Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Почти как в жизни. 5 картин Тихамера Маргитая

Оглавление

Время безжалостно. Оно стирает со страниц истории даже те имена, которые в свое время были весьма популярны.

Сейчас мало кто (даже самые преданные любители живописи) помнит имя венгерского художника Тихамера Маргитая (1859–1922). А между тем на рубеже XIX-XX веков репродукции его картин висели в гостиных и супружеских спальнях, в магазинах, салонах красоты и других общественных местах по всей Европе.

Венгерский писатель Дьюла Круди писал, что на протяжении десятилетий представительницы прекрасного пола учились улыбаться, глядя на картины Маргитая.

Художник прославился жанровыми картинами, иногда смешными, иногда трагическими, но чаще всего обыденными, написанными в классической, фотографически точной манере.

Многие картины Тихамера Маргитая - это настоящие "живописные рассказы", которые повествуют о жизни, нравах и обычаях того времени.

Для знакомства с творчеством художника предлагаю посмотреть на пять картин, на всего лишь малую часть его наследия.

1. "Сюрприз для папы", 1889

Сюрприз для папы, 1889. Частная коллекция
Сюрприз для папы, 1889. Частная коллекция

На картине художник изобразил маленький кусочек жизни. В богатом доме у супругов произошла размолвка.

Жена за столом рыдает о своей несчастной доле. Муж вальяжно развалился в кресле с газетой и сигарой во рту, считая себя правым. Он даже не собирается просить прощения у обиженной жены.

Но он пока даже не представляет, какой настоящий скандал разразится в его доме. Потому что появилась дама в мехах, которая настроена решительно дать подобающий урок будущему папе. Ведь на картине видно, что обиженная жена беременна.

Зато об этом уже знает молоденькая служанка с подносом в руках, которая с интересом наблюдает за назревающим скандалом в семье хозяев.

2. "Леди в обмороке", 1890

Леди в обмороке, 1890. Музей и галереи Кирклис. Хаддерсфилд, Англия
Леди в обмороке, 1890. Музей и галереи Кирклис. Хаддерсфилд, Англия

Картина из серии "Не ждали". Молодая леди падает в обморок, увидев своего пожилого отца. А если еще пофантазировать, то, может и престарелого мужа, который неожиданно заявился на вечеринку, где она развлекалась (в любом случае без позволения) с молодым человеком с красным бантом на шее.

Определенно, в неподобающем месте для настоящей леди. Бутылки на столе вполне красноречиво говорят об этом.

Зато какое интересное представления для других гостей. Все, затаив дыхание, ожидают, чем же завершится эта сцена.

3. "Отвергнутый поклонник", 1890

Отвергнутый поклонник, 1890. Венгерская национальная галерея, Будапешт
Отвергнутый поклонник, 1890. Венгерская национальная галерея, Будапешт

Никто бы не хотел оказаться на месте молодого человека, пришедшего с букетом цветов к любимой.

Но капризной красавице он не нужен. То ли внешность не устраивает, то ли положение не дотягивает. У неё ответ однозначный: "Нет!".

Зато с какой гордостью смотрит отец на решительный отказ дочери, как бы одобряя её решение.

4. "Ревность", 1892

Ревность, 1892, Венгерская национальная галерея.
Ревность, 1892, Венгерская национальная галерея.

И на этой картине художника страсти зашкаливают. Даже в тихом парке, среди прекрасной природы, может происходить такое.

Особенно если ты туда идешь гулять с подругой, которая и моложе тебя, и красивее. А эти качества привлекают мужчин.

И вряд ли у этого лощенного, самовлюбленного денди серьезные намерения, но все равно сердцу больно, что выбрали не тебя. И прижимает девушка в шляпке платок к губам, чтобы не разрыдаться от несправедливости жизни.

5. "В парке", 19 в.

В парке, 19 в. Частная коллекция
В парке, 19 в. Частная коллекция

И еще одна сценка в парке. На ней четыре персонажа. Молодая девушка, скорее всего гувернантка, читает книгу своим подопечным.

Но девочкам это не интересно. Ведь на скамейку подсел интересный модный мужчина, который заглядывается на их гувернантку.

А та со всех сил старается не обращать внимание на наглеца. Хотя и не остается равнодушной к его шуточкам. На лице у неё улыбка.

Пять картин - пять историй. Порой забавных, порой грустных.

И печальная судьба художника Тихамера Маргитая, картины которого, с уходом моды на них, в начале двадцатого века стали никому не нужны.

В результате, страдающий от забвения и ненужности, потерявший всё и даже часть своих творений, 63-летний Тихамер Маргитай 23 февраля 1922 года застрелился.

В доме художника нашли только пятьдесят крон, поэтому на следующий день его кремировали… .