Найти тему

Физика выброса рельсового пути

Мы уже знаем, в чём виноват рельсовый стык. (читай эту статью) А сейчас давайте познакомимся с физикой процесса вот такого явления:

Выброс пути. Источник https://www.linkedin.com/posts/railize_railize-activity-6991472398558523393-Ratl
Выброс пути. Источник https://www.linkedin.com/posts/railize_railize-activity-6991472398558523393-Ratl

Это явление называют:

  1. Рельсы «зигзагом»;
  2. Выброс пути;
  3. Потеря устойчивости рельсошпальной решетки.

Я рекомендую разобраться в том, что такое устойчивость. Ведь потеря устойчивости, это самое верное определение этого явления, из-за которого происходит искривление рельсов.

Хорошим, по моему мнению, является пример с линейкой. Итак, я хочу сжать линейку. Хочу раздавить как, например, кубик. Сжать до полосочки.

-3

Все вы знаете, что с линейкой такое не прокатит. В какой-то момент она изогнется, и мы либо погнем ее, либо сломаем. Такая ситуация и называется потерей устойчивости, которая происходит тогда, когда мы достигаем определенной величины силы сжатия.

А если я слабенько сожму линейку, то она не согнется. Но я могу намеренно создавать боковые толчки и даже надавить. Но, когда я перестану давить сбоку, то линейка вернется в состояние равновесия. Это устойчивость.

-4

Если я сильно буду сжимать линейку, то она начнет трястись в руках. Так мы превысим определенную силу сжатия, с которой линейка будет неустойчива. Если в неустойчивом состоянии я надавлю на линейку сбоку, то она не вернется в состояние равновесия, даже тогда, когда я перестану давить сбоку.

-5

На железной дороге тоже самое, только вместо линейки у нас два рельса. Я помню, когда мы проходили тему бесстыкового пути, преподаватель задал нам вопрос: «Что происходит с железной дорогой, когда температура воздуха повышается? Рельсы будут растягиваться или сжиматься?». Не думая, мы ответили, что рельсы при повышении температуры растягиваются. А вот и нет.

-6

При повышении температуры рельс действительно удлиняется. Но вообще-то рельс у нас закрепляется в промежуточных рельсовых скреплениях на каждой шпале. И кроме того, в стыках, рельс стянут накладкой с противоположным рельсом.

-7

Вы думаете это его оставит? Он может нам болты сорвать. Поэтому смотрите, предусматривается даже овальные отверстия.

-8

Но это все равно его тормозит. А дальше дела хуже. Перед стыком на шпале есть скрепление, которое тоже будет его тормозить. Затем еще одно, и ещё.

-9

Если рельс короткий, то и это его не остановит. Он хоть и со скрипом, но удлинится. А вот если это длинный рельс, особенно, если это рельсовая плеть длиной 800 метров, то это другое. Концы плети удлинятся, а вот остальная часть нет. Слишком много скреплений его держат.

-10

Вот и получается, что рельс хочет удлиниться, а ему оказывают сопротивление. Поэтому рельс сжимается. А значит, как и в аналогии с линейкой, здесь возможна потеря устойчивости. Или как в основном говорят - выброс пути.

Выброс пути. Источник https://www.vrt.be/vrtnws/nl/2020/06/24/primeur-voor-belgie-infrabel-spuit-sporen-wit-tegen-uitzetting/
Выброс пути. Источник https://www.vrt.be/vrtnws/nl/2020/06/24/primeur-voor-belgie-infrabel-spuit-sporen-wit-tegen-uitzetting/

И не надо думать, что если вы зажмете рельсошпальную решетку со стороны торцов шпал, то ничего не будет. Нет уж. Вверх выбьет. И такое бывает, но редко.

-12

Когда мы говорили про устойчивость линейки, то мы говорили о некой определенной силе сжатия. И на железной дороге она есть. Она называется критической температурной сжимающей силой.

-13

Вот такая простая физика процесса. Также вы можете обратить внимание, что при выбросе пути длина изогнутых рельсов стала больше.

-14

Конечно больше, рельс хотел удлиниться, он и удлинился. Но это уже самая настоящая деформация. Но, к сожалению, не упругая, а пластическая. Рельсы под замену.

Выброс пути довольно неплохо изучен и изучается по сей день. Например, вот видео (правда оно уже старое), как в университете СамГУПС изучают выброс пути.

Они соорудили у себя небольшой фрагмент железной дороги и сжали рельсы. Это же самая настоящая наука. Наверняка они вычисляли критическую силу.

Также стоит понимать, что в кривой выброс пути более вероятен, чем в прямой.

Кривая
Кривая

Ведь это тоже самое, что намеренно давить на линейку сбоку. А вот, если бы мы жили в идеальном мире, то на прямом участке не было бы выброса. Но в действительности невозможно добиться идеальной симметричной сжимающей нагрузки. Когда устойчивость потеряна, достаточно лишь небольшого отклонения от симметрии и будет выброс.

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь! Прилагаю ниже ролик к этой статье.