В начале октября 1917г. Кубанская Краевая Рада провозгласила себя верховным органом Кубани, приняв конституцию – «Временные положения о высших органах власти в Кубанском крае». Возглавили Раду – Н.С. Рябовол, правительство – Л.Л. Быч.
После Октябрьского переворота Войсковое правительство отказалось признавать Советскую власть. Его поддержала городская дума Екатеринодара, большинство мест в которой занимали правые эсеры, оппозиционные большевикам. Войсковое правительство, как и на Дону атаман Каледин, объявило военное положение. Лояльные большевикам армейские части разоружались. Левых эсеров и большевиков арестовывали и расстреливали, деятельность оппозиционных партий, газет и профсоюзов запрещалась.
Войсковые казачьи части, прибывшие с фронтов 1-й Мировой оказались ненадежными в политическом отношении и Войсковому правительству, как и атаману Каледину на Дону, пришлось начать формирование добровольческих отрядов. Первый отряд под командованием войскового старшины П.А. Галаева сформирован был еще в ноябре 1917г. В декабре 1917г. начинает формирование второй добровольческий отряд под командованием летчика, капитана В.Л. Покровского. В январе 1918г. был организован отряд «Спасения Кубани» под началом полковника Н.П. Лесевицкого.
В начале декабря 1917г. была установлена Советская власть в Новороссийске.
22.12.1917г. созванный в Екатеринодаре крестьянский съезд не смог объединить свои усилия с казачьей Радой. Иногородние крестьяне с частью казаков-фронтовиков вышли из состава общего съезда и образовали свой съезд. 27.12.1917г. Кубанский областной съезд иногородних постановил передать власть на Кубани Советам, казённые, церковные и частновладельческие земли – безземельным, сохранив паевые наделы крестьян и казаков. Съезд Советов в Екатеринодаре представлял смертельную угрозу для кубанского правительства – впереди было открытое противостояние.
Власть Советов на Кубани поддержали революционизированные части 39-й пехотной дивизии, возвращавшейся с Кавказского фронта, укомплектованные иногородними и рабочими. В начале 1918г. части 39-й пехотной дивизии, следуя вдоль железнодорожной магистрали Ростов – Владикавказ, заняли Армавир, станции Кавказская и Тихорецкая, образовав на них военно-революционные комитеты. Связь и коммуникации Баталпашинского, Лабинского и Кавказского Отделов с Войсковым правительством в Екатеринодаре были нарушены. По призыву местных Советов началось формирование из рабочих, крестьян, казаков и солдат-фронтовиков, возвращавшихся с Кавказского фронта, красногвардейских отрядов в Новороссийске, Туапсе, Тихорецкой, Армавире, Кавказской и др.
07.01.1918г. началось вооруженное противостояние – в Екатеринодаре был разгромлен горком партии большевиков. Руководители Совдепа И.И. Янковский, М.М. Карякин, А.А. Лиманский и другие арестованы.
30.01.1918г. на конференции в станице Крымской делегаты Таманского и Екатеринодарского отделов избрали областной ВРК под председательством Яна Полуяна, постановивший – освободить Екатеринодар от контрреволюции. В Крымской началась организация наступления красногвардейских отрядов на Екатеринодар. Ядро было представлено Новороссийским красногвардейским отрядом бывшего юнкера А.А. Яковлева (350 рабочих железнодорожных мастерских и цементного завода, 4 орудия) и Крымским отрядом бывшего штабс-капитана С.Н. Перова. Для координации действий прибыли делегаты 39-й дивизии, дислоцировавшейся в районе Тихорецкой.
Был принят план наступления, который предполагал окружение и штурм Екатеринодара. Слабым местом плана была его оперативная составляющая: единый командующий не был назначен, откуда вытекает следующий неприятный момент – непосредственное взаимодействие с Тихорецкой группой отсутствовало. Личный состав отрядов был представлен в большинстве плохо обученными военному делу рабочими, процент солдат-фронтовиков был невелик. Командование отрядов – бывшие младшие офицеры Русской армии, хорошие агитаторы, но имевшие малый опыт ведения боевых операций (краскому Яковлеву всего 20 лет!).
