Найти тему
Добринские вести

Полгода воевала и всю жизнь работала

1947 год. Мария Горшкова с супругом-фронтовиком Николаем и первой дочкой Галиной.
1947 год. Мария Горшкова с супругом-фронтовиком Николаем и первой дочкой Галиной.

Мария Алексеевна ГОРШКОВА много повидала на своём долгом веку. До войны, будучи девчонкой, трудилась в колхозе трактористкой. Потом грянула война. Вручили повестку на фронт…

— Моя мама родилась в 1920-м году в большой крестьянской семье с 6-ю детьми в Данковском районе, в селе Хрущёво-Подлесное, — рассказывает Галина Николаевна Долматова, жительница 2-й Александровки. – Её отец и мать, чтобы прокормить семью, в какой-то период подались на заработки в Москву, там наш дед был ломовым извозчиком, бабушка устроилась домработницей.

Мария хорошо училась, в родном селе окончила семилетку, но нужда заставила не в десятилетке дальше продолжать учёбу, а идти на двухмесячные курсы трактористов. Тяжело девчонкам было!

— Работала она на первом советском тракторе ХТЗ (Харьковский тракторный завод) с железными колёсами, без кабинки, — продолжает Галина Николаевна, — мама вспоминала всегда, как они завидовали тем, у кого эти кабины были, ведь вся пыль и грязь им доставалась. Хорошо, что Дон рядом, в тёплую погоду можно и помыться, и с себя одежду постирать. А вот в слякоть…

Ещё М.А. Горшкова своим детям и внукам рассказывала, что страшно девушкам бывало, когда трактор останавливался, заглохнув. Вроде и учились, а всё равно досконально не разбирались в своей технике. Просили о помощи старших товарищей. Как бы то ни было, сезон Мария хорошо отработала, заработав целых пять пудов хлеба. Это немало по тем временам. Кормилицей сама в 17 лет стала для семьи.

И всё-таки ей так хотелось учиться! Поехала в столицу к родителям, поступила в библиотечно-торговый техникум. На тот момент престижное учебное заведение, курировала его сама Надежда Константиновна Крупская. Машенька и там себя показала хорошей ученицей. Только до декабря пришлось в техникум походить: зимней одежды не было, обувка разорвалась. И она бросила учёбу. Н.К. Крупская присылала письмо домой, чтоб возвращалась. «Такие ученицы нам нужны», — убеждала Надежда Константиновна свою подопечную. Но не суждено, видно, Марии Алексеевне было продолжить учёбу.

По примеру матери устроилась она нянькой в одну из столичных семей. Хозяева хорошие, уважительные и уважаемые люди, работали в руководстве на одном из заводов Москвы. Только и тут не так уж долго пришлось понянчиться: началась война. Завод вместе с хозяевами эвакуировали далеко на восток. К столице подходили фашисты. И девушка вновь вернулась на малую родину. Хорошо, что успела приехать.

— Но отдыхать не пришлось: маму направили сразу же копать противотанковые рвы в Тульскую область. Как им жутко там приходилось под бомбёжками! Голодные и холодные, со стёртыми до крови ладонями, они копали эти огромные рвы, чтобы остановить фашистские танки.

Вот вернулась Маша из Тульской области, а тут уже её повестка на фронт дожидается.

Осенью 1942-го Марию Алексеевну призвали в прачечный отряд, только она ничего не стирала, её направили охранять склады с оружием. Дома потом рассказывала, как страшно на войне было, говорила и про пленных немцев, что есть просили. Жалко их было…Так на фронте провоевала полгода и тяжело заболела. Привезла справки о своей демобилизации, их забрали весной 1943-го в сельсовете, так и до конца её дней не вернули.

За доблестный труд во время Великой Отечественной войны Марию Алексеевну Горшкову наградили медалью.
За доблестный труд во время Великой Отечественной войны Марию Алексеевну Горшкову наградили медалью.

— Без тех документов мы ничего не могли доказать, — говорит дочка фронтовички. – По возвращении она работала налоговым агентом. Вышла замуж в октябре 1945-го за нашего отца Николая Петровича Горшкова — фронтовика, тяжело раненного в ногу. В 1946-м, 1949-м и 1955-м появились на свет мы, их дети.

Папа работал в колхозе счетоводом сначала, потом парторгом и бухгалтером. Мама же в колхозе трудилась до 75 лет. Её трудолюбию и сноровке мог позавидовать любой молодой человек. Поскольку наш отец имел серьёзное ранение, то и дома основную работу, пока мы не подросли, выполняла тоже она. В 1980-м пережила великое горе: похоронила молодым сына, который тяжело болел. Папа умер в 1992-м.

Женщину без мужа недобрые земляки стали обижать, украли зерно. И дочь Галина забрала Марию Алексеевну на проживание к себе, в Добринский район. Так во Второй Александровке М.А. Горшкова прожила без малого 20 лет (до 2015-го года), похоронена в Мазейке.

Фронтовичка, ветеран труда М.А. Горшкова много лет прожила у дочери Г.Н. Долматовой во 2-й Александровке, похоронена в Мазейке.
Фронтовичка, ветеран труда М.А. Горшкова много лет прожила у дочери Г.Н. Долматовой во 2-й Александровке, похоронена в Мазейке.

Тут по-прежнему удивляла соседей дочери своей работоспособностью, когда почти до 95 лет помогала ей на огороде и во дворе с курами-цыплятами. До последних дней бабушка Маша не оставляла и своё главное увлечение (оно же учение) – чтение книг.

— В местной библиотеке, не говоря уж про нашу домашнюю, мама перечитала все до одного экземпляра, и я ей потом стала привозить книги из районной библиотеки. Тяга к знаниям у неё была очень велика, но так уж сложилась судьба. Да ещё война столько горя принесла, жизнь искалечила.

Тут стоит сказать, что не выучившаяся когда-то в техникуме Мария Алексеевна сделала всё, чтоб её дети получили образование. Моя собеседница, поведавшая нам эту историю, стала учителем, долгое время возглавляла школу во 2-й Александровке, ещё одна дочь Татьяна – работала бухгалтером. Мама Мария ими гордилась.