Найти тему

История искусства: Лэнд-арт. Вновь изобретенный пейзаж

Оглавление

Выйдя из галереи, художники лэнд-арта стали работать в прямом контакте с пейзажем. Будучи привязанными к местности, они часто лишь с помощью фотографии могут показать публике свои мимолетные произведения.

Милтон Бесерра, Метеорит, 1985
Милтон Бесерра, Метеорит, 1985

Возникший в Америке и связанный с большими пространствами Запада, лэнд-арт иногда уводит художников в иную среду, на север - в Канаду, в Исландию, Арктику. Это влечение к Северу и его просторам, конечно же, единственная связь, объединяющая лэнд-арт с романтическим пейзажем. Далекие от внутреннего опыта давлеющей натуры, художники лэнд-арта работают с мимолетной окружающей средой, моделируют ее и затем отдают ее во власть времени и забвения.

Яцек Тылицки, Natural Art, № 183, (Созданное Природой), Южная Швеция,1976
Яцек Тылицки, Natural Art, № 183, (Созданное Природой), Южная Швеция,1976

Если художник-романтик получал от гор ощущение выхода в беспредельность, то художник лэнд-арта получал лишь след, документ, свидетельствующий о том, что было: о месте, о продолжительности, о своеобразии.

Джеймс Таррелл, Спутниковый снимок Roden Crater в Аризоне, 1972
Джеймс Таррелл, Спутниковый снимок Roden Crater в Аризоне, 1972

Прямой опыт и фотография

Художники Роберт Смитсон, Майкл Хейзер, Деннис Оппенгейм и Джордж Тракас стремятся к поиску прямого восприятия произведений на местности. В 1970-е годы эти первые художники лэнд-арта и экологии заражаются идеей энтропии.

Джордж Тракас, Pont Épée, Франция, 1985
Джордж Тракас, Pont Épée, Франция, 1985

Критикуя американское «официальное» искусство, они приглашают встретиться с их произведениями в самой местности, увидеть пейзаж, не думая о том, что однажды нужно будет вернуться в музей. Тесная связь, которую местность поддерживает с произведением, позволит многим работам лэнд-арта оставаться на месте до тех пор, пока их не разрушит время.

Деннис Оппенгейм, Engagement, Ванкувер, Канада, 2014
Деннис Оппенгейм, Engagement, Ванкувер, Канада, 2014

Однако, чтобы поддержать и показать эти произведения за пределами местности (но также и за рамками господствующих рассуждений), внимание привлекается фотографией и ее традиционной экспозицией, доносящими до публики иногда уже исчезнувшие предметы. Таким образом, лэнд-арт всегда парадоксален, одновременно удаленный от всякого изображения и чаще всего известный только через изображения.

Майкл Хейзер, Double Negative, Невада, 1969
Майкл Хейзер, Double Negative, Невада, 1969

Эти произведения не связаны ни с музеями, ни с коллекциями, даже если сегодня некоторые центры искусства пытаются предоставить местность для группы произведений и открыть ее для прогулок.

Роберт Смитсон, Разорванный круг, Эммен, Нидерланды, 1971
Роберт Смитсон, Разорванный круг, Эммен, Нидерланды, 1971

Материалы

Первые американские художники лэнд-арта часто используют привнесенные материалы, но постепенно произведения становятся лишь перемещением уже присутствующего материала с тем, чтобы минимизировать вмешательство. Работа сводится к простым действиям, без машин и инструментов. Британские художники Ричард Лонг, Хеймиш Фултон или Ян Гамильтон Финлей делают единственным инструментом искусства прогулки по местности, сопровождающиеся размышлениями и действиями, основанными на прожитом опыте.