31.01.1918г. из Крымской отряды Яковлева и Перова выступили в эшелонах по железной дороге на Екатеринодар. В Георгие-Афипской к ним присоединился казачий отряд Е.М. Воронова (около 100 чел.).
К Войсковому правительству в Екатеринодар были направлены парламентёры Г.М. Седин и С.П. Стрилько и высланы две телеграммы, в которых предлагалось не препятствовать проведению съезда Советов. Но кубанское правительство было не настроено на переговоры – парламентёры были зверски замучены по приказу белых офицеров. После расправы с парламентёрами штурм Екатеринодара революционными войсками был неизбежен.
02.02.1918г. Яковлев не стал дожидаться подхода красногвардейских отрядов из Тихорецкой и Кавказской и своими силами занял станцию Энем. Он считал, что его сил достаточно для штурма города (юношеский максимализм). С разведкой у Яковлева было все плохо и он не знал, что белые кубанцы превосходят его и числом (до 1.300 чел.) и матчастью и боевой выучкой и искусством командиров. Направление атаки также было выбрано крайне неудачно – узкое дефиле вдоль железной дороги, стесняющее маневр войск. Это к вопросу о боевом опыте – генерал Корнилов два месяца спустя даже не пытался атаковать здесь же вдоль железной дороги, а переправил Добрармию на правый берег Кубани и атаковал с запада. Итак, красный командир совершил все необходимые ошибки – впереди был бой.
04.02.1918г. У станции Энем произошел бой отряда Красной гвардии (около 500 чел.) с отрядами войскового старшины П.А. Галаева и капитана В.Л. Покровского (около 700 чел.). Красногвардейцы, наступая вдоль железнодорожного полотна, были скованы боем у Чибийского моста отрядом Галаева. Отряд капитана Покровского (около 150 чел.) обходным маневром через Тахтамукаевский аул, обошел правый фланг и ударил в тыл. Внезапно атакованные красногвардейцы запаниковали и начали разрознено и не организованно под огнем белоказаков отступать, обходя станцию Энем с запада. Усугубило положение предательство командира батареи бывшего поручика Богданова – артиллерия Красной гвардии оказалась в руках белых. В неразберихе погибли краскомы Яковлев и Перов. Краском Ф.Ф. Алексанкин вывел остатки отряда к станице Георгие-Афипской.
Был убит в бою и командир белоказаков Галаев. Общее командование белоказаками принял Покровский. Первая победа подняла боевой дух белых добровольцев.
После известия о гибели Яковлева и Перова, военком Черноморской губернии И.А. Серадзе выехал в Афипскую. Красногвардейский отряд был приведен в порядок. Из Новороссийска прибыл отряд рабочих и Серадзе принял общее командование. Началась подготовка к новому наступлению на Екатеринодар. Отряд Покровского получил пополнение за счёт отряда Лесевицкого и насчитывал около 1.300 чел.
08.02.1918г. ночью белоказаки атаковали первыми. Один отряд наступал на станицу Георгие-Афипскую через железнодорожный мост. В темноте белоказаки перебили часовых и ворвались на станцию. Другой, обойдя левый фланг через аул Верхний Бжеготай, ударил в тыл. На станции белоказаки врасплох захватили штаб Красной гвардии. В бою был смертельно ранен Серадзе. Опять было нарушено управление, и красногвардейцы под началом Алексанкина с боем отошли в станицу Северскую. Утром, приведя себя в порядок, красногвардейцы безуспешно контратаковали белоказаков в Афипской, а затем отступили к Крымской.
По данным историков Белого движения в этих боях потери: белых 12 чел., красных более 4.000 чел. убитыми, ранеными и пленными, что заставляет усомниться в достоверности. Исходя из численности около 500 чел. предположительно красногвардейцы могли потерять убитыми, ранеными и пленными до нескольких сотен бойцов.
Боевые заслуги капитана Покровского были оценены Войсковым правительством – он был произведен в полковники с подчинением ему всех антибольшевистских сил на Кубани.
P.S. Бой у станции Энем послужил прологом к разгорающейся Гражданской войне на Кубани.
Продолжение:
Кубань 1918г. Консолидация Красной гвардии и первый успех
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.