

РАССПРАШИВАЮЩИЕ ДЕТИ

Карел Аппел, 1948

Карел Аппел, Расспрашивающие дети, 1948
Карел Аппел, Расспрашивающие дети, 1948

Тема ребенка становится символом бунта художника. Невинные и обвиняющие дети задают вопросы и беспокоят зрителя своим фронтальным присутствием и своими круглыми вопрошающими глазами. Повторяемая много раз тема вызвала скандал, повлекший закрытие фрески на ратуше Амстердама. Аппел вместе с Констаном и Корнейем покинули свою страну в 1950 году и отправились в Париж. Отказываясь от всякой живописной преграды, Аппел вводит спонтанность и силу примитивистского искусства в «тотемные фигуры», написанные левой рукой. Элементарная структура этих изображений сочетается с резким хроматизмом, а также с конструкцией грубо обтесанных деревянных частей - свободный и изобретательный творческий акт превращается в детскую игру.

Карел Аппел, Гип-гип, ура!, 1949
Карел Аппел, Гип-гип, ура!, 1949

МОЛОДАЯ ДЕВУШКА И СМЕРТЬ

Пьер Алешинский, 1966-1967

Пьер Алешинский, Молодая девушка и смерть, 1966-1967
Пьер Алешинский, Молодая девушка и смерть, 1966-1967

Алешинский создает движение туда и обратно между центральной композицией и «примечаниями, написанными на полях» и снимает всякую возможность охватить картину с первого взгляда. Рисунок, сделанный черными чернилами на полях, отсылает к картине, ведущей диалог между двумя способами выражения. Фрагментарные изображения по краям не комментируют написанное произведение, но усиливают его формальный и цветной аспект.

Пьер Алешинский, Central Park, 1965
Пьер Алешинский, Central Park, 1965

От «Кобры» Алешинский берет спонтанность, свободу движения и позволяет материалу участвовать в динамике композиции. Если акриловое волокно покрывает бумагу, способствуя возникновению человеческих и спектральных форм, с захватывающими пространство волосами, то графическое изображение способствует появлению специфичности и качеству основы.

СТАЛИНГРАД

Асгер Йорн, 1972

Асгер Йорн, Сталинград, 1972
Асгер Йорн, Сталинград, 1972

Сохраняя верность инстинктивной жесткой экспрессии, Йорн предпочитает не содержание, а спонтанность исполнения. Беспорядочная, почти без мотива, картина отказывается от всяких правил, кроме правила мятежной свободы. Инстинктивное могущество движения опирается на силу чистого цвета - Йорн превращает широкие мазки в волокна и цветные пятна, которые поддерживают диалог между физическим и духовным началами.

Асгер Йорн, Мертвые пьяные датчане, 1960
Асгер Йорн, Мертвые пьяные датчане, 1960
Асгер Йорн, Письмо моему сыну, 1957
Асгер Йорн, Письмо моему сыну, 1957