Хеймиш Фултон, Семь шагов, 2003
Хеймиш Фултон, Семь шагов, 2003
Ричард Лонг, A Line and Tracks in Bolivia, 1981
Ричард Лонг, A Line and Tracks in Bolivia, 1981
Ян Гамильтон Финлей, Маленькая Спарта, Шотландия, 1966
Ян Гамильтон Финлей, Маленькая Спарта, Шотландия, 1966

Известные произведения

СПИРАЛЬ ДЖЕТТИ

Роберт Смитсон, 1970

Ил, кристаллы соли, каменистые части и вода, Большое Солёное озеро, Юта

Роберт Смитсон, Спираль Джетти, 1970
Роберт Смитсон, Спираль Джетти, 1970

Ведущее произведение лэнд-арта - спиральная дамба, построенная в штате Юта у Большого Соленого озера при помощи бульдозера - вновь возникает после исчезновения, продлившегося двадцать лет. Эта спираль напоминает рисунки наска, известные в Южной Америке, и состоит только из геологических материалов. Публике она знакома главным образом по фотографии и по фильму, где Смитсон, за которым следует камера, бежит по спирали к центру.

Роберт Смитсон, Спираль Джетти, 1970
Роберт Смитсон, Спираль Джетти, 1970

ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ НА ЗАМЕРЗШЕЙ ЗЕМЛЕ

Энди Голдсуорти

Анкоридж, Аляска

Энди Голдсуорти, Ветви деревьев на замершей земле
Энди Голдсуорти, Ветви деревьев на замершей земле

Часто критикуемый за эстетический вид своих произведений, Энди Голдсуорти создает здесь легкое произведение; скованные ледниками Аляски, ветки некоторое время поддерживаются в установленной для них форме. Художник использует неоднородный элемент, посторонний для пейзажа. В отличие от многих произведений лэнд-арта, работы Энди Голдсуорти не предполагают никакого непосредственного опыта зрителя. Произведение обретает свою форму только из одной точки обозрения - очень традиционной фронтальности, продиктованной фотографией.

ПОЛЕ, ОСВЕЩЕННОЕ МОЛНИЕЙ

Уолтер де Мария, 1981

400 стальных мачт, Нью-Мексико

Уолтер де Мария, Поле, освещенное молнией, 1981
Уолтер де Мария, Поле, освещенное молнией, 1981

Произведение состоит не из элементов пейзажа, а модификаций, из которых они вытекают. Художник покрывает остриями из 400 громоотводов поле в Нью-Мексико, провоцируя при каждой новой грозе иллюминацию, которую он не может обуздать. Фотографии увековечивают мгновенные формы пейзажа, делая видимым эффект, производимый при помощи действия. Эта инсталляция, не предусмотренная для украшения местности, позволяет увидеть образ спровоцированного апокалипсиса. Лэнд-арт, несмотря на сотворенный им разрыв в истории пейзажа, обнаруживает восторг XVIII века перед «приятным ужасом», страх, усмиренный господствующей природой.

ОДИННАДЦАТИДНЕВНАЯ ПРОГУЛКА В ГОРАХ СЕВЕРНЕЕ КИОТО: ПО ДОРОГЕ

Ричард Лонг, 1992

Ричард Лонг, Одиннадцатидневная прогулка в горах севернее Киото: По дороге, 1992
Ричард Лонг, Одиннадцатидневная прогулка в горах севернее Киото: По дороге, 1992

Ричард Лонг шагает по природе, не имея ничего общего с романтичным путешественником или любителем живописности. От его опыта всякий раз остается лишь несколько изображений пейзажа, слегка отмеченного его участием. Точная легенда отправляет к длительности во времени, которую не показывает фотография, документально подтвержденная географическими картами, которые воссоздают весь маршрут. Нет ничего забавного в этих хождениях по пустынным пространствам в Исландии, Великобритании или, как здесь, в Японии. Следы, которые оставляет иногда Лонг, никогда не сделаны из внесенных материалов, они состоят из ощутимых перемещений элементов пейзажа, по мимолетным геометрическим формам, которые выдают вмешательство человека.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: