Выйдя из галереи, художники лэнд-арта стали работать в прямом контакте с пейзажем. Будучи привязанными к местности, они часто лишь с помощью фотографии могут показать публике свои мимолетные произведения.
Возникший в Америке и связанный с большими пространствами Запада, лэнд-арт иногда уводит художников в иную среду, на север - в Канаду, в Исландию, Арктику. Это влечение к Северу и его просторам, конечно же, единственная связь, объединяющая лэнд-арт с романтическим пейзажем. Далекие от внутреннего опыта давлеющей натуры, художники лэнд-арта работают с мимолетной окружающей средой, моделируют ее и затем отдают ее во власть времени и забвения.
Если художник-романтик получал от гор ощущение выхода в беспредельность, то художник лэнд-арта получал лишь след, документ, свидетельствующий о том, что было: о месте, о продолжительности, о своеобразии.
Прямой опыт и фотография
Художники Роберт Смитсон, Майкл Хейзер, Деннис Оппенгейм и Джордж Тракас стремятся к поиску прямого восприятия произведений на местности. В 1970-е годы эти первые художники лэнд-арта и экологии заражаются идеей энтропии.
Критикуя американское «официальное» искусство, они приглашают встретиться с их произведениями в самой местности, увидеть пейзаж, не думая о том, что однажды нужно будет вернуться в музей. Тесная связь, которую местность поддерживает с произведением, позволит многим работам лэнд-арта оставаться на месте до тех пор, пока их не разрушит время.
Однако, чтобы поддержать и показать эти произведения за пределами местности (но также и за рамками господствующих рассуждений), внимание привлекается фотографией и ее традиционной экспозицией, доносящими до публики иногда уже исчезнувшие предметы. Таким образом, лэнд-арт всегда парадоксален, одновременно удаленный от всякого изображения и чаще всего известный только через изображения.
Эти произведения не связаны ни с музеями, ни с коллекциями, даже если сегодня некоторые центры искусства пытаются предоставить местность для группы произведений и открыть ее для прогулок.
Материалы
Первые американские художники лэнд-арта часто используют привнесенные материалы, но постепенно произведения становятся лишь перемещением уже присутствующего материала с тем, чтобы минимизировать вмешательство. Работа сводится к простым действиям, без машин и инструментов. Британские художники Ричард Лонг, Хеймиш Фултон или Ян Гамильтон Финлей делают единственным инструментом искусства прогулки по местности, сопровождающиеся размышлениями и действиями, основанными на прожитом опыте.
Известные произведения
СПИРАЛЬ ДЖЕТТИ
Роберт Смитсон, 1970
Ил, кристаллы соли, каменистые части и вода, Большое Солёное озеро, Юта
Ведущее произведение лэнд-арта - спиральная дамба, построенная в штате Юта у Большого Соленого озера при помощи бульдозера - вновь возникает после исчезновения, продлившегося двадцать лет. Эта спираль напоминает рисунки наска, известные в Южной Америке, и состоит только из геологических материалов. Публике она знакома главным образом по фотографии и по фильму, где Смитсон, за которым следует камера, бежит по спирали к центру.
ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ НА ЗАМЕРЗШЕЙ ЗЕМЛЕ
Энди Голдсуорти
Анкоридж, Аляска
Часто критикуемый за эстетический вид своих произведений, Энди Голдсуорти создает здесь легкое произведение; скованные ледниками Аляски, ветки некоторое время поддерживаются в установленной для них форме. Художник использует неоднородный элемент, посторонний для пейзажа. В отличие от многих произведений лэнд-арта, работы Энди Голдсуорти не предполагают никакого непосредственного опыта зрителя. Произведение обретает свою форму только из одной точки обозрения - очень традиционной фронтальности, продиктованной фотографией.
ПОЛЕ, ОСВЕЩЕННОЕ МОЛНИЕЙ
Уолтер де Мария, 1981
400 стальных мачт, Нью-Мексико
Произведение состоит не из элементов пейзажа, а модификаций, из которых они вытекают. Художник покрывает остриями из 400 громоотводов поле в Нью-Мексико, провоцируя при каждой новой грозе иллюминацию, которую он не может обуздать. Фотографии увековечивают мгновенные формы пейзажа, делая видимым эффект, производимый при помощи действия. Эта инсталляция, не предусмотренная для украшения местности, позволяет увидеть образ спровоцированного апокалипсиса. Лэнд-арт, несмотря на сотворенный им разрыв в истории пейзажа, обнаруживает восторг XVIII века перед «приятным ужасом», страх, усмиренный господствующей природой.
ОДИННАДЦАТИДНЕВНАЯ ПРОГУЛКА В ГОРАХ СЕВЕРНЕЕ КИОТО: ПО ДОРОГЕ
Ричард Лонг, 1992
Ричард Лонг шагает по природе, не имея ничего общего с романтичным путешественником или любителем живописности. От его опыта всякий раз остается лишь несколько изображений пейзажа, слегка отмеченного его участием. Точная легенда отправляет к длительности во времени, которую не показывает фотография, документально подтвержденная географическими картами, которые воссоздают весь маршрут. Нет ничего забавного в этих хождениях по пустынным пространствам в Исландии, Великобритании или, как здесь, в Японии. Следы, которые оставляет иногда Лонг, никогда не сделаны из внесенных материалов, они состоят из ощутимых перемещений элементов пейзажа, по мимолетным геометрическим формам, которые выдают вмешательство человека.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: